К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Места с потенциалом живут одним днем»: готовы ли регионы к внутреннему туризму

Речной вокзал в Красноярске (Фото Петра Ковалева / ТАСС)
Речной вокзал в Красноярске (Фото Петра Ковалева / ТАСС)
В 2022 году спрос на путешествия внутри страны бьет рекорды — в марте туры по России достигли рекордных 83% от всех бронирований у туроператоров, из-за огромного спроса Ростуризм решил досрочно закрыть продажу туров с кэшбеком. Forbes Life разобрался, насколько готовы российские регионы к наплыву туристов

Минувшие два года серьезно изменили мир, людей и их привычки, касающиеся работы и отдыха. После того как границы закрылись из-за пандемии в 2020-м, 6,2 млн россиян поехали в краснодарский край — это в 10 раз больше, чем в Турцию в тот же год. В феврале 2022 года, когда только появилась надежда на возвращение Международных поездок, вооруженные силы России начали «спецоперацию»* на территории Украины. В ответ США и Евросоюз ввели несколько пакетов санкций, в том числе закрыли небо для российских самолетов, а ряд стран приостановил выдачу виз заявителям из России. Очевидно, что большинство населения теперь нацелено исключительно на поездки внутри страны. Но вот вопрос: готовы ли российские города к наплыву туристов? 

Красноярский край: видовой потенциал

Красноярск почти как Париж, город противостояния двух берегов. Левый — это лучшие прогулочные марш- руты, магазины, музеи. «Правый, где я живу и который люблю, — это рабочие окраины. И самая красивая видовая площадка, благоустроенная набережная, экотропы, парки сначала появились на левом берегу, что вызывало возмущение правобережных красноярцев», — рассказывает жительница Красноярска Нина Фатеева. 

За последние два года ситуация изменилась: впервые с советских времен на правом берегу благоустроили сразу две значимые набережные. «Теперь вместо того чтобы любоваться на корабль с сомнительной репутацией и почасовой арендой кают, мы смотрим на Енисей (кораблик убрали во время ремонта). Самые интересные архитектурные новинки появляются тоже у нас, на правом: беседка «Северное сияние», арт-объект «Дуальность», который светится, если два человека одновременно возьмутся за сенсорные пластины. А еще старые хрущевки на небольшой и уютной улице Вавилова привлекли внимание художников, которые разрисовывают фасады вот уже третий год. Галерея под открытым небом доступна всем и очень сильно меняет настроение рабочего из правобережного микрорайона», — уверена Нина. 

 

Красноярск — третий по численности населения город Сибири и один из ее логистических, экономических и культурно-образовательных центров. Несмотря на репутацию типичного промышленного города, Красноярск может предложить самый разнообразный отдых: от культурного — здесь хотя и небольшой, но ухоженный исторический центр, до природного — город окружен пышной тайгой, невысокими, но завораживающими холмами и небольшими озерами. По отзывам путешественников, здесь «пробирает сибирским духом до мурашек». 

Местные советуют гостям Красноярска обязательно сделать несколько вещей. Во-первых, пройти 10 000 шагов по проспекту Мира, центральной исторической улице Красноярска. На ней расположены самые красивые старые здания. Здесь же памятники, кафе и бары. Удивительно, но Красноярск — один из главных городов для российской гастрономии. В городе находится филиал французского Института Поля Бокюза, который по франшизе открыл крупнейший в городе ресторанный холдинг Bellini Group. Это единственное в стране высшее учебное заведение на базе Сибирского федерального университета, где обучают рестораторов, шеф-поваров, операционных директоров и маркетологов. 

Особое удовольствие — покормить сусликов на острове Татышеве. Это огромный природный парк посреди миллионного города. Горожане здесь отдыхают у воды, занимаются спортом, устраивают пикники. На острове запрещены машины, но можно взять напрокат велосипед и ролики, а зимой — лыжи и коньки. 

С Караульной горы открывается хороший вид на исторический центр Красноярска и горы на правом берегу Енисея — это визитная карточка города. Власти вкладываются в проекты по развитию «видового потен- циала» и неплохо с этим справляются, рассказал Forbes Life урбанист Аркадий Гермаш. Для России ситуация, когда достопримечательностью становится сам вид на город, скорее редкость, до недавних пор исключением был разве что парящий мост в московском Зарядье. 

