К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Культура отмены против классики: что происходит в российских музыкальных театрах

Москва. Здание Государственного академического Большого театра (Фото Михаила Джапаридзе / ТАСС)
Музыкальный критик Марина Гайкович и редактор Forbes Яна Жиляева рассказывают, как меняется афиша крупнейших музыкальных площадок в Москве и Санкт-Петербурге и почему молчат директора главных театров страны

Переносы, отмены и увольнения в Большом театре

24 февраля в Большом театре представляли премьеру оперы Вагнера «Лоэнгрин» — второй спектакль из тройки копродукции с нью-йоркской Метрополитен-опера — беспрецедентный проект,  стартовавший в 2017 году, который впервые объединил Большой с одним из крупнейших театров мира. Американский дирижер Эван Роджистер, понимая, что присутствует при исторических событиях, перед началом второго акта произнес краткий спич, смысл которого сводился к тому, что, несмотря ни на что, «давайте делать музыку вместе». В этом гуманистическом посыле маэстро остался практически один.

Метрополитен отозвала все обязательства перед Большим и прекратила контакты с Россией. Апрельский блок «Лоэнгрина» перенесен на лето. В новых условиях оперу будут исполнять только российские артисты (в премьере участвовали и западные солисты, все они, как сообщили Forbes Life источники в театре, пока не получили гонорары, поскольку банк театра — ВТБ — под санкциями). Одновременно Большой остался и без музыкального руководителя: Туган Сохиев сложил полномочия руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы и музыкального руководителя Большого театра в Москве. 

Балетную труппу покинули ( источники в театре говорят, что временно, написав заявления на отпуск) Давид Мотто Соарес и Якопо Тисси, иностранные танцовщики, приглашенные директором балета Большого Махаром Вазиевым и сделавшие стремительную карьеру на сцене. Хореограф Алексей Ратманский перенес на неопределенный срок премьеру «Искусство фуги» на музыку Баха.

 

Опера и балет — искусства, тесно интегрированные в международный культурный процесс. Поэтому политика культурной изоляции, примененная к России, прежде всего отразилась на музыкальных театрах и фестивалях. 

Тяжелая неопределенность в ближайшие полтора месяца

Дирижер Василий Петренко приостановил контракт с Государственным симфоническим оркестром им. Светланова, где с сентября 2021 года занимал должность художественного руководителя, как сообщили Forbes Life в пресс-службе. «В ответ на эти ужасные события я решил приостановить работу в России, <…> пока не будет восстановлен мир», — написал дирижер на своем сайте.

Транссибирский арт-фестиваль (художественный руководитель Вадим Репин), который начнется 17 марта в Новосибирске, в срочном порядке меняет программу, так как свое участие отозвали все иностранные музыканты. Из Мариинского театра «до тех пор пока не установится мир» ушел солист балета британец Ксандер Париш. Другой солист Мариинки, Виктор Кайшета покинув театр, присоединился к труппе Нидерландского национального балета. Пост директора балета московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оставил француз Лоран Илер. В МАМТ отменена намеченная в этом сезоне премьера нового балета израильского хореографа Шарон Эяль и хореографа, артиста балета Венской оперы Андрея Кайдановского. Гастроли трех одноактных балетов Акрама Хана, Иржи Килиана и Шарон Эяль на фестивале MART в Тель-Авиве отменены, как и все события фестиваля. В Санкт-Петербурге фестиваль балета Dance open отменил всю иностранную программу, но принял решение провести гала с участием российских артистов 15 апреля.

О замене солистов, переносе и отмене концертов объявила Московская филармония. В первые дни после начала «спецоперации»* на Украине свои ближайшие выступления отменили скрипач Николай Цнайдер, дирижеры Кристоф Эшенбах и Семен Бычков. И этот процесс лишь набирает обороты. По неофициальному комментарию, там, где концерт можно спасти, в срочном порядке ищутся замены, где это невозможно — объявляется отмена, и список последних уже довольно внушительный. 

То же самое и в оперных театрах, многие из которых сотрудничают с приглашенными музыкантами и постановщиками. Планы, намеченные на ближайшие сезоны, придется существенно пересматривать. Из ближайших примеров — опера Мусоргского «Хованщина», премьера которой должна состояться 22 июня в Большом театре. Cудьба постановки зависит от воли английского режиссера Саймона Макберни: если замену Тугану Сохиеву можно найти или заключить с маэстро контракт как с приглашенным дирижером, то осуществить постановку без режиссера затруднительно.

