К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Поучиться у Жюля Верна и Гибсона: где обитают самые фантастические идеи для бизнеса

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Найти идею для бизнеса или нового технологического продукта непросто — до такой степени, что порой в роли визионеров выступают писатели-фантасты. Именно они придумали многие вещи, уже ставшие привычными для нас. Почему научфан полезно читать всем и какие технологии ждут нас завтра, рассказывает Дмитрий Зубцов, руководитель Академии технологий и данных СберУниверситета

Одни авторы, пишущие в жанре научной фантастики, «видят» прототипы несуществующих вещей, которые даже в теории невозможны на момент написания книги. Другие «дорабатывают» функционал уже используемых технологий. Людям, которые хотят смотреть наперед, полезно читать и тех и других. Мы за суетой и работой можем не дойти до той идеи, которую уже придумал фантаст. И неважно, насколько давно была написана книга — технология появится в реальности тогда, когда придет ее время. 

Технологии, которые сбылись

Жюль Верн описал подводную лодку на электричестве в 1870 году, за 20 лет до появления подлодки в реальности. Герберт Уэллс в книге «Когда спящий проснется» (1899 год) говорил про раздвижные двери, которые появились на 60 лет позже. Эдвард Беллам во «Взгляде назад» (1888 год) предсказал кредитные карты. Карл Чапек сформулировал слово «робот» в 1921 году. 

Артур Кларк считается фантастом, который сделал больше всего предсказаний, причем множество его прогнозов и идей уже реализовано. Например, телекоммуникационные спутники, мобильный телефон, онлайн-банкинг, карманный персональный компьютер и победа искусственного интеллекта в шахматы (что произошло в 1996 году). В ближайшие 30-40 лет может исполниться еще одно его пророчество — колонизация Луны.

 

Такие примеры можно приводить еще долго:

  • Дуглас Адамс в книге «Автостопом по галактике» (1979 год) предложил универсальный переводчик речи. Сегодня уже существуют системы, которые переводят в режиме реального времени. Например, если зайти на YouTube через Яндекс.Браузер и нажать кнопку перевода, то искусственный интеллект будет переводить и озвучивать речь. Онлайн-перевод речи с нескольких языков внедрен в Skype. 
  • Уильям Гибсон в «Нейроманте» рассматривает проблемы киберпреступности и развития киберпространства. И это 1984 год, когда до появления интернета таким, каким мы его знаем, оставалось еще 8 лет. Причем сам Уильям никогда не работал за компьютером, пользовался печатной машинкой.  
  • Джон Браннен в произведении «Всем стоять на Занзибаре» от 1968 года написал о спутниковом телевидении, лазерном принтере, электрических автомобилях. Предсказал, что Китай станет сверхдержавой. 

Технологии из (после)завтра

  • Космические технологии

Одна из основных тем для фантастов — освоение космоса. Многие компании и страны также заинтересованы в развитии этой истории, но не с точки зрения колонизации Марса или Луны, хотя это тоже может быть полезно в будущем, а с точки зрения создания космических зондов для добычи ресурсов. Ведь астероиды и другие планеты — источники материалов, которые сложно добывать на Земле. Тот же Жюль Верн в «С Земли на Луну» (1865 год) описывал технологию солнечного паруса — он был развернут в космосе в 1993 году. На каком-то этапе освоения космоса солнечный парус может оказаться полезен как разведывательный, исследовательский аппарат для обнаружения тех же астероидов с полезными ископаемыми — об этом уже пишет китайский фантаст Ли Цысинь в  «Задачах трех тел».

 
  • Искусственный интеллект

Тема искусственного интеллекта двойственная: с одной стороны, это очень помогает развитию цивилизации, с другой — всегда есть опасность, что он может работать и против человечества.

Например, Ли Цысинь описывает, как цивилизация с альфы Центавра сделала искусственный интеллект размером с фотон, который остановил все фундаментальные исследования на Земле через внесение помех в очень точные измерения. У Ли Цысиня в одном фотоне содержится девятимерное пространство: огромную микросхему из двумерной плоскости свернули в девять измерений и таким образом получили огромную информационную плотность в минимальном пространстве. Эта же манипуляция в обратную сторону выглядела бы следующим образом: если пористую губку и все ее изгибы развернуть в двухмерное пространство, то получится площадь, значительно превышающая площадь верхней плоскости губки.