В Красноярске реализованным видовым потенциалом можно назвать смотровую площадку Николаевская сопка и большую лестницу на Торгашинский хребет, которая соединяет его еще с одной природной достопримечательностью — «Красноярскими Столбами». 

 

Власти Красноярска не только занимаются масштабными проектами, но и поддерживают местные общественные пространства: за счет «локальных и деликатных» вмешательств делают город лучше — начиная с того, что для озеленения используют «не тюльпанчики», а многолетние композиции, которые радуют глаз в течение года и экономят бюджет, отмечает Гермаш. «У нас как обычно происходит? Вложили деньги в реконструкцию, ремонт и забыли, а объект начинает устаревать, — говорит Гермаш. — Здесь же пошли другим путем: за счет оперативной ежедневной работы, менее финансово затратной, но более эффективной, ежедневно улучшают пространство. И вот такого подхода нашим городам очень не хватает, потому что часто важнее закрыть строительный контракт и перерезать ленточку, чем заниматься ежедневной рутиной. Город же — это история именно про кропотливую, ежедневную работу, а не про большую стройку». Вместе с тем в Красноярске есть проблемы с экологией, а туристы редко едут массово в города, где есть риск для их здоровья. 

Тем не менее, несмотря на промышленную специализацию и связанные с ней экологические отягощения, туризм сегодня — одна из перспективных отраслей, которая продвигает Красноярский край и играет важную роль в социально-экономическом развитии региона, рассказали Forbes Life в правительстве Красноярского края. 

В период пандемии в регионе возрос спрос на посещение природных объектов. Природный парк «Ергаки» на юге Красноярского края (Западный Саян) в 2019 году посетило около 100 000 человек, в 2020-м — более 120 000, в 2021-м — еще на 20 000 больше. Национальный парк «Красноярские Столбы» в 2021 году посетило уже более 900 000 человек. За последний год число проживающих в гостиницах края увеличилось на 37%. 

В 2018 году бюджет туристической отрасли Красно- ярского края составлял 38 млн рублей, в 2022 году — 555 млн рублей. В 2020 году туризм стал одной из первых отраслей в Красноярском крае, которая получила под- держку в связи с пандемией. Губернатор выделил более 30 млн рублей из бюджета на помощь туристическим компаниям, турагентствам и туроператорам на возмещение фактически понесенных расходов в период простоя, а 20 млн рублей в виде грантов пошли на развитие новых туристических проектов. 

Только 5–10% российских городов осознают свой туристический потенциал и умеют правильно им пользоваться, считает Герман. В частности, он отмечает города Калининградской области — Зеленоградск и Светлогорск. Понятно, что они были курортами и до включения в состав СССР, но именно на наших глазах города стали «осознавать свои проблемы, решать их, двигаться дальше и зарабатывать на туризме». Другим городом, который наряду с Красноярском в последние годы добился существенных изменений, стал Нижний Новгород.

 

Нижегородская область: преображение к юбилею

Поводом масштабно благоустроить столицу Поволжья стало 800-летие го- рода, которое отмечали весь 2021 год. В ремонт и строительство городской инфраструктуры вложили «космические деньги» и в целом «смогли прыгнуть выше головы», рассказывает Гермаш. Губернатор области Глеб Никитин говорил, что на подготовку к празднованию с 2019 по 2021 год город получил порядка 23 млрд рублей. 

Впрочем, и до масштабного благоустройства в Нижнем было что посмотреть. Это, как ни крути, древний город с богатым наследием. Например, Нижегородский кремль — уникальное военно-инженерное сооружение начала XVI века, сердце исторической части города и его главный архитектурный памятник. 

Другое знаковое место — усадьба Рукавишниковых. Нижегородский купец-миллионер Рукавишников построил усадьбу в 1877 году, а его потомки оформили дом в стиле итальянских палаццо. Роскошный голубой особняк с белым барельефом примечателен с улицы, но главные его сокровища, причем в буквальном смысле, скрыты внутри. Красота интерьеров, мебели и тканей дополнена уникальной коллекцией живописи, графики, изделий из металла и другими объектами декоративно-прикладного искусства.