 

Театры — Большой, Мариинский, Музыкальный имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новая опера» — отказываются от комментариев. «Рано делать какие-то прогнозы, — объяснил Forbes Life позицию театров директор «Новой оперы» Антон Гетьман. — Тяжелая неопределенность продолжится еще как минимум полтора месяца». 

Безусловно — и последние два кризисных года это подтвердили — отечественные музыканты способны «покрыть» не один филармонический сезон, с помощью умного менеджмента сделать его насыщенным и интересным. Но без западных музыкантов — а в Москву и Санкт-Петербург в последнее время приезжали настоящие звезды — он лишится объема и уникальности. 

При этом официальная позиция российских властей — не препятствовать сотрудничеству с западными артистами и институциями. Так, на фоне приостановки с итальянской стороны перекрестного с Россией года культуры Министерство культуры РФ сделало заявление, в котором говорится: «Минкультуры России не распространяет среди подведомственных организаций рекомендаций по ограничению сотрудничества с зарубежными странами».

В расчете на будущие сезоны: чем опасна изоляция музыкальному театру

Если политика культурной изоляции продолжится, в  России будут выступать преимущественно отечественные исполнители. Как показывает практика прошлого века, эта модель работает, но для меломанов и балетоманов, избалованных звучанием лучших оркестров и выступлениями ведущих солистов мира, привыкнуть к этому будет непросто. Российские коллективы перестанут приглашать на гастроли, нарушится культурный обмен.

Возможны проблемы локального характера. Так, лицензии на мюзиклы — а  это предмет очень строгого следования авторскому праву — могут быть отозваны и не выдаваться впредь. Закон о копродукции (точнее, его неразвитость) позволяет сохранять в театрах уже осуществленные совместные постановки. Например, «Лоэнгрин» — собственность Большого театра, несмотря на то, что создан в рамках копродукции с нью-йоркской «Метрополитен-опер». А вот осуществится ли в рамках сотрудничества московского и нью-йоркского театров постановка «Аиды», третьей оперы, запланированной в рамках сотрудничества Большого и Met, неизвестно. Как и постановка «Саломеи» в «Новой опере» в копродукции с французским фестивалем в Экс-ан-Провансе.

Композиторы (или их наследники, если после смерти автора не прошло более 70 лет) могут запретить исполнять свои сочинения в России, как это произошло с пьесами Александра Володина (по решению сына драматурга запрещены к постановкам в российских театрах. — Forbes Life). То есть теоретически российские слушатели могут лишиться возможности слышать музыку Стравинского в живом исполнении. 

Балет в России — мировой лидер. Балетные танцовщики — признанные мировые звезды. Велика вероятность, что они потянутся в Европу и Америку следом за своими западными коллегами. Первой ласточкой стал переход прима-балерины Большого театра Ольги Смирновой в национальный балет Нидерландов, о чем театр сообщил на своем сайте 16 марта. Из потенциальных плюсов изоляции собеседники Forbes Life называют возможный расцвет хореографической мысли, как это происходило в СССР в 1960-е годы. «Русский балет имеет непререкаемый авторитет во всем мире, он нарабатывался поколениями, он точно не порушится в один день. Практически в каждой труппе мира живут и работают русские педагоги, русские танцовщики, русские хореографы. Игнорировать русский балет, учитывая его историческую роль и представительство русских в театрах Европы и Америки— значит отречься от большей части этого искусства. Пусть к нам сейчас не приезжают зарубежные труппы, но между нами есть связь, которая не исчезнет», — говорит Екатерина Галанова, руководитель международного фестиваля балета Dance open.

