К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«У них есть ручки и ножки, как у людей»: зачем Русский музей заставили стульями

Фото пресс-службы Русского музея
Фото пресс-службы Русского музея
В Русском музее до 10 октября проходит выставка «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII–XX веков». Куратором выступила Юлия Демиденко, известность которой принесли такие проекты как «Память тела, нижнее белье советской эпохи» (2000–2005) и «Мода и социализм» (2007)

Главное «действующее лицо» экспозиции, как понятно из названия, стул как художественный объект. Это первый такого рода проект Русского музея, обладающего большой коллекцией предметов материальной культуры, но достаточно редко их выставляющего. 

В ХХ столетии, когда с подачи функционалистов и теоретиков школы Баухауз все стали интересоваться конструкцией вещей, а не их внешней оболочкой, такому предмету, как стул, начали уделять много внимания. К нему обращали мысли не только промышленные дизайнеры, но и ведущие архитекторы своего времени. Великий немецкий архитектор-модернист Мис ван дер Роэ изрек сакраментальное: «Стул — очень сложный предмет. Построить небоскреб куда проще». Переосмысливая стул, этот «краеугольный камень» быта, дизайнеры переосмысливали и сам быт, его устройство и, как следствие, способы сидеть. Впрочем, концепция не нова: и в XVIII, и в XIX веках стул был своеобразным полигоном отработки устройства будущего, точкой поиска идеальных параметров человеческого тела, новых материалов и социальных конструктов.

Фото пресс-службы Русского музея

Стулья проектировали крупные архитекторы. В частности, Огюст Монферран, построивший в Санкт-Петербурге Исаакиевский собор и установивший Александрийский столп. Великолепное, можно сказать, горделивое кресло его авторства — с золочеными подлокотниками в виде орлиных голов из «Старого» кабинета императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце — встречает посетителей выставки. «Рисунки мебелей есть тоже зодчество в своем роде», — писал журнал «Записки для хозяев». Это утверждение, приравнявшее искусство создания мебели к искусству архитектуры, вынесено на стену в зале, где расположены экспонаты, относящиеся к XIX столетию. Его можно считать эпиграфом к первой половине выставки.

 
 Детский тет-а-тет
Фото пресс-службы Русского музея

Детский тет-а-тет

Середина XIX века. Ореховое дерево, вощеный ситец.

Стулья на портретах
Фото пресс-службы Русского музея

Стулья на портретах

На фото справа: портрет цесаревны Наталии Петровны работы Луи Каравака (1721). Стул выступает спутником венценосной особы: девочка еще совсем мала, ненамного выше стула, но уже обладает царственной осанкой.

Стул и табурет из молельни императрицы Марии Федоровны
Фото пресс-службы Русского музея

Стул и табурет из молельни императрицы Марии Федоровны

1860-е годы. Мебель создана в Санкт-Петербурге по эскизу Федора Солнцева. На сиденье стула надпись по кругу: «Сядь, посиди, от трудов отдохни».

Вадим Войнов. «Цензор», 1988
Фото пресс-службы Русского музея

Вадим Войнов. «Цензор», 1988

Ассамбляж из бытовых предметов.

Стулья европейских дизайнеров 1920–1960-х годов
Фото пресс-службы Русского музея

Стулья европейских дизайнеров 1920–1960-х годов

На снимке слева направо: стулья работы Марселя Бройера, Джорджа Нельсона, Вернера Пантона, Миса ван дер Роэ.

Кресло Swan Арне Якобсена
Фото пресс-службы Русского музея

Кресло Swan Арне Якобсена

Разработка кресла, где нет ни одной прямой линии и которое состоит из единой литой формы, в 1958 году обошлась дизайнеру Якобсену, по его признанию, в шесть костюмов и три автомобиля, которые он износил, пока ездил от заказчика на завод и обратно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+