К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Троица» Рублева уезжает в Лавру, Пушкина выставляют на торги: новости арт-рынка

Герхард Рихтер, «4096 цветов» (Фото Sotheby’s)
Герхард Рихтер, «4096 цветов» (Фото Sotheby’s)
Часы Rolex установили ценовой рекорд, революционная картина Герхарда Рихтера выставлена на Sotheby’s с эстимейтом $18—25 млн, шедевры из Эрмитажа и Третьяковки передадут РПЦ. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Музейные новости: «Троица» Рублева покидает Третьяковку, а рака Александра Невского — Эрмитаж

Приказом президента РФ Владимира Путина икона Андрея Рублева «Святая Троица» из коллекции Третьяковской галереи будет перемещена в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Но произойдет это не сразу. Сначала она будет выставлена в Храме Христа Спасителя 4 июня, на православный праздник Троицы. Затем икону ожидает плановая реставрация, а уже после этого она будет передана РПЦ «на долгосрочное ответственное хранение», как говорится в заявлении Минкульта. В ведомстве отмечают, что все перемещения объекта будут сопровождаться экспертами «в строгом соответствии с требованиями безопасности и сохранности», а хранение иконы будет осуществляться в специальной капсуле, предусматривающей поддержание температурно-влажностного режима.

Сами эксперты утверждают: для сохранности иконы необходим полный покой, высокая влажность, 65-70% и температура +16-18 градусов по Цельсию. Обеспечить такие условия может специально созданная витрина-капсула. Их производят в Италии и Германии. Во время прошлогодней поездки «Троицы» в Лавру, такой капсулы не было. По возвращении реставрационный совет Третьяковской галереи отметил появление более 60 новых «болевых зон» на изображении. Эксперты сомневаются, что срочное приобретение такой капсулы сейчас возможно. 

Третьяковская галерея, в которой с 1929 года хранится «Троица», не дала официальных комментариев прессе, но написала в официальном Telegram-канале, что музей «ожидает подписанных Министерством распорядительных документов». 

 

С критичными прогнозами о том, что ждет икону при планируемых перемещениях, выступила искусствовед Софья Багдасарова: «После того как «Троица» перестанет жить в музее и поддерживаться силами музейных специалистов, она умрет в физическом смысле этого слова. Краска отвалится, деревянный щит, сбитый из нескольких дощечек, пойдет ходуном». Так же категорично высказалась и Елизавета Лихачева, директор ГМИИ им. Пушкина: «Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части: там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой». 

Директор Третьяковской галереи, директор Эрмитажа и глава пресс-службы Московской патриархии на момент публикации текста на вопросы Forbes Life не ответили. 

 
Андрей Рублев, «Троица»

Рака Александра Невского будет передана во временное (сроком на 49 лет) пользование Санкт-Петербургской епархии из собрания Эрмитажа, где она хранится с 1922 года. Соответствующее решение было принято Министерством культуры РФ совместно с музеем и РПЦ. Возвращение раки в Благовещенскую церковь Троицкого собора Александро-Невской Лавры будет осуществляться в два этапа. Сначала, до 12 сентября текущего года, перенесут деревянные элементы памятника, а затем, до конца года, — и саму серебряную раку, в которую поместят мощи святого благоверного князя. При этом Минкульт будет продолжать следить за соблюдением мер сохранности памятника. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский так объяснил происходящее: «В сегодняшней геополитической ситуации сакральное, символическое значение раки и гробницы Александра Невского как святого защитника и покровителя русского воинства и русской дипломатии гораздо важнее, чем их художественное значение».

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду закроется на реконструкцию с 2025 года. Ожидается, что работы продлятся пять лет, а их стоимость составит €262 млн. Кроме того, стали известны подробности планов Центра Помпиду по открытию новой площадки в Саудовской Аравии. Еще в марте сообщалось о согласовании с местными властями долгосрочного контракта с плановыми затратами в размере $2,1 млн в год. Но если раньше говорилось о своего рода аналоге Лувра Абу-Даби, то теперь вовлеченность Центра Помпиду в проект, который получил название «Перспективные галереи» (Perspective Galleries), кажется уже не такой масштабной. Планируется, что музей будет оказывать консультационные услуги и помогать в подготовке кадров, но возможная передача экспонатов (в случае с Лувром Абу Даби речь шла о 300 работах) французской стороной пока не подтверждается.