Сильный искусственный интеллект еще не появился, но фантасты уже рассуждают, что может случиться, когда это произойдет. Например, рассматривается ситуация, когда искусственный интеллект становится настолько сильным, что может влиять на время, тем самым меняя прошлое. И только сильный ИИ сможет это сделать так, чтобы поменять прошлое настолько аккуратно, чтобы с судьбой конкретных людей ничего не произошло, и одновременно добиться правильного развития. 

 

В одной из последних книг Лукьяненко, которая называется «Пролог», описан ИИ, который осознал, что развитие человечества идет по неправильному пути, и смог внести изменения в прошлом, не влияя на своё появление, но поправив человечество и защитив его от уничтожения. И если перенос в прошлое вряд ли осуществим, то вероятность, что ИИ через какое-то время сможет оценить деятельность людей, довольно велика.   

Терминатора мы не увидим ближайшие лет двадцать. Но уже сейчас существуют нейронные сети, которые общаются с людьми, учатся, делают выводы на основе публикаций в текстовом интернете и пишут статьи о том, почему человеку не надо бояться ИИ. 

Большинство фантастических тем, в том числе и вопрос использования ИИ, имеют социальный оттенок. У писателя возникает вопрос «а что, если...» и читатель получает этику искусственного интеллекта, пытается осмыслить варианты применения и даже начинает испытывать страх. Так, сначала появился Терминатор, а потом возникла боязнь технологии: «Может, мы не будем это развивать, а то он нас всех потом убьет». Или три закона робототехники, которые сформулировал Айзек Азимов.

  • Биохакинг

Вопрос «как себя изменить и что можно с собой сделать?» изучает большинство современных фантастов и авторы других жанров. Лукьяненко в серии «Танцы на снегу» описывает вымышленный мир генно-модернизированных людей. Анджей Сапковский в фэнтезийной саге «Ведьмак» рассказывает о том, как у людей возникают мутации в результате применения трав и растворов. По сути, это и есть биохакинг и примерная иллюстрация к использованию уже существующей технологии редактирования генома CRISPR/Cas9. 

Одно из ответвлений этой темы — идея переноса личности, ее смысловой оболочки после смерти в неких андроидов. Правда, это вовсе не новая идея. Тут можно вспомнить и «Футураму», и Виктора Пелевина с его Transhumanism Inc.

 
  • Клиентский опыт

В фантастических фильмах и книгах мы часто видим вещи, которые упрощают человеку жизнь. Развитие технологий, связанных с клиентским опытом или клиентским путем, и будет трендом ближайшие 5-10 лет. Одно из активно развивающихся направлений — связь и общение. Во время пандемии все ощутили, что Zoom — это благо, но он не дает эффекта присутствия. И появились стартапы по созданию проекции человека, как в «Звездных войнах». 

Появляются разработки, связанные с голограммами и дополненной реальностью. Например, в умных городах хотят внедрить программу, повышающую безопасность пешеходов. Когда загорается красный свет, вдоль пешеходного перехода разворачивается голограмма, на которой отображается красные фигуры идущих людей, и машины с большей вероятностью останавливаются. Еще одна технология на основе голограммы — проекция на лобовое стекло в машине. Мы такое видели в фантастических фильмах, а теперь оно есть в реальности. Пока что отображается информация о скорости, ограничению движения и направлению, в будущем, возможно, показателей и возможностей станет больше. 

Фантасты развивают тему нейроинтерфейсов — управление различными устройствами силой мысли. Смартфонами пользоваться неудобно, как бы ни были они хороши. Чтобы передать информацию, текст приходится набирать либо руками, либо проговорить голосом  (а голосовые помощники не всегда правильно распознают речь). Другое дело, если можно будет вживить нейрочип или надеть на голову специальный ободок и передавать команды и сообщения напрямую. 

