К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Время блокбастеров и динозавров: что происходило в мировом кино в 2022 году

Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»
Кадр из фильма «Аватар: Путь воды»
Пока в России киноиндустрия переживает тяжелейший кризис, в мире в 2022 году зрители стали постепенно возвращаться в кинотеатры. Но восстановить «доковидные» цифры так и не удалось: люди предпочитали блокбастеры, а если в фильме не было супергероев, динозавров и спецэффектов, его шансы в прокате были минимальными. Стриминги тоже пока не нашли единый верный путь, поэтому пробуют разные модели работы с пользователями. О трендах в мировом кинематографе Forbes Life рассказывает кинокритик Тамара Ходова

Время блокбастеров

«Одно из лучших кинотеатральных событий за долгое время. Стриминги курят в сторонке», — написал критик Indie Wire Дэвид Эльрих после первого показа фильма «Аватар: Путь воды», который находился в производстве целых 13 лет. Джеймс Кэмерон опять попал в тренды — в то время когда успешными становятся только зрелищные блокбастеры с огромными бюджетами, он, кажется, снова создал самый дорогостоящий и зрелищный из них.

Однако сиквелу «Аватара» еще предстоит доказать, что он может заманить зрителей в кинотеатры, а вот другой, не менее долгожданный фильм-событие уже это сделал. Самой прибыльной картиной 2022 года пока остается «Топ Ган: Маверик» с Томом Крузом в главной роли — сиквел фильма, вышедшего 35 лет назад. Он собрал более $1,4 млрд в мировом прокате и доказал, что даже после пандемии возможно выпускать прибыльные проекты.

С одной стороны, «Топ Ган: Маверик» может послужить свидетельством того, что мировой прокат постепенно просыпается после ковидной спячки и расправляет плечи, с другой — он становится тревожным знаком для проектов меньшего масштаба. 2022 год показал, что зрители готовы идти в кино только на зрелищные блокбастеры, особенно учитывая высокие цены на билеты (средняя стоимость билета в кино возросла в Америке на 20-22% с 2019 года). 

 

Этот тренд предсказал Стивен Спилберг еще в 2013 году. Режиссер отметил, что скоро зрители будут ходить в кино как в театр: то есть очень избирательно и только на самые громкие и ожидаемые проекты, потому что кино станет дорогим удовольствием. Согласно его логике в кино выживут только большие фильмы, а средние и уж тем более небольшие по бюджету будут проваливаться в прокате и безрезультатно бороться за зрительское внимание. 2022 год пока подтверждает мнение режиссера. 

Кадр из фильма «Топ Ган: Маверик»

За фильмом «Топ Ган» в списке самых прибыльных проектов 2022 года идет «Мир Юрского периода: Господство» со сборами более чем в $1 млрд. Почему их успех скорее расстраивает, чем радует? Оба фильма — продолжение существующих, всем известных проектов: «Топ Ган» — невероятно популярный боевик из восьмидесятых, и сиквел практически полностью повторяет оригинальный фильм. «Мир Юрского периода: Господство» Колина Треворроу — очередная часть франшизы, созданной тем же самым Спилбергом. Максимум зрелища, минимум работы мозгов и упор на узнаваемость. 

 

В такой атмосфере не удивительно, что Marvel чувствует себя уверенно. Все выпущенные студией фильмы хорошо показали себя в прокате, хотя больших откровений не произошло: «Доктор Стрэндж и мультивселенная безумия» заработал $950 млн, «Тор: Любовь и гром» — $760 млн, «Черная пантера: Ваканда навсегда» — $730 млн. И хотя эксперты постоянно предрекают смерть Marvel, судя по всему, люди в обтягивающих трико перед зелеными экранами с нами еще надолго. 

