К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Не смотрите наверх»: как Леонардо ДиКаприо и Дженифер Лоуренс спасают мир и фильм

Кадр из фильма «Не смотрите наверх»
Кадр из фильма «Не смотрите наверх»
На стриминговом сервисе Netflix вышел фильм «Не смотрите наверх» с Дженифер Лоуренс и Леонардо ДиКаприо в главных ролях. Forbes Life объясняет, почему режиссеру Адаму Маккею не удалось снять действительно зрелищную и яркую политическую сатиру о конце света

Кейт Дибиаски (Дженифер Лоуренс), аспирантка факультета астрономии Университета штата Мичиган, с помощью гигантского телескопа «Субару» обнаруживает, что в сторону Земли движется огромная комета. Она счастлива, что заметила новое космическое тело, эта находка поможет ей в написании докторской диссертации, потому что Кейт изучает взрывающиеся звезды. Дибиаски рассказывает об открытии своему научному руководителю — доктору и профессору университета Рэндаллу Минди (Леонардо ДиКаприо), чтобы он определил траекторию движения кометы. Минди уже подзабыл, как это делается, потому что в его карьере давно не происходило ничего интересного. Он прикидывает в голове цифры, начинает просчитывать траекторию и осознает ужасное — через полгода комета, диаметр которой составляет 6-9 км, врежется в Землю на полном ходу. Это приведет к апокалипсису, катастрофе планетарного масштаба. По всему миру начнутся цунами, землетрясения и взрывы, и все умрут. 

Зритель ожидает, что после такого научного открытия начнется невероятный экшен, но нет. Минди и Дибиаски совершенно не готовы к тому, что им нужно спасать мир. Никакого героизма и решительности, бравады и уверенности в себе. Страдающая от депрессии и легкой наркотической зависимости, героиня Лоуренс плачет по пять раз в день и не понимает, как вообще сообщить жителям Земли, что скоро они все умрут. У Минди, который уже много лет живет с тревожным расстройством, при необходимости общаться с посторонними людьми или прессой начинается паническая атака. Вот такую команду по спасению мира мы заслужили в 2021 году. 

В Белом доме к огромной комете, которая скоро уничтожит все живое, относятся совершенно несерьезно. Президент Орлин (Мэрил Стрип), которая больше всего в жизни гордится дружбой со Стивеном Сигалом, Марайей Керри и Биллом Клинтоном, слишком занята коррупционными схемами. Ей нужно продвинуть своего кандидата в Верховный суд — безумного шерифа-ковбоя, который сперва стреляет, затем думает. Планам Орлин, к сожалению, помешали СМИ, которые выяснили, что полицейский — любовник президента, который к тому же в 1990-х снимался в порно. Рейтинг президента падает, а через три недели выборы в конгресс — нужно срочно вернуть доверие американских граждан и реабилитироваться. 

 

В этот момент «Не смотрите наверх» переобувается из комедийного фильма-катастрофы в политическую сатиру, отсылающую зрителя к американской классике — картине «Плутовство» (она же «Хвост виляет собакой»). В 1997 году Барри Левинсон снял ленту о том, как телевизионщики выдумали войну, на которой героически погибают американские солдаты, чтобы отвлечь внимание нации от сексуального скандала, в центре которого оказался президент США. Левинсон показал тогда, как с помощью телевизора легко манипулировать общественным мнением и что правильный видеоряд может убедить даже самого умного человека в чем угодно. 

Режиссер Адам Маккей, по сути, снял ремейк или актуальную версию «Плутовства». «Не смотрите наверх» демонстрирует, как слепо американцы верят социальным сетям, лидерам мнений и политикам, которые прибегают к популизму и готовы обещать что угодно, лишь бы повысить свой рейтинг накануне выборов.

