Кифер, Рихтер, Кабаковы: в Новой Третьяковке покажут лучшее европейское искусство

Выставка «Многообразие/единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» объединяет разные поколения художников: от таких мэтров, как Илья и Эмилия Кабаковы, Кристиан Болтански, Ансельм Кифер, Герхард Рихтер, Маурицио Каттелан, Аннет Мессаже, Гилберт и Джордж, Олафур Эллиасон, Люк Тюйминс, до более молодых — Адриана Гени, Ирины Кориной, Ольги Чернышевой.
«Многообразие/единство» — проект, осуществленный под патронажем президентов трех стран, и на 90% профинансированный на средства частного бизнеса. Почти €6 млн на выставку удалось привлечь боннскому фонду Искусства и культуры.
По идее кураторов и художников (в этом проекте все художники работали над созданием концепции, либо создали новые работы для выставки, либо изменили уже существующие), есть другая Европа, свободная от политических манипуляций, географических границ и узости создания, объединенная ценностями свободы, справедливости, прав человека, терпимостью, уважением к другим.
Название выставки взято у работы Кристиана Болтански «Снова многообразие единства» 2020 года, созданной специально для проекта. О чем бы ни рассуждал Болтански, важнейший европейский художник второй половины XX века, какие серии не создавал, его главная тема — Холокост, забвение и коллективная память. Перед открытием выставки в Берлине, до московского художник не дожил, Кристиан Болтански сказал: «В моем сознании есть частичка греческая, частичка корсиканская, частичка татарская и маленькая часть еврейской Украины. Это составляет мою сущность, и я не думаю, что в мире есть кто-то, в ком не обнаружилась бы похожая смесь в виде самых разнообразных этнических групп и национальностей».
Forbes Life рассказывает о главных работах выставки.
Энтони Гормли, «Срез», 2020
Британский скульптор создал эту работу специально для выставки «Многообразие/единство» и очень настаивал, чтобы ее показали в Москве. Пять истуканов, собранных из железных блоков, висят в пространстве, не достигая пяти миллиметров до пола. За специально построенной фальшь-стеной от глаз зрителей скрыты гигантские противовесы, которые не дают этим анти-кариатидам рухнуть, проломив пол.
Ансельм Кифер, «Зимний путь», 2015-2020
Певец руин и пост-апокалипсиса Ансельм Кифер прислал в Москву свой «Зимний путь», названный как и музыкальное произведение Шуберта. Напоминая о том, как важен для Европы немецкий романтизм, Кифер подписывает каждый гриб в своем зачарованном лесу именами немецких поэтов и философов, и отдает должное мадам де Сталь, познакомившей Германию с романтизмом в начале XIX века, и Ульрике Майнхоф-леворадикальной журналистке и террористке 1970-х.
Адриан Гени, «Антилопа, атакованная у газовой трубы», 2019
Один из самых успешных ныне живущих европейских художников, румын Адриан Гени вернул живописи ее былое величие. Любитель ярких цветов, составитель культурных паззлов (его работы напичканы цитатами из искусства XX века от Макса Эрнста до Фрэнсиса Бекона), Гени не чужд социальной отвественности. По мнению художника, главные тему европейской повестки: узурпация власти, изгнание и миграция.
Крис Лемсалу, «Салли, иди вокруг роз», фрагмент, 2018
Эстонка Крис Лемсалу — спец по созданию альтернативных миров, где нет места унынию, насилию и несчастьям. Работа создана как иллюстрация к песне 1963 года женского афроамериканского трио The Supremes.
Шейла Камерич, «Свобода», 2015
Германская художница родом из Сараева Шейла Камерич добавляет к идеальной красоте ровных светящихся букв Liberty так называемые антиприсадочные шипы от птиц.
Саня Ивекович, из серии «Дом для Женщин. Солнечные очки», 2002 — в процессе
Хорватская художница-феминистка Саня Ивекович работает в разных медиа. Ее многолетний фотопроект-исследование «Дом для женщин. Солнечные очки» — снимки женщин, пострадавших от домашнего насилия. Сделанные в женских приютах, для непосвященных эти фотографии выглядят как реклама солнцезащитных очков. И только краткие рассказы героинь о себе, оформленные как подписи фото, превращают гламурный жанр в уголовный.
Кристиан Болтански, «Снова многообразие единства», 2020
Одна из последних работ художника. Черно-белый, словно с фотографии 1930-1940-х годов, лик ребенка в очках составлен из фрагментов фотографий детей из Германии, Франции и России. Большие печальные детские глаза в центре, словно напечатанные с нерезкого старого негатива, моментально вызывают приступ генетической памяти, острое чувство боли, глядя на это детское лицо, невозможно не думать о том, какая судьба выпала маленькому очкарику.
Екатерина Муромцева, из серии «Пикет», 2019
Акварельно-орнаментальные фигуры Екатерины Муромцевой написаны в человеческий рост. Выстроенные в ряд на стене, они как будто бы смыкаются вокруг зрителя.
Маурицио Каттелан, «Чезена 17 — A.Ч. Форнитуре Суд 12», 1991
У провокатора Маурицио Каттелана слава художника-провидца. На фотографии 1991 года он сталкивает за гротескно-вытянутой плоскостью настольного футбола две команды, два клуба, с разными цветами кожи. Цветные мигранты vs белое население.
Олафур Элиассон, « Желтый коридор», 1997
Датчанин Олафур Элиассон решил проблему расизма в одном конкретном коридоре — желтый свет в его инсталляции работает так, что краски теряют свою яркость, а все оттенки кожи становятся одинаково серыми.