Правда, их коллеги из DC чувствуют себя не так уверенно. Хотя «Бэтмен» Мэтта Ривза собрал $700 млн, еще один проект DC не оправдал возложенных на него надежд: «Черный Адам» с Дуэйном Джонсоном пока заработал только $384 млн, что даже не окупило затраты на его производство. Студия находится в кризисе, и призванные ей на помощь Джеймс Ганн и Питер Сафран должны придумать новую стратегию развития DC. Судя по информации источников, пока они собираются отказаться от третьей части «Чудо-женщины», продолжений «Аквамена» и «Супермена».

Борьба за зрителя

Получается, если в фильме нет супергероев, динозавров, погонь, спецэффектов, а история основана на оригинальном сценарии, его шансы в прокате минимальны. И если российские кинотеатры столкнулись с тем, что им нечего показывать из-за санкций, то у иностранных кинотеатров нет недостатка в репертуаре, но зритель все равно ходит в кино с неохотой. Так, сам Стивен Спилберг, который предсказал победу блокбастеров, по иронии судьбы пострадал от новой тенденции. Его очень личный, автобиографический фильм «Фабельманы», который он решил снять во время пандемии, испугавшись умереть и не успеть рассказать миру свою историю, провалился в прокате. Картина собрала всего $5,9 млн при бюджете в $40 млн, повторив тем самым провал предыдущего проекта Спилберга «Вестсайдская история». 

 

Режиссер оказался в приятной, хоть и грустной компании. Точно также в прокате провалились «Варяг» Роберта Эггерса, «Род мужской» Алекса Гарланда, «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга, «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера. Но, несмотря на непростые для проката времена, некоторые оригинальные проекты доказали, что еще могут стать успешными: хоррор «Нет» Джордана Пила собрал $171 млн, байопик «Элвис» База Лурмана — $286 млн, научно-фантастическая драма «Все везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта — $101 млн. 

Кадр из фильма «Все везде и сразу»

В любом случае такие неровные показатели в прокате — признак того, что дело все-таки не только в зависающих в телефонах миллениалах, на которых жаловался Ридли Скотт после провала «Последней дуэли». Все гораздо серьезнее. Кинотеатры больше не могут просто сидеть и ждать, пока все вернется к допандемийным показателям, потому что, скорее всего, этого уже не случится, то есть им предстоит придумать новые форматы взаимодействия с аудиторией или сократить свое присутствие. 

Сокращения и локальный контент

Казалось бы, когда кинотеатры переживают нелучшие времена, ответом должны стать стриминги. Однако и здесь не все так просто. Студии действительно начали сокращать так называемое кинотеатральное окно, то есть период между выпуском картины в кинотеатрах и на стримингах или видео по запросу (VOD). Еще во время пандемии оно уменьшилось с привычных 90 дней до 45 в пользу онлайн-просмотра. Студии сочли эту практику удачной, и с тех пор кинотеатральное окно сокращается все больше. Так, Universal выпускает свои проекты на премиальное видео по запросу (то есть, чтобы посмотреть фильм, нужно заплатить около $20) уже через 17 дней после премьеры в кинотеатрах, а стратегия Disney меняется в зависимости от проекта. При этом большинство студий также создает эксклюзивный контент исключительно для собственных стримингов в стремлении заработать на подписках.

Netflix привлек 2,4 млн новых подписчиков против прогнозируемого 1 млн и намеревается привлечь еще 4,5 млн в четвертом квартале 2022 года

Главный игроком на стриминговом поле по-прежнему остается Netflix, который с большой неохотой выпускает свои фильмы в кинотеатрах. В приоритете платформы — подписки, и с ними у Netflix последний год не все было гладко. После того как в апреле 2021 года стриминг впервые начал терять подписчиков, ему удалось выйти из кризиса только в третьем квартале 2022 года. Платформа получила 2,4 млн новых подписчиков против прогнозируемого 1 млн и намеревается привлечь еще 4,5 млн в четвертом квартале этого года. Такие результаты были достигнуты в том числе благодаря внедрению нового, более дешевого тарифа с рекламой, хотя еще несколько лет назад Netflix заявлял, что на сервисе ее не будет никогда. 

