К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Любимый фикус в горшке: как сохранить ощущение дома в любой точке мира

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Наша речь полна фраз, связанных с особенным отношением к дому. Мы говорим «дома и стены лечат» про целительную силу привычной обстановки и «я в домике» — про место, где никто не достанет. Дом вызывает разные чувства, от радости до тревоги, но никогда не является чем-то, к чему мы равнодушны. Что такое «чувство дома», как оно формируется, а также как сохранить его внутри себя вне зависимости от обстоятельств, рассказывает психолог Екатерина Давыдова

Дом является важнейшим аспектом психологического благополучия от рождения и до самой смерти. Младенцы формируют привязанность не только к заботящимся взрослым, но и к окружающей среде. Дети чувствительны к тому, чтобы все вокруг было устойчиво и постоянно. Нестабильная атмосфера в доме может быть причиной стресса, влияющего на иммунитет, поведение, успеваемость в школе и общее самочувствие.

Привязанность к близким и к родной обстановке у детей затрагивает прежде всего бессознательные структуры психики, телесность и чувства, и только потом мыслительные конструкции. Это связано с тем, что наш первичный опыт взаимодействия с миром в младенческом возрасте записывается и хранится в так называемой имплицитной памяти, которая активна с самого рождения, когда неокортекс с его возможностями здраво мыслить и осознавать только формируется. Имплицитная память ответственна за глубинные психологические установки относительно себя и своего ощущения в мире, тогда как эксплицитная память (произвольная и сознательная) связана скорее с воспроизведением конкретных фактов и умозаключений. Именно поэтому чувство «совсем как дома» чаще всего у нас вызывает какой-то знакомый запах, звук, телесное ощущение, а не набор фактов.

Еще один интересный элемент привязанности к домашнему, материнскому — это так называемый «переходный объект». В соответствии с теорией психоаналитика Дональда Винникота ребенок, обычно в возрасте до года, привязывается к какому-то предмету (платочек, плюшевая игрушка, кусочек ткани). Выбранный объект начинает обладать для него таким большим значением, что если его забрать, то малыш может испытать проблемы с засыпанием, впасть в тревожное состояние или начать гневно требовать вернуть все обратно. Считается, что подобный переходный предмет помогает растущей психике справляться с «тяготами мира», в котором есть страхи, тревоги и фрустрации. Предмет выступает своего рода компаньоном, который помогает ребенку тем, что символизирует для него нечто родное и поддерживающее. 

 
Некоторые кочевые племена при переезде с одного места на другое перевозят с собой ковры, символизирующие связь с родной землей

Таким образом, чувство дома — это явление, которое нельзя в полной мере объяснить логически, но при этом интуитивно всем нам понятное.

Осознать, какое оно у вас, можно путем ассоциаций — назвать первое, что придет в голову при слове «родной дом». У одного всплывут чувства, у другого — что-то связанное с ощущениями (текстура любимой чашки, запах в прихожей, звуки скрипящего паркета, яркое пятно дивана в гостиной, вкус воскресного пирога), у третьего — общая атмосфера или какой-то повседневный ритуал.

 

Родные стены оказывают серьезное влияние и на здоровье пожилых людей. Например, есть такое понятие, как Relocation Stress Syndrome (стресс-синдром при переезде), — комплекс симптомов (тревога, чувство потери выбора и контроля, растерянность от отсутствия привычного), возникающих при переезде пожилых людей из своего жилья в дом престарелых. Обычно с этим помогают справляться социальные работники.

Чувство дома имеет значение и для животных. Известный факт, что кошки и собаки любят ощущение регулярной рутины, своей территории. При переезде питомцы чувствуют себя спокойнее, если вместе с ними перемещаются игрушки с их запахами и любимая лежанка, а жизнь в новом доме продолжается по привычному распорядку.

Важность своего места мы видим и в разнообразных народных традициях. Например, некоторые кочевые племена при переезде с одного места на другое перевозят с собой ковры, символизирующие связь с родной «материнской» землей. И хотя их дом может сегодня быть в одном месте, а завтра — в другом, ковер как некая символическая собственная территория  всегда с ними.

