7 лучших документальных фильмов про космос и загадки галактики

Кадр из сериала «Космос: Пространство и время»
История космологии со Стивеном Хокингом, виртуальное путешествие к краю Вселенной и спецрепортаж космонавтов с МКС — самые интересные научно-популярные фильмы и сериалы на космическую тему от Discovery, BBC и других в подборке Forbes Life

В декабре 1971 года советская автоматическая межпланетная станция «Марс-3» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность Марса. Передача данных от аппарата продлилась всего 14,5 секунды, однако устройству удалось отправить на Землю несколько первых снимков с поверхности планеты. В честь 50-летнего юбилея посадки «Марс-3» Forbes Life собрал 7 лучших документальных фильмов и сериалов про космос и Вселенную, которые стоит посмотреть, — от проектов с участием самых известных астрофизиков планеты до картин про самые громкие открытия в астрофизике в XXI веке.

«Путешествие на край Вселенной»

В документальном фильме канала Discovery режиссер Явар Аббас с помощью графики моделирует путешествие от Земли к краю Вселенной. Сначала зрители виртуально преодолевают Солнечную систему, узнав подробности о каждой планете и ее спутниках, потом достигают ближайшую к Солнцу звезду — Альфа Центавру, а после следуют до границ Млечного пути и дальше за его пределы. Графика в «Путешествии на край Вселенной» разрабатывалась на основе данных, полученных космической обсерваторией Hubble Space Telescope. Рассказчиком в проекте выступил актер Алек Болдуин.

«Охотники за черными дырами»

Действие проекта BBC об одном из главных научных прорывов в астрофизике в ХХI веке начинается в 2017 году. Именно тогда ученый Шеперд Доулман с командой коллег-астрономов начал разрабатывать проект Event Horizon, чтобы доказать существование черных дыр. До этого из-за сильной гравитации ни один объект не мог приблизиться к ним так, чтобы запечатлеть и не попасть в «кротовую нору».

Доулман же задумал сфотографировать черную дыру с Земли: астрономы создали виртуальную сеть поиска из обсерваторий по всему миру, усилив мощность одного телескопа в несколько сотен раз. Спустя два года «охоты», о которых и рассказывается в фильме Данкана Буллинга и Генри Фрейзера, им это все-таки удалось — 10 апреля 2019 года команда астрономов сфотографировала сверхмассивную черную дыру в центре галактики Messier 87.

«Во Вселенную со Стивеном Хокингом»

Многосерийный документальный проект «Во Вселенную со Стивеном Хокингом» канала Discovery — настоящая классика научно-популярного жанра. Ведущий сериала, снятого в 2010 году, — профессор Стивен Хокинг, который простым и понятным языком рассказывает полную историю космологии: начиная с «Большого взрыва» и заканчивая возможным концом галактики. Знаменитый ученый также делится своими мыслями о самых интересных загадках и тайнах Вселенной — возможности разумной жизни на других планетах и путешествиях во времени — и предлагает помечтать о возможностях человечества в будущем. Озвучивает мысли Хокинга в проекте актер Бенедикт Камбербэтч.

«Последний на Луне»

Документальный фильм «Последний на Луне» британского режиссера Марка Крейга — история жизни астронавта Юджина Сернана, последнего человека, побывавшего на Луне. Мужчина трижды высаживался на поверхность спутника Земли — в 1966-м, в 1969-м и наконец в 1972 году в качестве командира «Аполлона-17».

В документальном проекте спустя 40 лет после завершения карьеры Сернан рассказывает не только о высадках, любви к космосу и том, как он нарисовал на лунной поверхности инициалы своей дочери, но и о цене, которую платит каждый космонавт за свои путешествия, находясь в разлуке с семьей. Фильм дополняют архивные съемки, мультипликационные вставки и закадровые замечания жены Сернана.

«Космос: Пространство и время»

Еще одна классика жанра в нашем списке. «Космос: Пространство и время» с американским астрофизиком Нилом Тайсоном — ремейк культового научного-популярного сериала ученого Карла Сагана 1980 года. Сериал состоит из 13 частей. Как и в оригинальной версии, ведущий путешествует во времени и пространстве на «корабля воображения», рассказывая о главных научных открытиях последних столетий — от зарождения Вселенной до событий 2014 года, когда проект завершился. Идея перезапуска сериала принадлежит вдове ученого Энн Друян. Ведущий-преемник нового проекта был выбран не случайно: Саган был наставником и хорошим другом Тайсона еще со времен Корнеллского университета, где Саган преподавал в 1970-х годах.

«Земля в иллюминаторе»

«Земля в иллюминаторе» — российский документальный фильм о жизни космонавтов на МКС. Проект снят самим экипажем космической станции в 2015 году. Это личный спецрепортаж, который охватывает полгода работы на орбите — от старта корабля с Байконура до возвращения на Землю. Вместе с видеокамерой космонавты наводят порядок в невесомости, встречают Новый год и рассказывают о том, как устроен быт на МКС.

«Вояджер: Дальше планет»

Документальное кино о космосе и Вселенной. Эмер Рейнольдс рассказывает о миссии двух космических аппаратов, «Вояджер-1» и «Вояджер-2», запущенных в 1970-х. Корабли и сегодня следуют по галактике, собирая и передавая на Землю данные научных наблюдений. «Вояджеры» уже успели преодолеть Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун и отправляются дальше к границам Солнечной системы. Один из самых интересных моментов фильма — рассказ о диске с посланием инопланетянам, которое авторы космического проекта записали на случай столкновения аппаратов с внеземной разумной жизнью.