Речной вокзал в Нижнем Новгороде (Фото Shutterstock)

Любимое место горожан и путешественников — улица Большая Покровская, или Покровка, как ее называют нижегородцы, праздничная в любую погоду и в любое время года. Она связывает четыре площади: Минина и Пожарского, Театральную, Горького и Лядова. Одна из самых старых улиц города, до 1917 года она считалась дворянской. Многие сравнивают Покровку с московским Арбатом. На Большой Покровской и вокруг нее много баров, кофеен и ресторанчиков. 

«К торжеству действительно готовились несколько лет. Это было видно и по строительным работам, которые начались еще в 2020 году, и по различным подготовительным мероприятиям, и по настроению людей», — рассказывает местная жительница Екатерина Смычек. В результате город на самом деле преобразился. Причем были доделаны те объекты, которые горожане уже и не надеялись увидеть. 

 

Екатерина с радостью перечисляет: «Наконец-то доделана Нижневолжская набережная, закрытая более 10 лет. Власти отремонтировали Нижегородский кремль, построили новые скверы, детские площадки, отреставрировали фасады значимых исторических зданий». 

К юбилею в Нижнем Новгороде отреставрировали более 60 объектов и обустроили 14 общественных территорий. В частности, воссоздали Чкаловскую лестницу, построили фуникулер, восстановили Большую Покровскую улицу и площадь Максима Горького. Сами жители отмечают строительство парка на Стрелке — это одна из главных природных достопримечательностей в историческом центре Нижнего на месте слияния Оки и Волги. 

Впрочем, местные градозащитники недовольны, что мнения горожан касательно того, как именно потратить выделенные федеральные средства, никто не спрашивал. Стоит вспомнить «живую цепь» из градозащитников, активистов и рядовых нижегородцев, собиравшихся еженедельно в течение года и призывавших обратить внимание на нарушения при реконструкции парка «Швейцария». 

Возникают у нижегородцев и другие вопросы. Теперь парков- ка для машин в центре стала платной, при этом количество парковочных мест сильно сократилось, а новых перехватывающих или подземных парковок не построили. «Получается, сейчас стало проблемой приехать в город на машине. Также не появилось новых велосипедных дорожек, хотя про это говорили изначально», — делится Екатерина. «Нижний Новгород сильно вложился в устройство городской среды, парки, общественные пространства, — подтверждает урбанист, специалист по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко. — Но в части общественного транспорта и удобства пешей инфраструктуры сделано недостаточно: выделенных полос нет, внутренних скоростных маршрутов нет. Сносится деревянная застройка. То есть сделаны знаковые вещи, а между ними остается агрессивная городская среда». 

Стоит вспомнить, что к празднованию 1000-летия Казань запустила метро, а в Нижнем Новгороде к юбилею не появилось ни одной новой станции.

 

Ярославская область: Рыбинск — открытие 2020

Рыбинск — небольшой город у слияния рек Волги, Шексны и Черемухи, основанный в конце XVIII века. До недавних пор, как это нередко случается с городами средней полосы России, Рыбинск буквально вымирал. Местное сообщество, заручившись поддержкой администрации, попробовало вдохнуть в него вторую жизнь через развитие туризма — и, как отмечают урбанисты, у них получилось. 

В 2018 году по инициативе местного жителя, фолк-музыканта и активиста Мити Кузнецова на зданиях магазинов и кафе на Красной площади Рыбинска стали появляться стилизованные (с той самой «еръ»), изготовленные вручную вывески с использованием шрифтов из сборников шрифтолитейного «заведения Бертгольда» и «словолитни О. И. Лемана». По словам Кузнецова, концепция настолько понравилась администрации города, что на законодательном уровне было решено привести весь центр Рыбинска к единому стилю исторической рекламы. В результате дореволюционная орфография и «точечное» благоустройство центра — аккуратные пряничные домики XIX века с выкрашенными и приведенными к внешнему единообразию фасадами — стали визитной карточкой города. Аркадий Гермаш называет Рыбинск открытием 2020 года: «Интересный с точки зрения урбанистики кейс. Но, к сожалению, в городе есть проблема с качеством сервиса. Хотя люди и поехали, но бизнес пока еще не готов массово в это вкладывать».

