К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Как на Уводи вонючей вырос город наш могучий»: в Иванове переосмысляют авангард

Дмитрий Каварга, «Ивановское вещество» (Фото DR)
Дмитрий Каварга, «Ивановское вещество» (Фото DR)
В Иванове весь осенний сезон идет четвертый фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». Программа из 50 событий охватывает не только музеи, но также вокзал и почтамт города. Forbes Life рассказывает, как современное искусство позволяет взглянуть на Иваново как на центр наследия русского авангарда и советского конструктивизма, вне стереотипов о «городе невест» или «русском Манчестере»

Авангард в Иванове — это не только первостатейная коллекция в Областном художественном музее, но и необычные постройки из красного кирпича (местами оштукатуренного, чтобы имитировать дорогой бетон) в городе, появившиеся после революции. «Дом-подкова» (жилой дом ОГПУ) и «Дом-птица» (школа с обсерваторией над левым крылом) — лишь пара из полусотни конструктивистских зданий, возникших в городе в то время. Здесь начала работу первая в СССР механизированная фабрика-кухня, жителей знакомили с картинами Малевича и Кандинского.

Саша Браулов, «Дом-птица» из проекта «Вышивая авангард»
DR

Саша Браулов, «Дом-птица» из проекта «Вышивая авангард»

Ирина Голубева, генеральный продюсер фестиваля, рассказывает: «В 1920-е годы мы были третьей пролетарской столицей, о чем говорил еще Ленин. Здесь велось бурное строительство, зарождалась авангардная архитектура, было много социальных экспериментов. Наверное, такой же фестиваль можно было организовать и в Ярославле, и в Костроме, но там сразу везде мерещатся цари и императоры. А в случае с Иваново сразу стало понятно, что проект идеально «ложится» на город». Выставка «Вышивая авангард», например, захватила Центральный почтамт».

Дмитрий Каварга, «Ивановское вещество»
DR

Дмитрий Каварга, «Ивановское вещество»

Прибывающие на железнодорожный вокзал Иваново первым делом видят скульптурное изваяние женской головы с развевающимися волосами, которое ошибочно принимают за памятник ивановским невестам (на самом деле это собирательный образ революционерок).

Если к зданию присмотреться, окажется, что это редкий в стране пример конструктивистского вокзала. До 10 декабря в одном из его залов можно увидеть инсталляцию Дмитрия Каварги, на монтаж которой ушло четыре дня. Это «Ивановское вещество», которое сам художник описывает так: «Станки и нити, жесткое и мягкое, рациональное и хаотическое, консервативное и свободное, ограничивающее и бесконечное, динамичное и затихающее». Инсталляция буквально врастает в пространство, опутывая недавно отреставрированные колонны плавно перетекающими друг в друга символами культурной ДНК города.

Экспозиция проекта Homo Faber с работами Валерия и Юлии Казас и Сергея Потеряева
DR

Экспозиция проекта Homo Faber с работами Валерия и Юлии Казас и Сергея Потеряева

Главное событие фестиваля — проект Homo Faber. Его подготовкой занимался долгие годы работавший в России итальянский куратор Антонио Джеуза. Было собрано 150 заявок. После февраля 2022 года «антикризисным» куратором стала Алиса Савицкая. В итоге было отобрано четверо участников из Иваново, Краснодара, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. Выставка открыта в Музейно-выставочном центре до 30 ноября.

Экспозиция проекта Homo Faber с работами Кирилла Пискунова и Евгения Стрелкова
DR

Экспозиция проекта Homo Faber с работами Кирилла Пискунова и Евгения Стрелкова

Алиса Савицкая, куратор проекта Homo Faber, рассказывает: «Работая с заявками, я решила оптимизировать бюджет и сместить акцент с формата групповой выставки на производство новых работ с небольшими гонорарами, чтобы оказать адресную помощь конкретным авторам. Предпочтение отдавалось художникам, которые хотели поработать с городским контекстом. Кроме того, я постаралась обойтись без столичных авторов в пользу региональных художников».

