К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Без пакетов и цветных бутылок: как не засорять окружающую среду отходами упаковки

Фото  David Silverman / Getty Images
Фото David Silverman / Getty Images
Количество отходов, которое мы производим ежедневно, растет с каждым годом. Особенное беспокойство у экспертов вызывает упаковка — она быстрее самих товаров оказывается в мусорном ведре и, вопреки распространенному заблуждению, далеко не всегда попадает на переработку. О том, как минимизировать отходы упаковки и быть уверенными в том, что они не окажутся на полигоне, рассказывает руководительница Центра исследований  EcoTechLab Ольга Никишкина

Упаковка в онлайн и офлайн-ретейле

Делая покупки в супермаркете или онлайн, мы получаем не только сам товар, но иногда и целую гору упаковки, которая через очень короткое время станет не нужна, — упаковка выполнит одну из своих ключевых функций, «доставив» товар в целости и сохранности.

Обеспечение сохранности товара на пути от производства до потребителя, пожалуй, тот фактор, который не позволит в обозримом будущем полностью отказаться от одноразовой упаковки. При этом все активнее распространяются практики использования оборотной и многоразовой тары, а также продажа товаров в тару покупателя. Причем в ряде случаев используются приемы  стимулирования обновленного потребительского поведения: скидки на кофе посетителям со своими кружками, отказ магазинов выдавать бесплатные пакеты на кассе — примеры самых популярных стратегий, способствующих сокращению одноразовых отходов, а заодно и расходов покупателя. При этом клиент может не отказываться от привычного образа жизни.

Однако в сегменте онлайн-торговли, бум развития которого пришелся на сложный период пандемии, экология далеко не сразу выходит на первый план. Невозможность отказаться от «пакетов-маек», фасовочных пакетов для овощей и фруктов, отсутствие контроля за соразмерностью упаковки и товара — пока еще достаточно распространенные минусы, с которыми даже экоответственному потребителю придется столкнуться, делая выбор в пользу заказа товаров онлайн.

 

Потребительская упаковка: удобство, маркетинг и экология

Выбор, который потребитель может сделать в пользу офлайн-покупок с использованием собственной многоразовой упаковки с целью сокращения упаковочных отходов, доступен не везде и не для каждой категории продуктов. Большую часть товаров все еще можно купить только в упакованном виде, и здесь очень ярко проявляется еще одна функция упаковки — маркетинговая.

Стоит, конечно, начать с того, что упаковка практически всегда служит для указания обязательной информации о составе продукта, его производителе и тому подобном, требуемым на законодательном уровне. Однако упаковка — это также отличительная черта продукта, с помощью которой производитель часто старается выделить товар на полке.

В случаях, когда упаковка служит в первую очередь маркетинговым целям, очень велик риск того, что она окажется избыточной и/или содержащей трудноперерабатываемые материалы. Действительно, пакет конфет в коробке с пластиковым окошком и разноцветной обечайкой (картонной упаковкой в виде ободка), с фольгированным тиснением, вдобавок запаянный в пленку и перевязанный подарочной лентой, в края которой вшита металлическая проволока, — упаковка явно избыточная, но привлекающая внимание и к тому же вполне способная считаться подарочной. Избыточен также, например, многослойный дой-пак (пластиковый пакет с донышком), красочный и хорошо держащий форму. Однако для покупателя он удобен, так как легок и не доставляет проблем при транспортировке. 

Впрочем, избыточность и многокомпонентность — далеко не единственные критерии, наличие которых позволяет подвергнуть сомнению экологичность упаковки. Самая простая ПЭТ-бутылка от напитка (пластиковая тара — один из наиболее собираемых и перерабатываемых в России видов упаковки) яркого, насыщенного цвета — уже мало востребованный отход, который может не попасть на переработку, так как неинтересен большинству заводов. 

Цветная бутылка не способна стать новой бутылкой в отличие, например, от прозрачной, поскольку окрашивающие компоненты затрудняют или ограничивают работу с тарой производителей, которые в дальнейшем делают из нее новые потребительские товары, — например, ту же упаковку. Чтобы переработать цветные бутылки, нужно собрать довольно крупную партию — от 500 т однородного сырья (одинакового цвета и, возможно, от одного производителя). Поэтому некоторые производители напитков в ярких бутылках все чаще переходят на менее яркую или вовсе прозрачную упаковку. Бутылка необычной формы — отход, способный смутить сотрудника сортировки, который решает, какой объект отобрать с сортировочной линии, а какой отправить на полигон или сжигание.

 

Поэтому, выбирая между схожими товарами, стоит обращать внимание и на их упаковку. Возможно, выбор, сделанный в пользу яркой «обложки», будет иметь долгосрочные экологические последствия.

