К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Там были руины»: в Москве откроется Музей братьев Третьяковых

Музыкальный салон — с одной стороны представлены работы из коллекции Сергея Третьякова, а с другой — из коллекции Павла Третьякова (Фото из архива Третьяковской галереи)
Музыкальный салон — с одной стороны представлены работы из коллекции Сергея Третьякова, а с другой — из коллекции Павла Третьякова (Фото из архива Третьяковской галереи)
В Первом Голутвинском переулке, рядом с церковью Николая Чудотворца в Голутвине, в доме XIX века Третьяковская галерея на деньги бизнесмена Александра Тынкована и других меценатов создала Музей братьев Третьяковых. Forbes Life побывал в музее, который откроется для посетителей с 29 января

«Осторожнее, двери пока очень тугие, я вам придержу», — говорит смотрительница, пропуская посетителей в камерное пространство зала. Невысокие потолки, узкие дверные проемы, небольшая лестница между этажами, — в двухэтажном доме (общая площадь — 469 кв. м) в Первом Голутвинском родились братья Третьяковы. Павел — в 1832 году, Сергей — в 1834 году. И прожили с родителями до 10 и 12 лет. Затем семья переехала в соседний особняк, а дом был сдан внаем. В 1918 году дом в Первом Голутвинском переулке национализировали, оборудовали коммунальные квартиры, в начале 1970-х расселили и забросили. В 1997 году дом, признанный памятником истории и культуры регионального значения, передали на баланс Третьяковской галереи. Но работы по консервации, восстановлению, реставрации и приспособлению здания под музей начались только в 2015 году.

Родовое гнездо основателей Третьяковской галереи (Фото Артема Геодакяна·ТАСС)

«Став директором музея, я была поражена, обнаружив в конце парка «Музеон» руины, где обитали бомжи, — родовое гнездо основателей Третьяковской галереи, братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, передавших свое собрание Москве в 1892 году, — рассказывает Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи. — Несмотря на название галереи, люди мало знают о Третьяковых. Павла Михайловича, уже в 27 лет осознанно решившего создать первый в России музей национальной современной художественной школы, воспринимают как сухого, застегнутого на все пуговицы, склонного к консерватизму человека, не осознают значения и величины этой смелой креативной личности. За 40  лет собирательства Павел Михайлович приобрел более 3300 произведений — масштаб, во много раз превосходящий любую частную европейскую коллекцию, положившую начало национальным музеям. Отдать должное братьям Третьяковым — обязанность галереи».

Кабинет Сергея Михайловича Третьякова, воссозданный в музее (Фото Артема Геодакяна·ТАСС)

Поскольку интерьеров времен Третьяковых в доме не сохранилось, галерея отказалась от традиционной для мемориальных домов экспозиции. Было принято решение рассказать историю семьи Третьяковых в историческом контексте московского купечества второй половины XIX века, традиций коллекционирования, благотворительности, с использованием новых музейных технологий. На интерактивных экранах представлено семейное древо Третьяковых, выходцев из Малоярославца, известных с 1646 года. Династические браки с купеческими кланами Мамонтовых, Морозовых, Коншиных. Создание льняной мануфактуры в Костроме, которую братья Третьяковы основали, сложившись капиталами с зятем, купцом первой гильдии Владимиром Коншиным, в 1866 году. На карте Москвы у братьев Третьяковых-девелоперов (еще одно направление семейного бизнеса) значатся десять объектов: и торговый дом, и единственная в городе улица, построенная на частные деньги, Третьяковский проезд, и богадельня, и дом для вдов и сирот художников, и училище для глухонемых.

 

«Экспозиция основана по принципу главных ценностей Третьяковых: семья — дело — коллекция», — рассказывает Татьяна Гафар, заместитель директора Третьяковской галереи по развитию новых музейных пространств.

«Здесь наглядно выражена позиция Третьяковых: нажитое от общества должно быть возвращено обществу», — говорит Зельфира Трегулова.