Старая пожарная башня в Рыбинске (Фото Viktor Karasev·Legion Media)

Благоустройство за последние годы и правда видно невооруженным глазом, подтверждает местный житель Владимир: «Интересное решение с вывесками магазинов в центре города, реконструкция малых площадей в том же районе — все в стиле досоветской эпохи. Но, к сожалению, эти шаги влияют только на привлечение туристов. Для самих жителей города практического применения этим новшествам нет. За этими вывесками все те же не самые привлекательные магазины, которые, в свою очередь, оплачивали эти вывески сами, даже с учетом своего бедственного положения. Ну и площадь благоустройства, будем честны, мала в сравнении с масштабами проблемы», — говорит Владимир. Он обращает внимание на плохую ситуацию с развязками дорог и круговым движением в городе и надеется, что «в це- лом положительная тенденция» к изменениям доберется и до этого. 

В правительстве Ярославской области Forbes Life подтвердили, что с каждым годом популярность Рыбинска растет. Официальная оценка совпадает с мнением урбанистов: интерес к городу вызван оригинальной концепцией благоустройства исторического центра города. В 2019 году Рыбинск посетили 71 000 туристов, а 2021-м — 150 000. 

По данным «СберАналитики», которые Forbes Life сообщили в правительстве Ярославской области, в 2021 году область посетили 2 млн человек, что в 1,8 раза больше, чем в 2020-м или в допандемийном 2019 году (1,15 млн и 1,2 млн человек соответственно), а оборот денежных средств, потраченных в регионе гостями, вырос по сравнению с 2020 годом в два с половиной раза и достиг в 2021-м 9,8 млрд рублей. 

 

При этом не во всей области дела идут так же хорошо, как в Рыбинске, считает Аркадий Гермаш. «Ярославль плотно сидит на «Золотом кольце», на своем сформировавшемся бренде исторического города, но каких-то положительных изменений я не припомню», — продолжает урбанист. Среди минусов города он называет «ужасное состояние общественного транспорта», запаркованные либо разбитые улицы, отсутствие пешеходной связности. «Замена асфальта на плитку — обычно это и все благоустройства. То есть ситуация, когда важно не качество, а кубометры уложенной плитки», — заключает эксперт. 

Самарская область: Случайно спасенное здание заводской фабрики-кухни

В январе 2021 года журнал о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России» совместно с центром информационных коммуникаций «Рейтинг» составил седьмой ежегодный национальный рейтинг привлекательности российских регионов. Возглавили его Краснодарский край, Москва и Крым, а топ-10 неожиданно замкнула Самарская область, которая еще в 2019 году занимала 20-е место. 

Самара — крупнейший город на Средней Волге с довольно развитой инфраструктурой. Здесь оборудованы пешеходные зоны и зеленые парки, много отелей, принимающих туристов. 

Самару часто называют городом всего самого большого, потому что здесь находится самое высокое здание железнодорожного вокзала в Европе, четвертая по размеру площадь в Европе (имени Куйбышева) и одна из самых длинных в России набережных — почти 11 км. По пути встречаются интересные памятники — репинским бурлакам, персонажам советских мультфильмов и царским чиновникам. Затем можно отправиться на ту самую площадь Куйбышева. В Самаре также находятся бункер Сталина, Иверский женский монастырь и музей «Самара космическая», где можно увидеть 68-метровую ракету-носитель «Союз».

Храм Пресвятого сердца иисуса в Cамаре (Фото Shutterstock)

В первую очередь в Самару едут ради природы. Местные жители называют этот обряд «волжским гедонизмом». Нужно купить несколько полуторалитровых пластиковых бутылок лагера на Жигулевском пивоваренном заводе, затем отправиться на рынок за раками, взять в аренду катер (легко найдете сайты, где доступны лодки от 3000 рублей за час) хотя бы часов на шесть и уехать за Волгу. Важно попросить капитана показать «замок Гарибальди», который стоит на берегу Жигулевского моря, — это современный дворец в средневековом стиле, который построил местный «колбасный король» Олег Кузичкин в честь своего отца. 

 

Впрочем, по отзывам местных жителей, туристический потенциал города пока не рас- крыт до конца. «Самара — мой родной и любимый город, безусловно, мне хотелось бы ее видеть красивой, чистой, удобной и самобытной, — рассказывает местная жительница София Никитская. — После чемпионата мира [по футболу 2018 года] она стала немного привлекательнее, но потенциал города-миллионника должен быть намного выше». 