Современные проблемы упаковки глазами товаропроизводителя

Текущая рыночная ситуация вынуждает производителей упрощать упаковку, отказываться от яркой печати и необязательных элементов, искать отечественные аналоги сложных материалов, которые ранее импортировались, к примеру, из Европы. Однако потребительское поведение по-прежнему остается ключевой движущей силой, и с ней нельзя не считаться. Рост количества экоответственных покупателей, которые все лучше разбираются в маркировке и критически относятся к громким лозунгам на упаковке; без труда вычисляют гринвошинг и манипуляции, выбирают более экономичные товары (а упаковка часто занимает существенную долю в себестоимости продукта), —  «тревожный звонок» для тех производителей, которые ранее мало задумывались о вопросах экологии за пределами собственного производства. Согласно опросу, проведенному по заказу компании-производителя товаров личной гигиены Essity в 2021 году, 82% респондентов из России считают, что ответственность за экологичность продукта должна лежать на производителе, а 38% опрошенных готовы переплачивать за товары, соответствующие экостандартам.

 Ревизия портфеля упаковочных решений сегодня важна как никогда, а использование грамотных и, главное, правдивых экологических нововведений в упаковке, возможно, новая маркетинговая парадигма, которая придет на смену стремлению к яркости и избыточности.

Что делать с отходами упаковки, если без них не обойтись

Пока очевидно, что свести к нулю генерацию отходов упаковки очень сложно, а производителям потребуется время для освоения новой парадигмы, важно стимулировать в обществе процесс перехода к правильному обращению с мусором.

Стоит взять за основу известную пирамиду 5R: refuse (отказаться), reduce (сократить), reuse (использовать повторно), recycle (перерабатывать), rot (компостировать).

 

Отказаться от лишних покупок, благодаря чему сократится объем упаковочных отходов, или от необязательных элементов шопинга, например «пакетов-маек», — шаг, с одной стороны, простой, с другой — требующий от покупателя определенной организованности. Иначе вместо пакета с пакетами дома появится экосумка с экосумками — в очередной раз забыв дома свою, клиент каждый раз будет приобретать новую. Сокращение отходов упаковки — это, в свою очередь, выбор продуктов без или с минимумом упаковки, рефиллы (возможность наполнения своей тары), а также покупка больших объемов продуктов. Шеринг и использование подержанных вещей — тоже способ минимизировать отходы упаковки, возникающие в основном после первичной реализации товара.

Повторное использование упаковки, или реюз, часто требует большой самоотверженности (если, конечно, речь идет не о повторном использовании пакета), ведь для этого требуется бережно освободить и очистить упаковку, найти способ ее повторного использования, который был бы не «работой ради работы», провести DIY-манипуляции.

Компостирование — еще более продвинутый уровень, который к тому же не всегда применим к отходам упаковки. Более того, заявление на упаковке о том, что она якобы биоразлагаемая, часто требует проверки, поскольку за биоразложением часто скрывается оксоразложение, которое лишь разбивает материал на микрочастицы, попадающие затем в почву, воду и человеческий организм.

Но применение принципа 5R в обращении с отходами упаковки часто ставит именно переработку на первую ступень иерархии: отказаться или сократить потребление определенных продуктов не всегда возможно, использовать повторно каждую упаковку попросту нереально, а компостированию поддается очень малое количество видов отходов.

Переработка упаковки: точки контакта

Куда сдать отходы, чтобы быть уверенными в их переработке? Этот вопрос беспокоит, пожалуй, подавляющее число экоответственных потребителей. Благодаря «мусорной реформе» во многих регионах России система раздельного сбора отходов функционирует уже на муниципальном уровне, однако количество видов отходов упаковки, которые даже наиболее продвинутые сортировочные пункты выбирают из смешанных потоков вторсырья, очень мало в сравнении с тем, сколько самой разной упаковки мы помещаем в урны. У операторов, обслуживающих контейнеры для вторсырья, как правило, можно получить информацию о том, какие виды отходов или фракции они передают на переработку. Однако даже в случае, если сотрудник отбирает, например, ПЭТ-бутылку, тара очень маленького размера, сильно загрязненная или в термоусадочной этикетке (этикетке из пленочного материала, повторяющей форму сосуда) может не попасть к переработчику.

 

Чтобы повысить шансы упаковки быть переработанной, можно воспользоваться специализированной инфраструктурой, если такая есть в доступе: фандоматами (позволяют получить бонус за сданную тару), контейнерами для сбора определенных фракций (гибкой упаковки, косметической упаковки, дой-паков, паучей и др.). Прекрасный способ — посетить экоцентр, пункт раздельного сбора отходов или временную акцию; заказать экотакси, если в городе есть подобные проекты. Специальные точки сбора отходов не только позволяют гарантированно передать на переработку большинство видов упаковки, но и часто предлагают zero-waste-продукты, многоразовые альтернативы, а также формируют экосообщества и способствуют экопросвещению населения.

Важно понимать, что судьба отходов упаковки начинает решаться в тот момент, когда покупатель делает выбор в пользу того или иного товара в магазине или на маркетплейсе. Потребительское поведение — один из мощнейших, хотя и не единственный стимул для производителя заняться вопросами оптимизации упаковочных решений. Озабоченность вопросами загрязнения территорий и переполнения полигонов на государственном уровне, скорее всего, в ближайшие годы приведет к тому, что такая оптимизация может стать вынужденной. Однако, как и сейчас, значительная часть отходов все равно будет образовываться на уровне потребителя. А значит, именно действия рядовых клиентов и покупателей будут в первую очередь определять вектор развития индустрии по производству упаковки. 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+