От Санкт-Петербурга до Нью-Йорка: 10 главных летних событий в мире балета
![Фестиваль современного танца Montpellier Danse (Фото Jean-Marc ZAORSKI / Gamma-Rapho via Getty Images)](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2023/06/GettyImages-967414808-copy-6495b8380551f.jpg)
Балетные дни Джона Ноймайера в Гамбурге
Гамбург, Германия, 11 июня — 9 июля
Ежегодные Гамбургские балетные дни в этом году посвящены 50-летию пребывания Джона Ноймайера на посту руководителя Гамбургского балета. В течение четырех недель запланированы балетный кинофестиваль и придуманные Ноймайером разговоры с публикой, предваряющие спектакли — их на фестивале 22. В том числе балеты Ноймайера в исполнении приглашенных компаний.
Первоначально ждали Большой театр и Датский Королевский балет, с которыми хореограф связан на протяжении всей карьеры. В итоге приедет Чешский национальный балет с «Трамваем «Желание», а Штутгартский балет привезет некогда созданную для него «Даму с камелиями». Еще одна гостья — великая прима Алессандра Ферри — впервые исполнит роль Ромолы в «Нижинском». Также будет показана премьера этого сезона — Dona Nobis Pacem. По традиции завершит все «Нижинский-гала».
Фестиваль современного танца Montpellier Danse
Монпелье, Франция, 20 июня — 4 июля
Самый престижный фестиваль современного танца проходит во французском Монпелье в 43-й раз. В программе спектакли Пины Бауш, Доминика Багуэ, Мотильд Моннье, Жан-Клода Галотта, Анжелена Прельжокажа — всех тех, кто вывел актуальный танец из андеграунда на большие сцены. В центре программы — постановки сегодняшних лидеров Шарон Эяль и Бориса Шармаца. Но самое интригующее в Монпелье — обилие тех, кого можно «открыть» самостоятельно, руководствуясь собственным чутьем и вкусом.
Летний сезон ABT в Метрополитен-опере
Нью-Йорк, США, 22 июня — 22 июля
Американский балетный театр проводит традиционный летний сезон в Метрополитен-опере. В программе всего четыре названия, но все это большие сюжетные постановки, вернувшиеся в моду в последние годы. Стартовал сезон нью-йоркской премьерой балета Кристофера Уилдона «Как вода для шоколада» по мотивам романа Лауры Эскивель.
Музыка написана специально для Уилдона его постоянным соавтором Джоди Тэлботом, с которым они должны были выпускать в этом году премьеру «Питера Пэна» в Большом. Также в Нью-Йорке за месяц можно увидеть классических «Ромео и Джульетту» Кеннета Макмиллана, «Жизель» и «Лебединое озеро». Труппа с трудом пережила пандемию, и теперь бьется за каждый доллар, поэтому в афише только проверенные постановки.
Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей»
Санкт-Петербург, Россия, 27, 29 июня
Гигантский фестиваль «Звезды белых ночей», в этом году проходящий в 31-й раз и захвативший все сцены Мариинского театра с 27 мая по 11 июля, соединяет великое и бездарное, авангардное и покрывшееся патиной. Разобраться в этом разнообразии всегда непросто. Но премьера на музыку Бартока определенно заслуживает повышенного внимания.
Знаменитый венгерский композитор-новатор начала ХХ века, Барток — не частый гость на российских сценах. Но его музыка — это то, что зажигает воображение Валерия Гергиева, который планирует лично стоять за пультом премьеры. Оперу «Замок герцога Синяя Борода» и балет «Чудесный мандарин» ставит один человек — хореограф Юрий Посохов, лучше всего умеющий расказывать о необыкновенном. Помимо Гергиева, в путешествии его сопровождают Диана Вишнева и Кимин Ким в ролях Девушки и Мандарина и Михаил Петренко в роли Герцога.
Турне «Роберто Болле и друзья»
Италия, 1–29 июля
Один из самых харизматичных танцовщиков старшего поколения итальянец Роберто Болле, как его идол Нуреев, каждое лето собирает сборную друзей и объезжает с концертами самые красивые города Италии, выступая под открытым небом. В программе — классика и проверенная современность. В компании — звезды первой величины, ведь Болле не только легендарная этуаль (высшая степень в балетной иерархии, которой удостаиваются несколько танцовщиков труппы. — Forbes Life) театра Ла Скала, но и одна из самых обаятельных персон в балетном мире. Среди его партнерш в разные годы были Светлана Захарова и Наталья Осипова.
