К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Старая химия и новая этика: как мужчин учат знакомиться с женщинами на дейтинг-курсах

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В США все большую популярность набирают дейтинг-курсы для мужчин. Автор одного из них, коуч Блейн Андерсон за один только 2022 год заработала на своем блоге $1 млн: ее авторские программы, доступные по цене от $149 до $4995, привлекают тысячи мужчин, а о ее феномене и личных взглядах на отношения рассказывают Vice и New York Post. Forbes Life изучил, чему учат подобные курсы и есть ли в России тренд на экологичные отношения без насилия

Больше не «альфа-самцы»

Блейн Андерсон запустила блог Dating by Blaine в 2020 году. На своем сайте девушка обещает каждому из клиентов индивидуальный подход, а помимо платных курсов, есть и большое количество бесплатного контента — его можно найти в аккаунтах девушки в YouTube, TikTok и не только. Андерсон, заинтересовавшаяся дейтинг-коучингом еще во время учебы в колледже, признается, что строит свои курсы на академическом и личностном подходах: с одной стороны, она опирается на исследования в психологии и эволюционной биологии, с другой — на личный опыт работы с клиентами и «наблюдения за отношениями на шести континентах».

В конце 2022 года история Андерсон попала на страницы Forbes: продавая обучающие продукты для мужчин по цене от $4995 за целый курс до $149 за более простые форматы, блогер заработала около $1 млн. Сейчас Андерсон предлагает три курса для мужчин: основы онлайн-переписки, помощь в «маркетинге самого себя», флирте и «создании химии» в отношениях с женщинами и программа «один на один», в которой коуч несколько недель лично помогает клиенту найти подругу и выстроить с ней гармоничные отношения. Чем же ее программа отличается от старых добрых курсов по пикапу? 

По словам Андерсон, многие мужчины, покупающие подобные курсы, думают, что должны вести себя как «альфа-самцы», чтобы свидание прошло успешно: быть богатыми, иметь определенное телосложение или казаться очень уверенными в себе. При этом многие из них работают инженерами или программистами, проводя большую часть времени за экраном ноутбука, и у них просто нет времени для развития своих социальных навыков. При этом она отмечает, что определение «высокого статуса» у мужчин и женщин на самом деле отличается, поэтому она учит мужчин «быть уверенными в себе и знать, как себя продавать», не опираясь на ложные стереотипы о женских ожиданиях.

 
Аккаунт Блейн Андерсон в TikTok

Создательница Dating by Blaine, по всей видимости, сумела поймать нужный момент: XXI век, как отмечают социологи, подталкивает мужчин менять свое восприятие отношений и нарабатывать новые навыки в общении с девушками. Во многом на это повлияло движение #MeToo, которое обратило внимание на проблему харассмента и сексуализированного насилия. В частности, об этом говорят исследователи PewResearch: 65% американцев считают, что «повышенный уровень фокуса на домогательствах и насилии» делает поиск отношений для мужчин всех возрастов сложнее. В итоге мужчины, опасаясь показаться насильниками, пытаются пересмотреть свои взгляды на отношения и общение с женщинами в целом. Помочь в этом могут как раз такие дейтинговые курсы, как у Блейн Андерсон, которые потенциально могут обучить корректным навыкам общения как в виртуальном, так и реальном пространстве. 

Аналогичные программы запускают и другие коучи. Например, Ник Нотас: его аудитория — мужчины с высоким заработком, которым он вот уже 15 лет помогает «побеждать свои страхи, сформировать истинное чувство собственного достоинства и харизматичные социальные навыки». В своем блоге Нотас предлагает мужчинам десятки авторских статей с советами, начиная от того, как встречаться с коллегой по работе и правильно делать комплименты, и заканчивая подсказками в ведении соцсетей и борьбе с собственной неуверенностью. Есть и материалы на тему домогательств — например, что не стоит флиртовать в состоянии алкогольного опьянения или появляться около дома понравившихся женщин без их согласия. 