Аркадий Гермаш выделяет удачный проект — открытие филиала Третьяковской галереи в помещении бывшей фабрики-кухни завода имени Масленникова. Здание в форме серпа и молота было спроектировано архитектором Екатериной Максимовой и построено в 1930–1932 годах. По словам урбаниста, эту постройку в свое время случайно спасли от сноса, а остальное историческое наследие Самары держится только на энтузиазме местных жителей. «Администрация пока не понимает, как и зачем нужно развивать город для туристов, как регулировать застройку», — говорит Гермаш. 

С ним соглашается Алексей Радченко. «Деревянная Самара, ее историческая часть сильно пострадала и продолжает страдать от градостроительных планов мэрии. На месте исторических кварталов строятся безликие многоэтажки. Конечно, туристов это отпугивает, — объясняет Радченко. — Даже если декларируется, что Самара привлекает туристов и делаются проекты по благоустройству набережной, остальная часть города деградирует, причем это не что-то случайное, а именно градостроительная политика мэрии».

Две беды России

Российские города имеют и природные, и исторические, и культурные достопримечательности, которые могут и в целом должны привлекать туристов, рассуждает Алексей Радченко. Другое дело, что в стране недостаточно туристической инфраструктуры. Для развития внутреннего туризма в городе должно быть несколько условий, и первое из них — транспорт, причем как тот, на котором можно добраться до места назначения, — железнодорожный и авиационный, так и городской. И если с первым в России в целом все в порядке, то с перемещением внутри городов часто возникают проблемы, уточняет эксперт. Кроме того, чтобы в город поехали туристы, там должна быть быть широкая сеть гостиниц, в том числе рассчитанных на семьи с детьми, с комфортными и доступными ценами, а также качественное питание с высоким уровнем сервиса. Еще одно необходимое условие — общее благоустройство городской среды, включая незначительные архитектурные детали, такие как лавки для пикника, специальные стоянки, небольшие лодочные станции. 

К сожалению, в России есть много факторов, которые снижают привлекательность городов, несмотря на все бюджетные вливания в эту отрасль, считает Радченко. В первую очередь это налоговая реформа, которая не позволяет деньгам оставаться на местах. Сейчас вся прибыль идет в федеральный центр, и уже оттуда финансы перераспределяются обратно. «Таким образом, муниципалитеты просто не заинтересованы в развитии туризма, у них нет экономической отдачи от появления нового бизнеса или благоустройства, — подтверждает Аркадий Гермаш. — Получается, на чиновников накладывают дополнительную работу, а все преференции, если они появляются, идут мимо них. В такой системе просто нет мотивации что-либо развивать». 

 

В результате, продолжает урбанист, город получает целевые средства от регионального или федерального бюджета по федеральным программам, но не набор критериев качества. «В таких условиях важно, как правило, просто разыграть конкурс и вовремя его закрыть, все остальное значения не имеет. На это еще можно наложить полное игнорирование соучаствующего проектирования, элементарное отсутствие у бизнеса каких-либо интересов по развитию. Бизнес в регионах предпочитает вообще не привлекать к себе внимания, лишь бы не закрыли. Вот и получается работа ради работы без выхлопа», — заключает Гермаш. 

Обращают на себя внимание усилия по восстановлению отдельных туристических объектов, но они все же недостаточны: красивыми, удобными и доступными должны быть также улица рядом, кафе, рестораны, гостиницы. Нужна горячая вода, интернет и в целом еще много сопутствующей инфраструктуры, подчеркивает Алексей Радченко. «Банальная проблема — общественный транс- порт, — уточняет он. — В большинстве городов он в очень плачевном состоянии, маршруты ходят редко, нет расписания, нет регулярности или подвижной состав не соответствует потребностям туристам — это могут быть разбитые некомфортные «пазики». Важно, чтобы за границами музея тоже была жизнь». 

Аркадий Гермаш добавляет, что развитие города — это всегда история сотрудничества жителей и бизнеса, причем сам город может в таком случае даже не участвовать. «Но у нас, к сожалению, есть такая выученная беспомощность: администрация все сама должна сделать, а для этого нужны деньги, — говорит он. — Когда деньги приходят, выясняется, что мы не умеем нормально делать, а когда нормально сделали, выясняется, что люди приезжают и уезжают одним днем, потому что дольше делать нечего». 

Аркадий Гермаш приходит к неутешительному выводу: пока у большей части российских городов нет понимания стратегии, как развиваться, все эти места с большим потенциалом живут одним днем. 

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+