 
Портреты выдающихся деятелей России и «Богоматерь с младенцем» Максимова из собрания Павла Третьякова (Фото из архива Третьяковской галереи)

Музей Павла и Сергея Третьяковых  — отдел Третьяковской галереи, но создан он, реконструирован и приспособлен под музей полностью на частные деньги. Среди меценатов — компании и бизнесмены — участники попечительского совета Третьяковской галереи, Наталия Опалева (№14 в рейтинге Forbes богатейших женщин России), Алексей Репик (Forbes №57). Но главным меценатом и партнером проекта стал бизнесмен Александр Тынкован (российский Forbes №144). Участие Тынкована в совместной работе с Третьяковской галереей началось в 2017 году, когда он вступил в попечительский совет музея и оплатил покупку знаковой работы Дмитрия Жилинского «Человек с убитой собакой», а затем поддержал проект по передаче музею коллекции работ Гелия Коржева из собрания Владимира Некрасова. 

Узнав о проекте восстановления и приспособления под музей родового дома Третьяковых из программы проектов для спонсорской поддержки, бизнесмен стал первым меценатом, кто согласился помочь. «У меня было несколько причин, — рассказал Александр Тынкован Forbes Life, — Отдать дань Павлу и Сергею Третьяковым, самым известным московским меценатам, тем самым помочь Третьковке, национальному бренду. И сохранить исторический особняк конца XVIII века постройки, чудом уцелевший в Замоскворечье. При тех объемах и скоростях, с которыми Москва теряет свои исторические здания, только перевод в государственную музейную собственность может спасти особняк от сноса. Никакое частное владение не способно гарантировать качественную реставрацию и дальнейшую сохранность. А Третьяковская галерея эту возможность дает».

На интерактивных экранах представлен таймлайн семьи Третьяковых (Фото из архива Третьяковской галереи)

Совместную работу с меценатом над созданием дома-музея руководство Третьяковки называет партнерской. «Мы советовались с Александром Анатольевичем по самым разным вопросам, — рассказывает Ольга Драничкина, начальник отдела развития Третьяковской галереи. — Благодаря его вовлеченности в проект, опыту в ведении бизнеса, пиаре, маркетинге и даже стройке нам удалось решить вопросы, которые иногда казались нерешаемыми».

 

Александр Тынкован работой с Третьяковской галереей доволен: «У Третьяковки — современная компетентная команда менеджеров. В ряде коммерческих компаний команды слабее, чем в галерее».

Отдать дань памяти Павлу и Сергею Третьяковым, самым известным московским меценатам (Фото из архива Третьяковской галереи)

Среди прорывных достижений в экспозиции нового музея — центральный, музыкальный салон, где на темно-красном парадном фоне с одной стороны представлены работы из коллекции Сергея Третьякова, а с другой — из коллекции Павла Третьякова. Сергей собирал западное искусство, которое по его завещанию после смерти вошло в собрание галереи и экспонировалось до 1920-х годов вместе с русским искусством. Затем коллекция Сергея Третьякова была передана в музей ГМНЗИ и оказалась в собрании ГМИИ им. Пушкина. В новый музей, посвященный братьям Третьяковым, для постоянной экспозиции сроком на год Пушкинский выдал подборку картин барбизонской школы из коллекции Сергея Третьякова, совершив, по словам Зельфиры Трегуловой, «беспрецедентный жест музейной солидарности». Напротив барбизонцев Сергея Третьякова — портреты выдающихся деятелей России, пейзажи, жанровые сцены и «Богоматерь с младенцем» Максимова из собрания Павла Третьякова. Когда-то в исторических интерьерах галереи, в развеске Павла Третьякова, работа Максимова располагалась над «Всадницей» Карла Брюллова. При новой развеске после революции эта работа ушла в запасники.

«Дом Третьяковых позволяет нам выставлять те работы из коллекции, что невозможно показать в основной экспозиции галереи, — говорит Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века ГТГ. — Тут мы можем рассказать и об ошибках собирателей, и о подделках, которые попадали в коллекцию».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+