Турне стартует на легендарном Международном фестивале в ливанском Бальбеке. Потом не менее знаменитые Термы Каракаллы в Риме, Арена-ди-Верона, площади перед Королевском дворцом в Казерте и Санта-Аннунциата во Флоренции, парк Нерви под Генуей, античный амфитеатр в Таормине.
Новые балеты Бенжамена Мильпье в Париже
Париж, Франция, 6–8 июля
Бенжамен Мильпье в широких кругах известен как муж Натали Портман, а в балетном мире — как экс-руководитель балета Парижской национальной оперы, хореограф фильма «Черный лебедь» и постановщик спектаклей в New York City Ballet и Мариинском театре. После стремительного бегства от парижских этуалей и профсоюзов в Калифорнию он вновь возвращается Париж и представляет в Театре Елисейских Полей вместе с пианистом Александром Таро камерную программу. Бах, Рамо, Бетховен, Шуберт, Равель — прекрасная основа для остроумной, изящной выделки хореографии Мильпье.
Алексей Ратманский на Мюнхенском оперном фестивале
Мюнхен, Германия, 10 июля
В программу Мюнхенского оперного фестиваля, который продлится с 26 июня по 31 июля, в этом году попал балет. Один вечер отдан мировой премьере нынешнего сезона — «Увертюрам» на музыку Чайковского в постановке Алексея Ратманского. Он объединил в своем спектакле увертюры «Буря», «Гамлет» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Но это не столько переживание шекспировских сюжетов, сколько художественно выраженная рефлексия на тему происходящего вокруг.
Диана Вишнева, «Дуо» на сцене БДТ им. Товстоногова
Санкт-Петербург, Россия, 10–11 июля
В этом году фестиваль «Context. Diana Vishneva» отказался от жестких временных и географических границ и растянулся на весь сезон и всю Россию. Одним из его главных событий обещает стать мировая премьера постановки «Дуо», которую покажут на сцене БДТ имени Товстоногова в Петербурге. Спектакль ставит Павел Глухов — один из участников фестивального «Конкурса молодых хореографов» (2016), связь с которым команда с тех пор не теряет.
Хореограф современного танца, в последнее время он все увереннее делает заступы на территорию балета. Теперь в его руки попали Диана Вишнева и Дарья Павленко — две примы Мариинского театра с богатейшим опытом сотрудничества с такими хореографами. Результат может получиться по меньшей мере неординарным.
Карлос Акоста в Королевской опере Лондона
Лондон, Великобритания, 26–30 июля
На сцену театра Ковент-Гарден в Лондоне вернется Карлос Акоста — легендарный кубинский танцовщик, один из балетных идолов рубежа тысячелетий. Мальчишка с социалистической Кубы, он с детства обладал фанатичной целеустремленностью. Это помогло ему найти себя в труппе Королевского балета Великобритании, а затем сделать своей сценой весь мир: и Большой, где он станцевал Спартака, и киноплощадку — он сыграл самого себя в фильмах «Нью-Йорк, я люблю тебя» и «Юлий: история Карлоса Акосты».
Отмечая 50-летие, Акоста планирует танцевать пять вечеров подряд в трехчасовых концертах. Программа не для слабонервных: «Аполлон» Баланчина и «спальный» дуэт из «Манон», где его партнершей будет Маринелла Нунес.
Балеты на Эдинбургском театральном фестивале
Эдинбург, Шотландия, 4–27 августа
Эдинбургский международный фестиваль, один из самых престижных в мире, проводится ежегодно с 1947 года. В этом году танцевальную часть его программы составляют выступления Вуппертальского театра Пины Бауш и Американского танцевального театра Алвина Эйли, тяжеловесов хореографического мира. Американская труппа — одна из первых, созданная афроамериканцем, развивавшим родную культуру. Алвин Эйли, классик джаз-танца, давно ушел из жизни, но его наследие сохраняется в Америке так же, как постановки Баланчина и Роббинса.
Они составят одну из программ в Эдинбурге. В другой, которую покажут с 23 по 25 августа, — актуальные лица современной американской сцены. Азур Бартон тоже существует уже в статусе классика. Но особого внимания достоин 45-летний Кайл Абрахам, ни разу не засветившийся в России, но культовая фигура в США, которому открыты двери New York City Ballet и Королевского балета Великобритании, где он ставил для Натальи Осиповой.