Такой подход созвучен географии и истории города. В 1930-е Иваново стало центром Ивановской промышленной области, в которую вошло сразу несколько губерний. В итоге сегодня даже местные жители не ответят на вопрос о том, как пройти в центр города, так как его просто не существует. Диалог с ивановским ландшафтом ведут все участники проекта. Похожие на строительные леса красные сооружения Валерия Казаса рифмуются с обликом краснокирпичных конструктивистских зданий. Сергей Потеряев снимает ивановские пейзажи и записывает их «голос», который после компьютерной обработки составляет видеопортрет города. Напоминающие афишные тумбы объекты Кирилла Пискунова — это микс из авангардных форм, фрагментов архитектуры и образов людей, которые то ли вплетаются в конструктивистский контекст, то ли пытаются из него выбраться.

Евгений Стрелков, «Анти-Каскад»
DR

Евгений Стрелков, «Анти-Каскад»

Особняком в Музейно-выставочном центре стоит оформленный в виде отдельных работ альбом «Анти-Каскад» нижегородского куратора и художника Евгения Стрелкова. Он много лет исследует тему деформации Волги в результате ее расширения и в данном случае высказывает мысль о том, что человеку пора перестать конструировать, насилуя природу. «Волга, искаженная искусственными морями, — это доведенное до предела ренессансное прославление могущества человека. Сейчас нам очевидно, что это драма для Волги и волжан. Разрушилась и тонко устроенная экосистема, и сам волжский уклад жителей. И нам уже впору думать об осушении Горьковского моря, что и предлагается в проекте — с долей иронии, но и с большим сочувствием к великой реке и обитателям ее берегов», — пишет художник. Эти слова не могут не находить отклика у ивановцев, сложивших о своей главной водной артерии присказку «Как на Уводи вонючей вырос город наш могучий».

Катя-Анна Тагути, «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени»
DR

Катя-Анна Тагути, «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани неумолимого времени»

Еще один проект в Музейно-выставочном центре — выставка Кати-Анны Тагути «Ускользающий паттерн физической жизни на ткани ускользающего времени» — образцы советского агитационного текстиля с переосмысленным дизайном. К аутентичным декоративным элементам Тагути добавляет современные образы: летающие тарелки, космические ракеты и шлемы имперских штурмовиков из «Звездных войн». Но делается это настолько деликатно, что, по словам организаторов, результат не вызывает отторжения даже у самых консервативных поклонников ивановского ситца. К тканевой инсталляции горожане могут прикрепить фотографии своих родственников, работавших на местных фабриках.

Денис Желтов, «Неосупрематизм»
DR

Денис Желтов, «Неосупрематизм»

Среди работ, представленных в фотопроекте «Чистые формы» в пространстве «Артерия», стоит отметить снимки Дениса Желтова. Ностальгическая серия «Неосупрематизм» позволяет автору воскресить в памяти фрагменты собственного детства, проведенного на заснеженных игровых площадках, и вступить в диалог с наследием своего отца — советского художника, который преимущественно работал с геометрической абстракцией. По словам Желтова, это проект «о связи поколений, о любви к холодным оттенкам и простым формам».

Александр Макушин, Supreme
DR

Александр Макушин, Supreme

Серия Supreme Александра Макушина в пространстве «Артерия» представляет собой выполненный на стыке авангардной живописи и гламурной фотографии оммаж творчеству Кандинского и Малевича. Казимир Малевич, кстати, представлен в Ивановском областном художественном музее отличным полотном 1916 года под названием «Супрематизм».

В послереволюционные годы, когда советская власть принялась повышать культурный уровень народных масс, в регионы из центра широким потоком хлынули работы современных художников. В списках на распределение шедевров Иваново-Вознесенск числился под первым номером. За несколько лет здесь оказалось порядка 20 работ первого ранга. К жемчужинам экспозиции можно отнести «Цветоконструкцию» Ольги Розановой, которая вполне могла создаваться как эскиз для платка, и «Кубистическую композицию» Бориса Шапошникова, атрибуция которой с 1915 года менялась пять раз.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+