 
Неизбежно найдутся сайты, которые все еще предлагают стать «альфа-мужчиной» и многократно увеличить число партнерш

Хотя на первый взгляд такие курсы действительно учат мужчин быть увереннее в себе и более открытыми в отношениях,  среди множества ссылок, выданных на ваш поисковый запрос, неизбежно найдутся сайты, которые все еще предлагают стать «альфа» и многократно увеличить число партнерш едва ли не любой ценой. Так что, пытаясь найти качественные дейтинговые курсы, мужчины по-прежнему рискуют в лучшем случае потратить деньги на получение компилированной информации из разных источников (как у Нотаса, статьи которого в целом основаны на размытых и очевидных идеях личных границ или «прокачки» профиля в соцсетях), а в худшем — на программы, приравнивающие мужчину и женщину к «охотнику» и его «добыче». 

Знакомства для всех — и для любых целей 

Дейтинг-коучи не зря в своих программах упоминают о социальных сетях — по данным ученых Стэнфордского университета, они уже стали одними из самых популярных мест для знакомств у американцев.  В 2022 году общее число пользователей дейтинговых приложений достигло 366 млн — и к 2027 году эта цифра может увеличиться еще на 80 млн. Общие же доходы от таких приложений в будущем преодолеют отметку в $3 млрд: как отмечают эксперты, падения пользовательского спроса на этом сегменте рынка приложений ждать не стоит. Это подтверждают и социологи Стэнфордского университета, подсчитавшие, что 40% гетеросексуальных и 60% гомосексуальных пар в США познакомились через интернет.

Как онлайн-дейтинг трансформирует привычный институт отношений с точки зрения этики?

 

Социолог Мари Бергстрем уверена: дейтинговые приложения меняют отношение людей к любви и романтике как таковым. По ее мнению, в прошлом в обществе преобладала идея о том, что чувства приходят внезапно — по крайней мере, в этом убеждали голливудские фильмы и классическая литература, в которых «любовь слепа, а принцесса может влюбиться в крестьянина и их чувства преодолеют социальные ограничения».

«Этому взгляду бросает вызов сам онлайн-дейтинг, — говорит Бергстрем. — Очевидно, что в нем у человека есть определенные критерии поиска. Ты не «врезаешься» в любовь — ты ищешь ее». Кроме того, социолог видит и изменения в самом поиске отношений: если раньше люди были убеждены, что где-то «есть родственная душа», с которой ты обязательно встретишься, то сегодня дейтинговые приложения подталкивают пользователей не пассивно ждать вторых половинок, а искать их самим». 

Еще один аспект онлайн-дейтинга отмечает психолог и мастер-коуч International Coaching and Psychology Association (ICI) Дмитрий Занин. По его мнению, дейтинг-курсы имеют большую аудиторию за счет того, что они помогают людям легче заводить знакомства не только для отношений, но и для работы или дружбы, в то время как пикап-курсы нацелены лишь на сексуальные отношения. «Дейтинг-курс имеет более широкую аудиторию и потребность. Это не только про то, как познакомиться с партнером для секса. Технологии маркетинга начинают расширять этот формат, потому что его легко экстраполировать на знакомства с потенциальными клиентами, что тоже в каком-то смысле дейтинг», — комментирует эксперт.

Мари Бергстрем говорит и о том, что использование дейтинг-платформ позволяет людям разделять социальную и сексуальную стороны своей жизни, делая их абсолютно параллельными и независимыми друг от друга. Социолог напоминает: поскольку «женское сексуальное поведение осуждается по-другому и жестче, чем мужское», такая возможность отделить интимную жизнь от публичной крайне важна для женщин, живущих в обществе с превалирующими «двойными стандартами». Она позволяет пользовательницам таких приложений находить партнеров для краткосрочных сексуальных отношений и при этом не афишировать эту сторону своей жизни перед близкими и коллегами, тем самым не вредя своему имиджу или профессиональному образу.

Но онлайн-дейтинг все еще не является безопасным пространством для женщин. Исследователи отмечают, что гендерные роли и стереотипы по-прежнему остаются актуальными в онлайн-общении (например, о том, что начинать переписку традиционно должен мужчина, а если ее инициатором становится женщина, это может отпугнуть собеседника), а в медиа все еще часто появляются истории пользовательниц дейтинговых приложений об их опыте столкновения с харассментом, гостингом или иными формами абьюза.

