«Рождение Сталина» и «Маузер»: в Москве проходят гастроли Александринского театра

«Рождение Сталина», спектакль Валерия Фокина
Спектакль «Рождение Сталина» Валерия Фокина — повествование, точнее предположение, о том, как все начиналось в голове у выпускника семинарии Иосифа Джугашвили, прежде чем он превратился в вождя народов Иосифа Сталина. Историю Валерий Фокин упаковал в форму байопика, но это если подходить формально, на самом деле «Рождение Сталина» — скрупулезное исследование степеней самоуничтожения человеческого в человеке, разложенное по поступкам. Таким образом, спектакль — не столько политическое и социальное высказывание, сколько религиозное и уже в этом рассуждении политическое. Это подчеркнуто сценографией Николая Рощина, нарочито подробной, тяжеловесной, в духе сталинского театра, на самом деле — эпично-оперной. В финале использован вполне «оперный» прием: из-под сцены выезжает и поднимается огромный истукан, памятник Сталину — воплощение сотворения кумира и отказа от бога.
Когда: 25 и 26 марта
Где: МХТ им. Чехова
«Маузер», пьеса Хайнера Мюллера в постановке Теодороса Терзопулоса
Автор «Маузера» — Хайнер Мюллер — немецкий драматург, ученик Бертольда Брехта. Однако, в отличие от пьес учителя, его опусы часто попадали под запрет в ГДР, а в СССР и вовсе не ставились. Мюллер часто обращался к сюжетам мировой литературы, радикализируя их. Таков и его «Маузер», где взят за основу фрагмент романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», эпизод, описывающий службу Бунчука в Революционном трибунале Донского ревкома. Cпектакли Теодороса Терзопулоса — это особенный жанр, «театрализованная оратория», поэтический, ритуальный театр, где одинаково важны слова — ритмизированная проза, звуки, пластика и слаженность актерского ансамбля. «Маузер» описывает судебный процесс, в котором, как в античной драме, действуют Герой и Хор. Разумеется, Мюллер здесь рассказывает не о каких-то конкретных эпизодах революционно террора, а обращается к драме человека, искренне и даже истово полагавшего, что он вершит правое дело, но внезапно обнаружившего себя в стане «неправых». Герой убивал во имя революции и теперь должен умереть ради нее. Сюжет развивается в нескольких плоскостях, герой воплощается в нескольких персонажах, а роли обвиняемых и жертв переходят по кругу от одного актера к другому. Прием нужен режиссеру для того, чтобы показать, что главное — суд человека над собой, его обращение к богу с мольбой научить прощать и любить.
Когда: 28 марта
Где: МХТ им. Чехова
«Дети Солнца», пьеса Максима Горького в постановке Николая Рощина
Динамичная и полная сарказма постановка хрестоматийной пьесы Горького. Концепция Николая Рощина далека от реализма и отсылает скорее к традициям театра абсурда. В черно-белом пространстве на подиуме установлены больничные койки, на которых обитают все герои пьесы независимо от социальной принадлежности. За стенами этой отдельно взятой палаты бушует эпидемия холеры или какая-то другая напасть, а все присутствующие по мере сил и склонностей пытаются себя чем-то занять. Впрочем, это нереализованные планы, несуществующие отношения, невысказанное, непочиненное, несделанное. В горьковском «Декамероне» герои зависли на краю вовсе не пресловутой «пропасти между интеллигенцией и народом», а бездны, в которую может скатиться любой, независимо от социального слоя. Здесь уже нет места поискам виноватых, зато есть возможность поиска выхода из ситуации.
Выход абсурден: в финале внезапно материализуются творческие планы художника Вагина, возникают картины с изображением путешествия пресловутых «детей солнца» в прекрасное далеко, на которых легко можно узнать всех присутствующих. Неожиданно ослепительно яркие и цветные, наивные и просто дико смешные полотна, написанные актрисой Еленой Немзер, сыгравшей няньку, они появляются под бравурно пафосную музыку, сочиненную и продирижированную исполнителем роли Протасова Иваном Волковым. Герои пускаются в «путь по высокой волне», их утлый корабль треплет и почти разрушает буря, и все-таки это выход.
Когда: 31 марта и 1 апреля
Где: МХТ им. Чехова