Европа за русскую культуру: тенор Йонас Кауфман, Ассоциация британских оркестров 

Пока в мире пересматриваются контракты с российскими музыкантами. Более всего это коснулось Валерия Гергиева как музыканта, открыто поддерживающего политику президента России Владимира Путина. Разговоры о том, что дирижера следует лишить работы, периодически возникают в западной прессе с 2014 года, когда Гергиев подписал письмо в поддержку присоединения Крыма к России, но институции были не готовы к жестким мерам. Сейчас же Гергиеву был поставлен ультиматум: или он делает официальное заявление против «спецоперации»* на Украине, или лишается работы. В результате дирижера сняли с постановки «Пиковой дамы» в Ла Скала, аннулировали контракт с Мюнхенским филармоническим оркестром, который Гергиев возглавлял с 2015 года (мэр Мюнхена Дитер Райтер поставил дирижеру ультиматум), отстранили от руководства оркестра фестиваля в швейцарском Вербье. Отношения с Гергиевым разорвал его западный агент — компания Felsner Artists. «Лично мое сердце разбито. В то же время я не могу продолжать оказывать профессиональные услуги кому-либо из наших артистов или смотреть в зеркало, зная, что мы можем прямо или косвенно получить какую-либо выгоду от режима, который ведет войну против всех нас. Это самый печальный день в моей профессиональной жизни. Мои мысли с Валерием Гергиевым, но еще больше — с миллионами жертв развернувшейся на наших глазах преступной войны», — написал в сообщении руководитель компании Маркус Фелснер.

Под прессинг попала и Анна Нетребко — сегодня международная карьера певицы под угрозой. В своих соцсетях певица сделала несколько заявлений, которые затем удалила. «Я русская и люблю свою Родину, но у меня много близких и друзей на Украине. Я хочу, чтобы люди могли жить в мире! Однако хочу добавить одну вещь: заставлять артистов и любых общественных деятелей высказывать публично свои политические взгляды и осуждать свою Родину — это неприемлемо! Это должен быть свободный выбор каждого», — в частности, писала Анна на своей странице в Instagram.

Певица не будет участвовать в спектаклях Метрополитен-опера, она сама отменила несколько своих выступлений в Европе. Ближайшие спектакли оперы Верди «Макбет» в Цюрихе, несмотря на первичное заявление в пользу Нетребко, решением театра тоже пройдут без участия певицы. Любопытно, что заменила ее другая российская артистка — Вероника Джиоева, как и Гергиева в Ла Скала, — Тимур Зангиев, дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. 

 

Точечные санкции

Венский филармонический оркестр, несмотря на заявление коллектива о том, что выбор музыкантов не зависит от их политических взглядов, вынудили отказаться от участия в нью-йоркских гастролях Гергиева и Дениса Мацуева, отменены два концерта оркестра Мариинского театра в Люцерне, Берлинская филармония отменила выступление пианиста Михаила Плетнева. И это наверняка только начало. 

Отказ от российской культуры доходит до абсурда: в Польше не будет звучать русская музыка, режиссер Люк Персеваль в своих «Трех сестрах» заменяет Москву на Киев. 

Разумеется, не все на Западе поддерживают бойкот российской культуры. Так, знаменитый тенор Йонас Кауфман поддержал своих российских коллег. В интервью миланской газете Corriere della Sera он отметил: «Российские театры и артисты зависят от государства. Если у вас нет больших связей, трудно просить денег». По мнению артиста, «не следует уничтожать культуру в России», стоит «поставить себя на место людей, прежде чем осуждать их». 

Вместе с этим Ассоциация британских оркестров, в которой состоят Английская национальная опера и Королевский оперный театр, выступила с заявлением об отказе от бойкотирования русской музыки.  В интервью изданию The Telegraph исполнительный директор организации Марк Пембертон заявил, что российская культура находит отклик и тесно вплетена в «исторический канон западной классической музыки». По мнению членов ассоциации, политические заявления и требования не должны распространяться на искусство. 

Не взрывать культуры призывают президент и директор Международного конкурса пианистов имени Ферруччо Бузони: «Более 70 лет назад конкурс Буззони был задуман как мирный проект, призванный залечить раны Второй мировой войны и навести мосты между отчужденными народами и культурами. Тогда, как и сейчас, будущее мира в Европе и во всем мире зависело от диалога, сотрудничества и укрепления общих ценностей. Поэтому мы настоятельно призываем всех молодых пианистов любой национальности, но особенно из Украины, России и Беларуси, принять участие в предстоящем конкурсе Буззони. Мы снова приглашаем мир объединить свои разногласия и разделить нашу приверженность классической музыке», —  написано на сайте одного из самых авторитетных музыкальных состязаний мира.

 

Венская опера опубликовала на своем Youtube-канале видео, где русские, украинские и белорусские ученики, обнявшись, поют колыбельную. Екатерина Галанова, руководитель международного фестиваля балета Dance open, уверена, что восстановление связей с миром начнется именно с искусства. «Балет окажется в авангарде, — уверена Екатерина Галанова, — его язык универсален и не требует перевода, на воссоздание культурных связей он начнет работать одним из первых». 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+