 

Решить эти и другие проблемы отчасти пытаются сами платформы, регулярно обновляющие политику конфиденциальности и вводящие новые правила поведения на площадках. На практике же этих мер нередко оказывается недостаточно: яркий пример тому — хештег #WestElmCaleb. Под ним женщины в соцсетях рассказывают о том, как одновременно встречались с одним и тем же мужчиной по имени Калеб, с которым познакомились на дейтинг-сервисе Hinge, и долгое время даже не догадывались о существовании друг друга и том обмане, в который оказались впутаны. А в 2022 году на Netflix вышел документальный фильм «Аферист из Tinder», рассказывающий историю Саймона Леваева, который создал в Tinder образ сына миллиардера, чтобы обманным путем заполучить миллионы долларов от девушек, которые влюблялись в него. Эта история подняла в обществе большую дискуссию о том, как обеспечить женщинам не только физическую, но и финансовую безопасность во время онлайн-дейтинга. 

Кадр из фильма «Аферист из Tinder»

Но большая часть проблем безопасности и этики общения — как при онлайн-знакомствах, так и в реальной жизни — все еще упирается в патриархальные представления людей о том, как должны строиться отношения: инициатива и «сила» обязательно должны быть свойственны мужчине, а женщину, как утверждают некоторые дейтинговые коучи, нужно «завоевывать». Кроме того, они убеждают своих клиентов, что женщина обязательно «ищет миллионера», делают домогательства «мотивированными» и «естественными», не предлагая никакой адекватной альтернативы такому поведению. 

Этические запросы и переход в онлайн

В российском сегменте дейтинг-курсов для мужчин, как и в зарубежном, акцент делается не только на отношениях: тренеры прорабатывают с клиентами неуверенность в себе и страхи карьерного или личностного роста, предлагая как платные курсы «один на один», так и бесплатный контент в виде авторских статей и видеороликов. Несмотря на разнообразие тем — от экономического благополучия до интимных проблем, — там все еще доминируют сексизм и патриархальные установки коучей. Так, один из них, Андрей Парабеллум, утверждает, что конфликты мужчины и женщины происходят из-за того, что женщина не признает за мужчиной роли «добытчика» и беспочвенно ревнует его, а другой, Вадим Алываев, — что «настоящий мужчина» всегда «ставит женщину на место», ведь «женщины любят, чтобы мужчина был хозяином положения».

В конце концов, до сих пор одним из самых известных секс-коучей в России остается Алекс Лесли, известный своим участием в конфликте миллиардера Олега Дерипаски и девушки по имени Настя Рыбка, написавшей книгу «Дневник по соблазнению миллиардера». «Методологию» самого Лесли можно определить уже по названиям его произведений: «Мне всегда дают. Безотказная система быстрого соблазнения девушек от лучших мастеров». Но институт репутации в России устроен так, что даже после судебных разбирательств с Дерипаской и ареста в Таиланде в феврале 2018 года за проведение нелегального секс-тренинга в одной из гостиниц Паттайи Лесли остается популярным «секс-гуру», ведет курсы и популяризирует сексистские установки у мужчин и женщин. 

 

По мнению психолога и мастер-коуча International Coaching and Psychology Association (ICI) Дмитрия Занина, аудитории дейтинг-курсов и пикап-курсов не сильно отличаются — обе «программы» нацелены на людей, имеющих трудности в процессе знакомств. «Сама история пикапа — это быстрое соблазнение женщины. Базовый посыл: как затащить девушку в кровать, отметая все ненужное. Аудитория пикапов — молодые люди, у которых с этим проблемы, потому что девушки почему-то не особенно хотят, чтобы их «тащили в постель», — объясняет разницу в подходах Занин. — Так и появились направления антипикапа, женского пикапа и не только. А дейтинг курсы —  про то, как познакомиться именно в сети. Как презентовать себя так, чтобы тобой заинтересовались. Пикап-технологии в сети просто не работают».  

Тем временем новое поколение предпочитает тренд на этичные и равноправные отношения, в которых люди стараются видеть ценность друг в друге, в словах и поступках. И в будущем, по словам Занина, этот запрос будет становиться лишь популярнее благодаря глобализации и развитию технологий. «И для мужчины в этой ситуации встает вопрос: либо он пытается показать свою доминантность и тем самым определять «старую этику» взаимодействия, либо, наоборот, стремится к выстраиванию равноправных отношений», — объясняет Занин. Он добавляет, что в онлайн-формате у людей есть больше возможностей транслировать свои ценности: «Там люди в большей степени смотрят друг на друга не через призму «мужчина — женщина», а через призму «человек — человек».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+