«Наша голова должна касаться звезд»: что смотреть на прогулке в Парке Малевича

В самом начале июня Парк Малевича, открывшийся зимой 2020 года, включили в пятерку лучших российских проектов в направлении «Общественные пространства» по версии экспертов «АРХ Москвы». Буквально на следующий день, 2 июня, в парке представили вторую часть выставки лэнд-арта современных российских авторов.
Первые семь работ появились в подмосковном парке осенью прошлого года по инициативе Министерства культуры и туризма Московской области и при участии Третьяковской галереи. Все они призваны переосмыслить наследие русских авангардистов, включая Малевича, который часто бывал в этих местах, где жил у родителей своей второй жены. Вторая часть выставки продолжает диалог прошлого с настоящим, включая в него новое поколение авторов.
Выход искусства за пределы музейных и галерейных стен — это всегда вызов как для зрителя, лишенного привычной рамки восприятия, так и для автора, чье творение оказывается более беззащитным. Например, установленную год назад инсталляцию Франсиско Инфанте-Араны «Вертикаль — горизонталь» приходится регулярно поправлять, заново натягивая прорезиненные нити, протянутые между деревьев. Они служат паутинообразными стенами этого пространственного лабиринта, и чуть ли не каждый человек начинает пробовать их на прочность. Не лучшим образом пережила зиму и «Частная луна» Леонида Тишкова. Деревянную лодку посреди пруда, в которой установлен светящийся объект, помяло льдом, но он все же выжил и теперь снова выглядит как новый.
Игорь Шелковский. «Человек бегущий»
В прошлом году неподалеку от входа в Парк Малевича была установлена скульптура Игоря Шелковского «Человек сидящий». В этом году скульптуру переместили вглубь маршрута. А на входе теперь — пятиметровый «Человек бегущий». Ширина «шага» скульптуры составляет 4 м, он задает ритм движения по парку. Великанов из искусственно заржавленной стали художник создает с начала 2000-х. С наследием авангарда их роднит минимализм формы, сочетание упрощенных линейных структур. Осенью 2019 года три скульптуры серии были подарены Третьяковке на Крымском Валу Алиной и Дмитрием Пинскими.
Леонид Тишков. «Куб космоса»
«Куб космоса» — уже третья работа постконцептуалиста Леонида Тишкова в Парке Малевича. Две другие («Частная луна» и «Частное солнце») за прошедший год стали настоящими любимицами посетителей парка. «Куб» отсылает не только к «Черному квадрату» Малевича, но и к его словам о том, что «наша голова должна касаться звезд». Сложная система перфорации на поверхности объекта повторяет карту звездного неба, а внутри находятся 24 круглых линзованных светильника. «Оптика такова, что если обходить его по кругу, то каждое отверстие вспыхивает сверхновой звездой», — говорит отвечавший за производство и установку арт-объектов Виктор Тюленев, директор «МКС музейное строительство». «Куб», который по замыслу художника делает образ космоса более человечным, совершенно иначе воспринимается в разное время суток. Днем он черный, зато ночью свет буквально вырывается изнутри, заливая все вокруг.
Алла Урбан. «Встреча»
Сюрреалистичные «глаза» леса Аллы Урбан наследуют идеям органического авангарда Михаила Матюшина, мечтавшего о «расширенном смотрении». Это серия сложных оптических объектов из 3000 стеклянных отполированных призм треугольной формы. Собраны они таким образом, чтобы излучать ровное изумрудное свечение. Работа прячется в листве, поэтому встреча с ней (отсюда и название) — это всегда неожиданность.
Александр Константинов. «Цветные деревья»
Художник, математик и архитектор Александр Константинов умер в 2019 году. «Цветные деревья» выполнены по оставленным им эскизам с точным описанием. Строгие линии алюминиевых планок создают объемный образ двух деревьев, которые вспыхивают яркими цветами в лучах солнца. Конструкции собраны по принципу птичьего гнезда, когда каждый прутик связан с 10 соседними. Для этого было использовано более 14 000 заклепок. «Низкая парусность, небольшой вес, прочность и конструктивная особенность этих объектов делает их очень устойчивыми к любым атмосферным нагрузкам», — комментирует проектировщик, генеральный директор и владелец «МКС Музейное Строительство» Виктор Тюленев.
Роман Ермаков. «Стабильная композиция»
Если все остальные объекты, по замыслу организаторов, должны остаться в парке на долгие десятилетия, то работа скульптора Романа Ермакова будет экспонироваться вместе с ними всего год. Его «Стабильная композиция» из серии «Танцующая ось пятого измерения» до этого уже красовалась в «Зарядье» и у стен ГУМа. В парке для нее был создан специальный подиум, который изначально не входил в замысел автора. «Данная конструкция с технической точки зрения и с точки зрения квантовой физики действительно (без иронии) очень стабильная», — говорит проектировщик Виктор Тюленев.