К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Жидкая субстанция: сможем ли мы пить качественное российское вино

Винодельня в Краснодарском крае (Фото Александра Рюмина / ТАСС)
Винодельня в Краснодарском крае (Фото Александра Рюмина / ТАСС)
Основатель школы сомелье, вина и дегустации WineJet, винный писатель и журналист Кирилл Бурлуцкий дает свои прогнозы о дальнейшем развитии этого сегмента в России

С 2014 года виноделие в России развивалось ускоренно. Каждая локальная выставка последних лет демонстрировала новые имена, а российским винам выставлялись все более уверенные оценки в рейтингах. На международной арене отечественные вина также засветились с неплохими баллами и у Роберта Паркера, и у Джеймса Саклинга. Нет, пожалуй, ни одного мирового конкурса, где Россия не взяла бы медали. Но никакая тенденция не бывает вечной, и теперь эксперты всерьез озабочены будущим отечественной винной индустрии. 

Подъем и спад цен в начале весны

В марте 2022 года курс евро и доллара менялся, а вслед за ним поднимались и цены на импортные вина. Вместе с тем стоимость некоторых российских вин также начала расти. Параллельно вводились все новые санкции, которые коснулись в том числе и логистики, что лишь ухудшило ситуацию. Стоимость некоторых импортных брендов выросла на 50-70%. В сегменте крепкого алкоголя — например, виски — цена иногда увеличивалась в два раза. 

К началу мая, когда стало понятно, что отмены санкций ждать не стоит, поставщики наладили новые логистические цепочки, а курс рубля укрепился, цены на вино у импортеров поползли вниз. Первыми о снижении цен на 15% сообщили Ladoga, Luding Group и Simple, затем и остальные компании. В итоге на сегодняшний день цены на импортные вина выше на 15-20%, чем были до 24 февраля. Однако такую динамику пока продемонстрировали только импортеры. Российские производители в основном оставили цены прежними или почти прежними. 

 

Гарантии для любителей российских вин

Попробуем разобраться, почему, несмотря на восьмилетний путь импортозамещения, вступление в силу законов, защищающих потребителя и российских производителей, а также стабилизацию курса рубля, цены на наши вина растут. Более того, появляется риск вообще остаться без отечественного продукта.

26 июня 2020 года в России вступил в силу действительно революционный закон, определяющий, что такое маркировка «Российское вино» и что «Вином не является». В соответствии с N468-ФЗ российское вино должно быть сделано на территории России из винограда, выращенного на территории России. Вина, бутилированные у нас в стране из привезенного материала, должны размещаться на полках с маркировкой «Не является вином». 

 

Кроме того, ясно, из какой именно зоны виноделия оно происходит: стало обязательным указание территории происхождения, например, «Дагестан» (Республика Дагестан), «Кубань» (Краснодарский край), «Нижняя Волга» (Волгоградская область), «Долина Дона» (Ростовская область), «Ставрополь» (Ставропольский край), «Крым» (Республика Крым), «Севастополь» (город федерального значения Севастополь). Обозначается также информация о сортовом составе, сахаре, выдержке: «выдержанное» — 6 месяцев, для крепленых вин — 12 месяцев, «марочное» — 18 месяцев, для крепленых — 24 месяца. Если вино выдерживалось от 36 месяцев, то оно будет называться «коллекционным».

Игристые вина закон тоже не обошел стороной: «игристое вино выдержанное» — выдержка от 6 месяцев (в бутылке или чане-акратофоре), «российское шампанское выдержанное» — выдержка от 9 месяцев в бутылке, «российское шампанское коллекционное» — выдержка от 36 месяцев в бутылке. Можно сказать, что к 2022 году мы сделали заметный шаг к тому, чтобы не только облегчить выбор вина для потребителя, но и сформировать ориентиры для самих производителей, которые подсказывают, куда им двигаться в маркетинговом плане. 

Перспективы импортозамещения

Вино — жидкая субстанция, и его невозможно ни продать, ни выпить, если нет стеклотары, пробки, бокалов. Невозможно его и произвести, если нет оборудования, пестицидов для обработки виноградников и консервантов, гарантирующих стабильность продукта. Практически все, что нужно для производства вина, кроме самого винограда и бутылок, закупается из-за рубежа, импортируется. 

 

Так, российские виноградари закупают в европейских питомниках до 90% саженцев. Заменить их отечественными сопоставимого качества не получится ни за год, ни за два. Импортными являются не менее 80% средств защиты растений. Виноделы используют почти исключительно иностранную пробку, на 95% импортные дубовые бочки, полностью импортные у нас даже мюзле — это такой проволочный «намордник» на бутылке игристого вина. Импортным является и множество устройств и субстанций, необходимых виноделу, но неизвестных широкой публике. Например, лабораторные препараты. А также очищенные дрожжевые культуры или бактериальная культура для малолактической ферментации, которую проходит большая часть вин.

Административно защитив «российское вино», Россия, однако, не смогла создать условия для полностью автономного существования отрасли. Собственно, такая самодостаточность и не нужна, ее нет ни в одной стране — даже в самой экономически и винодельчески развитой. Полная самодостаточность хороша в осажденной крепости как временный выход ради выживания. Развитие же предполагает широкое сотрудничество, в частности закупку того, что необходимо для производства, там, где это делают лучшим образом, независимо от политических и идеологических обстоятельств. Играют ли существенную роль все перечисленные выше законодательные гарантии для потребителя, если в условиях санкций мы можем оказаться на грани исчезновения самого продукта?

Например, если виноградари остаются без качественных средств защиты растений, то, по мнению владельца винодельни «Собер Баш» Андрея Куличкова, урожай в этом году можно и не получить, по крайней мере такой риск есть, так как второй год подряд весна выдается холодная и сырая. Кстати говоря, винтаж прошлого, 2021 года, то есть вино, которое начинает поступать на наши прилавки, оказался не слишком удачным из-за обильных дождей, накрывших прошлым летом основные винодельческие регионы России: Кубань, Ставрополье и Крым. Это тоже не прибавляет энтузиазма производителям вина. Известный винодел из Северной Осетии Константин Дзитоев указывает на то, что, например, может возникнуть проблема с емкостным парком, который также закупается в Европе, а у нас его производство пока плохо налажено. Почти нет и другого отечественного оборудования: насосов, прессов. Все подорожает минимум на 20-30%.

Можно ли наладить в России выпуск современного технологического оборудования для виноделия? Практически нельзя, поскольку его производители сегодня — всегда глобальные игроки, их продукция ориентирована на продажи по всему миру, рынок одной отдельно взятой страны не позволяет производить такое оборудование с приемлемыми показателями цена-качество. Но продавать российское технологическое оборудование по всему миру мы, похоже, не можем в силу тех же внеэкономических причин, которые не дают покупать импортное.

В списки пяти пакетов санкций попали бочки, саженцы, пробки. Обычному потребителю может показаться, что замена натуральной пробки на винт является спасительным решением, тем более что это в некотором роде мировой тренд. Но ведь для этого нужна и специальная бутылка, а также совсем иная линия укупорки. Кстати, самостоятельное изготовление дубовых бочек, помимо древесины дуба (с этим в России тоже проблема), требует еще специальный лазерный разметчик, который в России не производится, и столь же специальный резак, который также у нас не выпускается. Заметна большая проблема и с этикетками: бумага, краска, другие компоненты в основном были импортными. Российские типографии, которые занимаются данным направлением, перегружены.

 

Не радует, как ни странно, российских виноделов и сокращение импортного «репертуара» на полках магазинов. Действительно, отношение виноделов и винопродавцов к конкурентам — неважно, иностранным или соотечественникам — далеко от карикатурного «каждый каждому — волк». Российские качественные вина, по сути, не конкурируют на полке с иностранными — они имеют свою нишу, свои сценарии покупки и если с чем и конкурируют, то с бутилированным в России низкокачественным вином неизвестного происхождения, до появления закона N468-ФЗ тоже маркировавшимся как российское вино. Эти жидкости портили настоящим российским винам репутацию. Любые усилия представителей иностранных виноделен, направленные на продвижение своего вина, повышали спрос и на российское вино тоже, так как в целом повышали интерес к вину и уровень осведомленности потребителей. А любитель вина — человек любопытный, ему всегда интересно попробовать новое. Вообще инвестиции иностранных производителей в развитие винной темы очень много давали развитию именно российского виноделия. Кроме того, доступность результатов труда иностранных виноделов важна российским производителям как источник обмена опытом и как стимул.

Впрочем, есть и оптимистичный взгляд на ситуацию. Так, довольно позитивно настроен управляющий акционер группы компаний «Ариант» Александр Кретов: «Конечно, у нас, как и у всех сейчас, есть определенные сложности. Произошло существенное удорожание всех комплектующих товаров и материалов, по некоторым из них разорваны логистические цепочки в поставках. На паузе стоит сейчас экспортное направление. Но это не первый кризис, который приходится переживать компании за долгие годы ее существования. Мы уверены, что накопленный антикризисный опыт поможет нам преодолеть и эту непростую ситуацию».

Константин Дзитоев считает, что сейчас российским виноделам следует воспользоваться ситуацией и постараться привлечь к себе внимание покупателей как за счет предпочтительных цен, так и за счет более массированного представления на полках магазинов и в меню ресторанов. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+