 

Особой вариацией привязанности к значимому пространству является топофилия (от греческого topos «место» и -philia «любовь к»), которую обычно понимают как особую связь с важными для нас местами, имеющими личное (место силы, место первого поцелуя и так далее), культурное (достопримечательности), ситуативное (места, связанные с чувством эйфории или, наоборот, трагедии) значение, а также зачастую обладающими живописным, захватывающим видом. Ведомые топофилией, мы можем, находясь в другой стране, захотеть купить что-то в магазине нашей национальной кухни или сходить на спортивное соревнование, где будет играть наша команда. Противоположное чувство — топофобия — будет побуждать нас избегать всего вышеперечисленного.

Интересна и статистика на эту тему. Установлено, что слово «дом» люди понимают очень по-разному. Например, исследование, проведенное в 2008 году на американской выборке в 2260 человек, показало, что только 22% считают домом место, где они живут сейчас. 26% сообщали, что дом — это место, где они родились или выросли,  18% — где они прожили дольше всего, а 15% считают, что это место, откуда родом их семья. 4% сказали, что дом — это там, где они ходили в среднюю школу.

Когда дом совсем не крепость

Не всегда «чувство дома» — это про свободное и безопасное пространство, где можно быть собой.

Если в детстве домашняя атмосфера была полна тревоги, отвержения, неопределенности, во взрослом возрасте может сформироваться ощущение, что дом — это когда надо всегда быть начеку и никому нельзя доверять. Тогда человек может избегать привязанности к людям и местам, станет склонен к исключительно автономному образу жизни. Подобный пример мы видим в известном диалоге в кинофильме «Леон» Люка Бессона. В нем главный герой позволял себе привязаться только лишь к фикусу в горшке.

— Ты любишь свой цветок?

 

— Это мой лучший друг. Всегда в хорошем настроении, не задает вопросов. И еще он, как я, видишь? Без корней.

Негативное ощущение домашней обстановки в детстве может повлиять и на самоидентичность, то есть на то, как мы отвечаем на вопросы «кто я», «какой я». Если ребенок жил в стесненных условиях, за которые ему было стыдно перед друзьями (например, коммунальная квартира в аварийном состоянии, где драки и небезопасные соседи), то это могло сформировать личную неуверенность в общении среди сверстников. Подобное чувство часто весьма устойчиво, тогда человек, уже давно не школьник, все еще ощущает необъяснимую неполноценность, зачастую корректируемую только при психотерапевтической работе.

Нередко по тому, как устроено пространство внутри дома, можно многое сказать о характере человека

Еще одно явление, связанное с чувством дома, — это понятие нормы относительно того, что и как должно быть устроено в нашем пространстве, включая коммуникацию между членами семьи. Норма — это то, что усваивается нами в процессе социального взаимодействия. Если детство было неблагополучное, а семья дисфункциональная, то это ощущение будет искажено. Например, люди, выросшие с родителями, употребляющими психоактивные вещества, нередко испытывают сложность в определении нормы. Они могут сами неосознанно воспроизводить деструктивные родительские паттерны поведения, а также позволять другим плохо к себе относиться, потому что это «привычно» и «как все делали дома».

По такой схеме из поколения в поколение нередко воспроизводится коммуникативный стиль внутри семьи (например, нецензурная лексика, допустимость разговоров на повышенных тонах), отношение к пространству (склонность к захламлению и собирательству), чувство границ (пренебрежение закрытыми дверями и неприкосновенностью личных вещей). Психокоррекция здесь лежит в зоне постепенного формирования чуткого и бережного отношения к себе, основанного на принятии и самоподдержке, обретения внутренней нормы и здоровых границ.

 

Дом как символ

Кроме буквального, у дома есть глубокий символический смысл. Нередко дом используется как метафора личности. В психологии есть даже проективная методика под названием «Дом, дерево, человек», когда все три объекта, на самом деле, связаны с представлениями человека о самом себе. Находит эта ассоциация отражение и в нашей речи. В бытовой речи мы говорим «в него будто кто-то вселился», когда человек в сильном гневе, или «мое сердце для тебя открыто», как если бы это была открытая дверь дома. Нередко по тому, как устроено пространство внутри дома, можно многое сказать о характере человека.