Еще более резкое решение было принято Warner Bros. по отношению к стримингу студии: HBO Max сольют с Discovery+, при этом часть шоу, созданных специально для HBO, так и не появится на сервисе. Студия отменила 36 проектов, в том числе сериал Batgirl, что помогло ей сэкономить «десятки миллионов долларов». Отмена шоу означает, что студии теперь не нужно выплачивать гонорары и роялти, а у создателей других проектов нет никакой гарантии, что их не отменят на любом этапе производства. 

 

Одновременно в 2021 году в Европе было принято соглашение, согласно которому 30% контента, создаваемого стримингами, должны составлять локальные шоу и фильмы. Нынешний год показывает, что американские онлайн-платформы, доминирующие на рынке, довольно быстро и удачно справляются с этой задачей. Доля локального контента на Netflix уже перевалила за требуемые 30%, Amazon догоняет стримингового гиганта с долей в 27-30% в зависимости от страны, у HBO Max она составляет 25%, у Disney+ — 10%. Кое-что из этого контента вызывает интерес и у международной аудитории: например, немецкий сериал «Императрица» о принцессе Сисси, экранизация Ремарка «На западном фронте без перемен», триллер «1899» от создателей «Тьмы» или норвежский экшен «Тролль».

Женщины на фестивалях и хорроры

И мейнстримовый, и фестивальный кинематограф в 2022 году сосредоточился на темах травмы, поиска идентичности, репрезентации, дискриминации и борьбы с истеблишментом. При этом фестивали все больше внимания уделяют гендерному балансу. Впереди всех, как обычно, фестиваль независимого кино «Сандэнс» — 55% фильмов программы в этом году были созданы женщинами. Главный приз, согласно решению жюри, тоже получила женщина — Никиата Джису за хоррор «Няня» о нелегальной иммигрантке из Сенегала, пытающейся устроиться в США. 

После победы «Титана» Жюли Дюкурно на Каннском фестивале в 2021 году хорроры набирают обороты и из нишевого жанрового кино постепенно переходят в мейнстрим. Из самых заметных проектов 2022 года можно вспомнить такие картины, как «Скрежет» Ханны Бергхольм, «Свежатинка» Мими Кейв, «Варвар» Зака Креггера, «Черный телефон» Скотта Дерриксона, «Нет» Джордана Пила, «Улыбка» Паркера Финна. Большинство из них прекрасно показали себя в прокате. При этом, судя по статистике сборов, самые финансово успешные хорроры были сняты мужчинами. 

Зато женщины прекрасно себя чувствуют в фестивальных кругах. Так, вслед за «Сандэнсом» Берлинале вручил «Золотого медведя» тихой драме о семейной ферме в Испании Карлы Симон. Венеция третий год подряд вручает «Золотого льва» женщине-режиссеру — в 2022 году победила американская документалистка Лора Пойтрас с фильмом об активистке Нэн Голдин «Вся красота и кровопролитие». Хотя в случае с Венецианским фестивалем выбор победителя кажется продиктованным скорее политическими соображениями, нежели художественными. Самыми инертными из главных мировых смотров остаются Канны, и не из-за того, что там победил Рубен Эстлунд с «Треугольником печали», а из-за традиционно небольшого числа женщин (5 из 22 фильмов основного конкурса были сняты женщинами) в программе. 

 
Кадр из фильма «Титан»

Сами смотры постарались побыстрее вернуться к привычному формату — то есть исключительно офлайн и без каких-либо ковидных ограничений. Из всех, кто проводился онлайн во время пандемии — Берлинале, Торонто, «Сандэнс», — по-прежнему держится за эту модель только последний. В 2022 году «Сандэнс» решил не проводить смотр в Парк-сити, в следующем году тоже пройдет в гибридном формате. 

В целом 2022 год показал, что киноиндустрия не может просто перетерпеть пандемию и продолжить с того же места, на котором прервалась два года назад. Система кинопроката и дистрибуции претерпевает глобальные изменения, и индустрии нужно адаптироваться. Пока ее бросает из стороны в сторону, и единого решения, которое спасет от всех бед, пока не существует. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости