Шутки Кубрика и исповедь рэп-легенды: 5 самых интересных фильмов Beat Film Festival

В этом году фестиваль Beat Film Festival проходит в тринадцатый раз. Это одно из центральных событий культурной жизни Москвы и, учитывая новую реальность, одна из немногих сохранившихся в России институций. По традиции на фестивале проведут международный и национальный конкурсы. Также состоятся гала-премьеры, открытые записи подкастов и другие культурные мероприятия. Смотр пройдет с 19 июня по 3 июля на нескольких площадках Москвы: в киноцентре «Октябрь», в кинотеатрах «Художественный», «Пионер» и «Иллюзион», а также в летнем кинотеатре Garage Screen, культурном центре «Поле», ГЭС-2, ЦДК и МАММ.
Значительная часть программы будет доступна в онлайн-кинотеатре «Кинопоиска», но только во время фестиваля. Посмотреть полное расписание и купить билеты можно здесь.
«Атлантида», Юри Анкарани
В центре повествования молодой человек по имени Даниэль. Он ведет жизнь отшельника на окраине острова Сант-Эразмо, посреди Венецианской лагуны. Лишних контактов главный герой избегает — существование «дикарем» для него более комфортно. Однако, пока его сверстники соревнуются в гонках на лодках «баркино», Даниэль мечтает о собственном сверхбыстром судне.
Такое стремление казалось бы идет вразрез с замкнутостью Даниэля. На это намекает и вереница неудач, которые переживает юноша, прикладывая усилия на пути к своей мечте. Давид, мечтающий сразить Голиафа, передвигаясь на быстроходной «баркино», будто бы обречен на вечный «бег в колесе». Тихая лагуна — место для релаксации и гармонии, а вовсе не плацдарм для гоночной трассы.
Итальянский режиссер Юри Анкарани, фаворит смотров в Венеции и Локарно, представил «Атлантиду» на последнем Венецианском кинофестивале в программе «Горизонты». Анкарани погружает героя в пучину испытаний, миксуя классический неореализм Росселлини и Висконти с визуальной эстетикой современности. Головокружительное приключение, которое завершится двойственным, неоднозначным финалом.
«Джейн глазами Шарлотты», Шарлотта Генсбур
Тонкий и проникновенный разговор дочери с матерью, кажется, лучшая метафора сегодняшнего столкновения — поколений, взглядов, эпох. Вероятно, именно так и подумали организаторы Beat Film Festival, сделав режиссерский дебют Шарлотты Генсбур фильмом открытия фестиваля. Эту картину можно охарактеризовать по-разному, но точнее всего подойдет, возможно, самое бесхитростное определение: «Джейн глазами Шарлотты» — это нежное признание в дочерней любви.
Взгляд Генсбур на мать — это не бунтарское противопоставление юности опыту, а аккуратный, консолидированный ракурс взрослой женщины. Биркин в объективе дочери не только родитель, но и коллега, и, что более важно, хороший друг. Нам так часто говорят, что со своими детьми нужно в первую очередь дружить, мы киваем и забываем об этом через 5 минут. Генсбур же взяла эту парадигму на вооружение.
В интерьере нью-йоркской студии отца Шарлотты Сержа Генсбура, а также на прогулке по памятным для обеих местам мать и дочь задают друг другу сокровенные вопросы, спорят о смерти, шутят о первых признаках старения. И, конечно, достают из памяти, которая с годами работает не так оперативно, как хотелось бы, важные впечатления детства и юности.
«Кубрик о Кубрике», Грегори Монро
Режиссер Стэнли Кубрик давал интервью, кажется, значительно реже остальных своих современников. Тот же Альфред Хичкок, например, лишь искал повод поразмышлять о Старом Голливуде и своих новых проектах — его блистательная беседа «Хичкок/Трюффо» с кинокритиком и режиссером французской новой волны наглядное тому доказательство.
К счастью, у Кубрика была «ахиллесова пята» — французский киновед Мишель Симан. Именно ему принадлежит одна из первых монографий, посвященных творчеству важнейшего кинематографиста второй половины XX века. Симан был одним из тех, у кого, как говорится, был «доступ к телу» при любом настроении и расположении духа мэтра. На основе многочисленных бесед и дружеских встреч с Кубриком Мишель собрал небольшой сборник интервью. «Кубрик о Кубрике» — уникальная попытка рассказать о методе режиссуры Кубрика через призму его саморефлексии.
На записях разной степени качества, которые режиссер Грегори Монро скрупулезно отобрал и положил в основу своего документального фильма, Стэнли проявляет чудеса остроумия, а также всякий раз уходит от попыток собеседника втянуть его разговор о том, что он, собственно, хотел сказать тем или иным фильмом (вопрос, который ненавидят все режиссеры).
«Мы были «детками», Эдди Мартин
Австралийский документалист Эдди Мартин обратился к героям культовой драмы 1990-х «Детки» и попросил их рассказать том, как они жили, собственно, в 1990-е годы — и до того как попали на съемочную площадку, и в период работы над фильмом. Когда-то молодые подростки-маргиналы целыми днями пропадали на улицах и бульварах Нью-Йорка в поисках приключений, пока не стали источником вдохновения для создателей «Деток» — сценариста Хармони Корина и фотографа Ларри Кларка.
Речь в фильме не о «звездных» актерах вроде Хлои Севиньи, Лео Фицпатрика и Розарио Доусон — их пригласили в проект значительно позже, да и вообще они явление совершенно иной социальной среды. «Мы были «детками» — картина о героях второго плана, непрофессиональных актерах-подростках, которых даже не позвали на премьеру «Деток» в Канны и чьи гонорары в сравнении с тем, что заплатили вышеупомянутым звездам, были мизерными.
В этом проявляется темная сторона американской киноиндустрии: люди, которые были главным двигателем фильма, затерялись на обочине истории, и сейчас их имена мало кто вспомнит. Впрочем, в кадре у Эдди Мартина повзрослевшие актеры заявляют, что период большой обиды на Кларка и Корина давно прошел. Было и было. Может, время действительно лечит?
«Посмотри на меня: XXXTentacion», Сабах Фолаян
Однажды Джасей Дуэйн Рикардо Онфрой завел аккаунт на SoundCloud и начал выкладывать хип-хоп-треки. Через некоторое время у него появились поклонники, и с каждой новой работой их количество росло. Так в мире, где главным жанром музыки стал рэп, зажглась новая звезда — XXXTentacion.
Музыкальная карьера Онфроя началась в 2013 году. У него было тяжелое детство под знаком наркотиков, тюрьмы и вечных конфликтов с родителями — история грустная и, увы, довольно обыденная. При этом тексты и музыка XXXTentacion — образец новаторства. Музыкант особенно примечателен тем, что одним из первых решил скрестить саундклауд-рэп и глэм-рок с примесью эмо. 2007-й не вернулся, но это и не было нужно — новое звучание и маскулинная рефлексия покорили публику, а любовь фанатов конвертировалась в солидный заработок.
«Посмотри на меня: XXXTentacion» не классический байопик, вроде тех, что раскрывают подноготную успеха очередной звезды шоу-бизнеса. Этот фильм гораздо больше. Он представляет собой многогранный портрет человека, который с одинаковой силой притягивал как деньги и успех, так и серьезные неприятности, и чья жизнь трагически оборвалась 18 июня 2018 года, когда ему было всего 20 лет. Примечательно, что рисует этот портрет молодая активистка Сабах Фолаян. Рассказ о жизни XXXTentacion для нее в том числе и повод отрефлексировать собственный опыт взросления в гетто.