В Ирландии появилась первая работа Сезанна музейного уровня. Речь идет о картине 1876 —1878 годов под названием «Жизнь полей». Цена, которую анонимный частный даритель заплатил за полотно, не сообщается. Известно, что он купил ее в лондонской галерее Agnew’s в 2022 году. За четыре года до этого картина была продана на американских торгах Freeman’s за $1,5 млн. «Жизнь полей» пополнит собой постоянную экспозицию Национальной галереи Ирландии уже со следующей недели. 

 
Поль Сезанн, «Жизнь полей» (Фото National Gallery of Ireland)

Предстоящие торги: неизвестный Репин, «Евгений Онегин» за 2,5 млн, рекордный «Паук» Буржуа

В конце марта картина Ильи Репина «Слепой бандурист» была продана на парижских онлайн-торгах MacDougall’s за €395 870. Еще одна картина художника появится на торгах в конце мая, но на этот раз — в США. Малоизвестный нью-йоркский аукцион Showplace выставил на продажу датированный 1914 годом «Портрет молодого человека в студии художника» с эстимейтом $40 000—60 000. Торги намечены на 21 мая. Эксперты Showplace отмечают, что поза безымянного натурщика с перевязанным лицом и некоторые другие детали перекликаются с портретом Федора Шаляпина, который Репин начал писать в том же году, долго перерабатывал, но в итоге счел неудачным: «Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил; остался только его Булька (один из бульдогов Шаляпина. — Forbes Life), так и пропал большой труд». История «Портрета молодого человека» и вовсе неизвестна, происходит картина из частной американской коллекции.

Илья Репин, «Портрет молодого человека в студии художника» (Фото Showplace)

Christie’s пустит с молотка вторую часть работ старых мастеров из собрания финансиста Сафра уже 20 мая. Первая часть была распродана в феврале этого года, собрав в сумме $18,5 млн. На этот раз коллекционерам предложат более 70 лотов, которые выставляются на продажу без резервных цен, то есть могут уйти за любые, даже самые низкие ставки. Главным топ-лотом аукциона считается полотно Гюстава Курбе с видом на Шильонский замок ($300 000—500 000). Пейзаж был написан художником в Швейцарии, куда он вынужден был уехать в 1873 году, так как во Франции его преследовали из-за поддержки Парижской коммуны.

Вечерние торги Sotheby’s, посвященные современному искусству, пройдут 18 мая. Самый дорогой лот — «Паук» Луиз Буржуа — имеет все шансы установить новый ценовой рекорд на работы художницы. Оценочная стоимость скульптуры составляет $30—40 млн, поэтому даже если она уйдет по нижней планке эстимейта, цена будет выше установленного в 2019 году рекорда — $28 млн. Еще один фаворит этих же торгов — написанная в 1974 году картина Герхарда Рихтера «4096 цветов» ($18—25 млн). Она представляет собой одну из вершин революционной серии художника под названием «Цветовые схемы». Изначально живописные эксперименты Рихтера с разноцветными квадратиками были довольно прохладно встречены критикой и публикой, но уже в 2007 году именно в этой технике он оформил витражи Кельнского собора.

На 20 мая намечены торги «Литфонда», посвященные редким изданиям русских классиков. Один из главных топ-лотов — миниатюрный томик «Евгения Онегина», выпущенный незадолго до смертельной дуэли Пушкина. Оценочная стоимость этого редкого экземпляра 1837 года в роскошном марокеновом переплете равняется 2,5 млн рублей. Эстимейт первого пушкинского издания трагедии «Борис Годунов» (1831) составляет 1,8 млн рублей. Кроме того, вниманию коллекционеров будет предложен чудом дошедший до наших дней в единственном экземпляре альбом эскизов Бориса Кустодиева к книге Евгения Замятина «О том, как исцелен был отрок Эразм» (1,2 млн рублей).

На онлайн-торгах портала ARTinvestment.RU до конца этой недели продают редкую работу Петра Кончаловского «Натюрморт. Розы на столике» (4,6 млн рублей). Художник часто писал натюрморты, которые рассматривал как трудные, но необходимые упражнения, отмечая, что «цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое». При этом выставленное на продажу полотно датировано 1953 годом, когда в творчестве Кончаловского преобладали пейзажи.