Дизайн-фикшен в корпорациях

Периодически появляются новые концепты вроде Hyperloop — сверхскоростной транспорт, предложенный Илоном Маском, способный разгоняться до 1220 км/час, или раздача скоростного WiFi через воздушные шары, задуманная Google. Такого рода начинания можно отнести к дизайн-фишкену, который занимается устройством вымышленных сервисов и объектов. Но все это имеет практический смысл, несмотря на кажущуюся фантазийность проектов: научные разработки активно ведутся, и как только технология будет реализована — быстро захватит рынок.

 

Джефф Безос, Илон Маск, Питер Диамантис, Сергей Брин читают научную фантастику и извлекают из нее идеи для своих бизнесов. Сергей Брин не раз отзывался о романе Нила Стивенсона «Лавина», написанном в 1992 году, как о книге, которая сильнейшим образом повлияла на него. С этого романа началась история развития метавселенных — идеи, которая вдохновила создателей множества игр, включая знаменитую Second Life.

Спустя всего 30 лет после появления «Лавины» метавселенные даже не тянут на новость. В них сегодня сидят миллионы человек. Метавселенные — это не только люди с VR-очками, фактически это любая игра, установленная на телефоне, где общаются люди.

История с метавселенными — кейс, который убедил корпорации читать научную фантастику более внимательно и не откладывать книги с совсем фантастическими идеями на дальнюю полку. Некоторые компании пошли дальше — включая семинары для своих инженеров или топ-менеджеров с научными фантастами. Больше половины идей после таких мероприятий предсказуемо идет в мусорную корзину, некоторые идеи достигают стадии прототипов.

Илон Маск черпает свое вдохновение в романах другого великого фантаста Айзека Азимова. Особенно его заинтересовал план Гэри Сэлдона по спасению цивилизации от краха и основанию колоний ученых. По словам Маска, «вы должны предпринимать ряд усилий, которые могут продлить жизнь цивилизации, минимизировать возможность того, что «темные века» будут, и сократить по возможности их период». Поэтому когда Маск говорит о колонизации Марса, одна из его опор — это книги Азимова.

 

Научфан как must have для руководителя

Научфан расширяет сознание. Тут есть интересный эффект: люди, которые читают фантастику, принимают новые технологии как что-то знакомое, и им проще, чем людям, которые не увлекаются фантастикой. А кто-то вдохновляется и стремится реализовать фантастическую идею. Кто знает, какие технологии уже появились бы в нашей жизни, если бы научфан более серьезно доносился до молодых людей. Хороший пример: в 30-е годы прошлого века на первых страницах журналов American Scientis и «Техника молодежи» публиковали материалы про человека в космосе. И это было реализовано через 30 лет, когда молодые читатели журнала выросли. 

Проблему с менеджерами можно сформулировать так: научная фантастика кажется для них блажью, иногда — возможностью переключить мозг. Руководители читают книги тогда, когда видят в них какую-то ценность для себя, а полезными обычно считают бизнес-литературу или профессиональные издания. Художественную литературу читают те, кто просто любит читать и готов посвящать этому занятию свободное время. 

Правда, практика показывает, что проблема с внедрением различных технологий возникает чаще всего на уровне топ-менеджмента. А вот когда лидеры осознают важность технологий, даже через научную фантастику, ситуация меняется. 

Плюс не существует универсального списка фантастики, после прочтения которой можно было бы гарантировать, что глаза откроются и все осознают необходимость цифровизации. Мы не знаем, сколько фантастики перечитал Стив Джобс, в списках его 10 любимых книг к социальной фантастике можно отнести, пожалуй, только «1984» и «Атлант расправил плечи», но можно посмотреть на научную фантастику и с другой стороны: в российском списке Forbes очень много выпускников именно технологических университетов, где чтение научной фантастики — часть базового набора любого студента, который думает про технологии будущего, и многие из них мечтали заниматься наукой и техникой, потому что в школе читали фантастические книги и грезили о том, как бы это воплотить в реальность.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+