 

Маккей не впервые снимает политическую сатиру и насмехается над Белым домом и американской государственной системой. Адам начинал как продюсер и сценарист первых нескольких сезонов Saturday Night Life, фильма «Диктатор» с Сашей Бароном Коэном и комедии «Грязная кампания за честные выборы». Затем он оттачивал мастерство сатиры в качестве режиссера в картине «Игра на понижение» и юмористической драме «Власть», был исполнительным продюсером сериала «Наследники». Эти фильмы определили почерк Маккея — его картины всегда держатся на актерском мастерстве, крупных выразительных кадрах, тонком сарказме и резких сменах плана. Режиссер любит устраивать зрителю эмоциональные качели. Вот вы презираете белого консервативного президента в кепке со звучным слоганом, усадившего своего глупого сына-шопоголика в кресло главы администрации (Маккей тонко намекает, что даже если президентом США станет женщина, она может быть такой же агрессивной, алчной, коррумпированной и властной психопаткой, как некоторые политики-мужчины), а вот вы пускаете слезу, потому что скоро гигантская комета убьет милых носорогов и погубит красивые цветы. 

Стриминговый сервис Netflix не пожалел денег на «Не смотрите наверх» — бюджет составил $75 млн. Достаточно посмотреть на каст, чтобы понять, что большая часть этих денег ушла на гонорары. Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Джона Хилл, Тимоти Шаламе, Ариана Гранде, Кейт Бланшетт и Мэрил Стрип — такого звездного состава Netflix еще не видел.

«Не смотрите наверх» — это максимально абсурдная сатира, от градуса гротескности которой в какой-то момент начинает укачивать. Зритель понимает, что Маккей без разбора насмехается над всем сразу. Как подвыпивший батя на свадьбе, который хочет озвучить все свои лучшие шутки сразу. Но с каждой последующей остротой становится все менее весело, потому что хорошие и продуманные шутки заканчиваются, остается плоский и банальный стеб, который зумеры в интернете назовут «баяном». Поэтому, пожалуй, актерский состав — главная заслуга Маккея. События развиваются медленно и плавно, фильм практически лишен сюжетного экшена. Идея картины понятна с первых минут, и последующие два часа зрителю остается наслаждаться только актерской игрой и метаморфозами ДиКаприо, Лоуренс, Стрип, Шаламе и Бланшетт. 

 

Маккей ставил перед собой цель показать, как безответственно и поверхностно жители Земли относятся к изменениям в окружающей среде планеты и как мало они знают о том, что происходит с нашим бесценным домом. Но во время просмотра появляется мысль, что человечество просто в принципе не способно поверить, что в какие-то считаные месяцы мы все умрем. Смерть так сильно пугает людей, что они готовы верить в чушь и обещания политиков, лишь бы перестать думать о том, как скоро Земле придет конец.

Американцы солидарны с президентом Орлин в том, что у кометы ужасный тайминг: совершенно не вовремя она решила обрушиться на Землю и уничтожить все живое. Вот только вышел новый трек у популярной исполнительницы Райли Бина (Ариана Гранде), которая сошлась с изменившим ей бывшим и готовится к свадьбе. Решительно некогда разбираться с тем, нужно ли смотреть наверх (за месяц до столкновения с Землей комету становится видно невооруженным глазом), чтобы убедиться в реальности угрозы, или не нужно, потому что комета — это символ угнетения, порабощения и запугивания американской нации. 

Маккей хотел снять зрелищный спектакль и развлекательное шоу о том, как правительство манипулирует людьми, и пригласил достойных для этой постановки актеров. Вот только сценарию не хватило ни зрелищности, ни развлекательности. «Не смотрите наверх» получился тяжеловесным, нудным и затянутым. Смотреть его иногда настолько скучно, что едва успеваешь замечать классные отсылки к американской классике героизма — «Спасти рядового Райна», «Бэтмену» и «Капитану Америка», — которую Маккей тоже пытается высмеять. 

Выжить на этом затянувшемся фестивале сарказма помогает довольно очевидная накануне семейных праздников мысль: если бы на планету неминуемо падала комета, способная уничтожить человечество, где, с кем и как я хотел бы провести последние дни жизни. И когда вы сможете придумать, как ответить на этот вопрос, реализуйте сформировавшийся в голове план на новогодних каникулах. Потому что никогда не знаешь наверняка, в какой момент случится апокалипсис. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+