 

Прошедшие торги: рекордный Rolex, Баския за $67 млн

Sotheby’s установил новый ценовой рекорд на наручные часы Rolex Daytona. Экземпляр выпущенной в 1969 году модели John Player Special (ref. 6241) в корпусе из 18-каратного желтого золота был продан в ходе недавних женевских торгов за $2,5 млн. «Война ставок» за лот продолжалась порядка восьми минут, в ней участвовало шесть коллекционеров: два были в зале, два — по телефону и еще два — онлайн. Перед аукционом специалисты Sotheby’s неоднократно подчеркивали, что часы находятся в отличном состоянии и, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор не нуждались в ремонте. Кроме того, эти часы пополнили список самых дорогих разновидностей Rolex Daytona, которые поклонники марки называют именем голливудского актера Пола Ньюмана. Это неофициальное название часы с узнаваемым панда-циферблатом получили после того, как Ньюман появился в них в фильме в конце 1960-х годов.

В Нью-Йорке продолжается одна из главных аукционных недель года. Пока что основными достижениями Christie’s стали ценовой рекорд на работы Руссо и принадлежавшую Валентино Гаравани работу Баския за $67 млн. Сначала 11 мая прошла серия торгов, посвященных искусству ХХ века, собравшая $506 млн. В эту сумму вошли и $178 млн, вырученные за подборку работ из коллекции С. И. Ньюхауса, наследника и совладельцем издательского дома Condé Nast. Из 16 лотов самым дорогим оказался «Автопортрет» Фрэнсиса Бэкона 1969 года, купленный за $34,6 млн. Кроме того, за рекордную сумму $43,5 млн с молотка ушла написанная в 1910 году картина Анри Руссо «Фламинго», а цена «Натюрморта у окна» Пабло Пикассо составила $41,8 млн. Посвященные искусству XXI века торги прошли днем позже, собрав чуть меньше $100 млн. Большая часть этой суммы пришлась на работу Жан-Мишеля Баския «История черных (Нил)» из коллекции Валентино Гаравани. Она ушла с молотка за $67 млн при оценке в $45 млн, в то время как цены остальных лотов были на порядок ниже.

Анри Руссо, «Фламинго» (Фото Christie’s)

Как и ожидалось, ювелирная коллекция светской львицы Хайди Хортен побила рекорд, который с 2011 года принадлежал собранию Элизабет Тейлор. Только первая часть украшений Хортен собрала более $150 млн, в то время как все драгоценности Тейлор в свое время были распроданы за $116 млн. За $13 млн с молотка ушло бриллиантовое кольцо Cartier с редким мьянманским рубином Sunrise Ruby, а вся коллекция Хортен в итоге собрала $202 млн.

Новые арт-ярмарки в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде

На территории петербургского «Севкабель Порта» с 26 по 28 мая пройдет пилотный выпуск Port Art Fair — новой ярмарки современного искусства с акцентом на молодые имена. В смотре примут участие 16 галерей (fābula, Nikolay Evdokimov и т. д.) и объединений, а также 70 независимых авторов. Художников отбирали по итогам открытого конкурса, на который поступило порядка 700 заявок. В целом цены на ярмарке будут варьироваться от 3000 до 500 000 рублей, основной ценовой сегмент — от 10 000 до 120 000 рублей.

 

Ровно в эти же даты в Нижнем Новгороде запускается ярмарка графики и тиражного искусства «Контур». Об участии уже заявили московские галереи (сцена/szena, a-s-t-r-a, Alina Pinsky) и петербургская Marina Gisich gallery. Площадкой ярмарки станет вместительная парковка отеля Sheraton Kremlin, расположенного недалеко от Нижегородского Кремля.

Находки: ранее неизвестные картины Рембрандта и новые фрагменты древнеримской фрески

В частной английской коллекции обнаружены портреты семейной пары, приписываемые кисти Рембрандта. Эксперты Christie’s случайно наткнулись на них, проводя оценку собрания. Из разговора с владельцами удалось выяснить, что датированные 1635 годом картины, о существовании которых до этого момента не знали даже эксперты по творчеству Рембрандта, находились в семье с 1824 года, когда они были куплены на торгах все того же Christie’s. Подлинность и авторство работ уже подтвердили сотрудники Рейксмузеума. Ожидается, что они будут выставлены на торги этим летом с единым эстимейтом  £5—8 млн.

Парные портреты кисти Рембрандта (Фото Christie’s)

Во время реставрации древнеримского театра в испанской Картахене археологи обнаружили 2000 фрагментов настенной росписи. Теперь ее планируют собрать воедино, используя еще 1500 фрагментов, найденных в 2006 году. Сегодня здание, построенное в V-I веках до н. э. и вмещавшее до 7000 зрителей, восстановлено и используется как музей под открытым небом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+