Дом может символизировать собой и некий микрокосмос, мир в миниатюре. Показательный пример этого — фильм «Мама!» режиссера Даррена Аронофски. Все происходящее между мужем, женой и гостями внутри стен дома можно воспринимать как взаимодействие между человеком и планетой Земля.

Дом — это граница между своим и чужим, потенциально опасным внешним миром и безопасным убежищем, где можно укрыться. Случается, что человек не готов встраиваться во «враждебный социум» и выбирает навсегда остаться затворником. Подобное мы видим в явлении под названием «хикикомори» (букв. «нахождение в уединении»), зародившемся в 1970-х в Японии. Речь идет о людях, которые в силу своей социальной фобии и других причин предпочитают жить в полной изоляции, играть в компьютерные игры, читать книги и смотреть сериалы, выбирая интернет как единственный безопасный способ «выхода из дома».

Дом нередко является отдельным персонажем в жизненном сюжете человека. Например, это ярко показано в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа» (режиссер Лассе Халльстрем). В нем дом — словно тяжелый груз ответственности, не дающий главному герою, старшему ребенку в семье, жить своей отдельной жизнью. Финал фильма, в котором дом сжигают, становится метафорой окончания прошлого и освобождения героя от бремени.

 

А, например, в известной всем истории Одиссея путь домой, в Итаку, — это красная нить, идущая сквозь все путешествие, полное приключений.

Взять дом в свои руки

Таким образом, чувство дома бывает как позитивным, так и негативным. Мы можем испытывать приятную привязанность, если ассоциируем свое жилище с домом, или же ощущать утрату и тоску, если столкнулись с запланированным или вынужденным переездом.

Что мы можем сделать, чтобы помочь себе чувствовать себя как дома: 

  •  Работа с чувствами и ощущениями. Так как образ дома — по большей части бессознательная структура, полезно насытить пространство ассоциируемыми с домом запахами, текстурами, цветами, звуками и вкусами. Любимый плед, привычная чашка, фотографии близких могут быть оказаться простыми, но устойчивыми опорами в вопросе «гнездования».
  • Позволить себе отгоревать, а затем снова привязаться. В случае переезда нам придется пройти через период сродни гореванию от того, что вашей кофейни за углом больше нет, а в ближайшем магазине с фруктами непривычный ассортимент. Важно дать себе время, не обесценивать свои чувства, даже если они касаются не больших, не заметных другим деталей, но значимых для вас лично. Следующим шагом на новом месте будет позволение себе обрести новые связи. Ваш прежний дом не воспроизведется в идентичном виде, но постепенно вы сможете ощутить связь со средой, где теперь находитесь, обрести «свое» кафе и «своего» продавца фруктов.
  • Значимость ритуалов. Хорошим подспорьем могут оказаться ритуалы. Люди запускают кошку в новый дом, перерезают красную ленточку на входе, пекут торт на свежесобранной кухне — все это может быть своего рода переходом, засечкой, означающей начало нового. Отсутствие ритуала часто не дает нам в полной мере осуществить психологический переход в новый статус. Именно поэтому важные моменты в жизни людей (день рождения, Новый год, свадьба, похороны) — всегда имеет форму ритуала, насыщенного атрибутами.
  • Переходный объект — как дом, который всегда с собой. По аналогии с детьми, которые носят с собой любимую игрушку-компаньона, можно поразмышлять о том, какой небольшой предмет является лично для вас символом дома. Здесь очень важно ориентироваться на личные ассоциации, какими бы они ни были. Такой объект может согревать душу в дороге, а привыкание на новом месте сделать чуть менее горестным и чуть более быстрым.
  • Дом — это люди. Также можно перевести фокус внимания с пространства на отношения внутри дома. Тогда мы можем заметить, что даже если вокруг все поменялось, внутри семьи — все те же шутки, свой секретный язык и забавные домашние привычки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+