К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кинофестиваль для дебютантов: как «Санденс» уже 40 лет открывает новые имена

Вид на главную улицу Парк-Сити
Вид на главную улицу Парк-Сити
С 18 по 28 января в Парк-Сити, штат Юта, США, в 40-й раз прошел международный фестиваль независимого кино «Санденс». Победителями смотра стали, в том числе, драма «Летние дни» колумбийской женщины-режиссера Алессандры Лакорацца и «Фарфоровая война» Брендана Белломо и Славы Леонтьева. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, как прошел фестиваль и за какими премьерами «Санденса» стоит следить

Молодые таланты

Традиционно в конце «Санденса» вручают более десятка наград, самые важные из них — первые четыре. Так, лучшим драматическим фильмом в американском конкурсе стала полуавтобиографическая картина «Летние дни» колумбийки Алессандры Лакорацца про двух сестер, которые каждое лето навещают своего отца в штате Нью-Мексико. Лучшим документальным фильмом в американском конкурсе объявили «Фарфоровую войну» Брендана Белломо и Славы Леонтьева об украинских художниках, которым пришлось пойти в солдаты.

Лучшим драматическим фильмом в международном конкурсе стала картина «Сухо» мексиканских режиссеров Астрид Рондеро и Фернанды Валадес о четырехлетнем сироте, которого ждет будущее в наркокартели. А лучшей международной документалкой — «Новый вид дикой природы» норвежского режиссера Силье Евенство Якобсен о семье в Норвегии, живущей на далекой от цивилизации ферме. 

Победительница Алессандра Лакорацца (вторая справа) и актеры фильма «Летние дни» (Фото Jerod Harris·Getty Images for Vulture)

«Санденс» добросовестно награждает своих участников, правда, без пафосной церемонии с двухчасовой красной дорожкой. При этом важны не столько призы, сколько внимание, которое получают представленные проекты. Этот кинофестиваль стоит особняком от других крупных международных смотров. Он первым открывает фестивальный сезон в январе, и в отличие от, например, Канн, Венеции или Торонто, которые соревнуются между собой, чтобы заполучить в конкурс самых именитых участников, больше любит раскрывать и взращивать новые таланты.

 

Так, в этом году из 101 режиссера 40, то есть 40%, были дебютантами. При этом 11 проектов из 82 фильмов-участников были поддержаны Институтом Санденс с помощью грантов или программ резиденций. В свое время звездными дебютантами фестиваля стали десятки режиссеров, сценаристов и актеров, без которых уже невозможно представить современный кинематограф: Ричард Линклейтер, Ава Дюверней, Стивен Содерберг, Обри Плаза, Пол Томас Андерсон, Лулу Ванг, Аня Тейлор-Джой, Роберт Эггерс и другие.

«Санденс» выполняет очень сложную и рискованную работу — находить драгоценные камни в горах руды — и все 40 лет справляется с этой задачей блестяще. Несмотря на то что он не похож на большинство крупных фестивалей, его фильмы неизменно занимают заметную роль в так называемом наградном сезоне, который заканчивается главной кинопремией мира — «Оскаром».

 
Кадр из фильма «Сухо» режиссеров Астрид Рондеро и Фернанды Валадес

За последние годы номинациями и наградами американской киноакадемии были отмечены «CODA: ребенок глухих родителей» Шан Хейдер, ставший лучшим фильмом на «Оскаре» 2020 года, «Минари» дебютанта Ли Айзека Чуна, «Отец», который запустил кинокарьеру французского театрального режиссера Флориана Зеллера, «Прошлые жизни» дебютантки Селин Сон, соревнующийся за звание лучшего фильма на «Оскаре» в этом году.

Не менее впечатляющий и документальный лайн-ап фестиваля. Его можно смело назвать лучшей презентацией документальных фильмов вне профильных смотров. Так, например, в 2024 году два фильма из пяти в категории «Лучший документальный фильм» на премии «Оскар» были представлены именно на «Санденс» — «20 дней в Мариуполе» и «Вечная память». Победители в этой номинации в предыдущие два года — «Навальный» и «Лето соула» — тоже начали свой путь в Парк-Сити. 

Кадр из фильма «Окровавленная любовь»

Победительница американского конкурса в этом году, Алессандра Лакорацца тоже дебютантка. Не менее многообещающим стал режиссерский дебют Шона Вана, чья полубиографическая драма о взрослении в Калифорнии «Диди» получила приз зрительских симпатий. Также на фестивале можно выделить актерские работы Бриджетт Ланди-Пейн в хорроре «Я увидел сияние ТВ» и Кэтти О’Брайан, которой выпала сложная и ответственная задача сыграть в дуэте со всеобщей любимицей Кристен Стюарт в фильме «Окровавленная любовь». Обе картины покажут в конкурсе Берлинского кинофестиваля в феврале.

 

Важен не тот кто выиграл, а кого купили

Несмотря на то, что на фестивале нет отдельного рынка, это очень важная площадка для поиска дистрибуции независимых проектов, которые представлены в программе. При этом «Санденс» в 2024 году — первый фестиваль после полугодовых забастовок сценаристов и писателей, поэтому у продюсеров были справедливые опасения, насколько активным будет спрос на новые проекты. В итоге индустрия столкнулась с ситуацией, которая напомнила пандемию — несколько тайтлов получили максимальное внимание со стороны студий, а остальным пришлось подождать, пока дистрибьюторы решат, кто же получит самые желанные проекты.

В этом году такими фильмами стали две документальные работы. Первая — «Супер/Человек: История Кристофера Рива» о жизни актера, впервые воплотившего роль Супермена на больших экранах. Фильм исследует биографию Рива до и после несчастного случая в 1994 году, который практически полностью его парализовал. Вторая — «Уилл и Харпер» про актера, сценариста и продюсера Уилла Фаррелла и его старого друга Харпера, который решил совершить транс-переход («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено). Фаррелл отправляется в путешествие вместе с другом, чтобы понять глубину переживаемого им опыта. Документальный фильм про Рива купила студия Warner Bros. Discovery за $15 млн, а «Уилл и Харпер» еще ждут финального предложения.

Кадр из фильма «Настоящая боль»

Также сделку предложили фильму «Настоящая боль» Джесси Айзенберга, в котором он сыграл вместе с Кираном Калкиным. Картину купили Searchlight Pictures за $10 млн. Новый триллер «Присутствие» Стивена Содерберга купила студия Neon, фильм «Коленная чашечка» с Майклом Фассбендером заполучили Sony Classics, а «Мою старую задницу» с Обри Плаза — Amazon MGM. При этом, несмотря на то что Россия не участвовала в программе, одной из заметных покупок стал документальный фильм Джеффа Цимбалиста «Скайуокеры: история любви» о паре российских каскадеров, которые забираются на вершины самых высоких небоскребов в мире. Права на фильм приобрела студия Netflix.

Пока компании ведут себя более осторожно и по окончанию фестиваля далеко не все сделки на фильмы закрыты, но, тем не менее, индустрия показала, что она все-таки больше жива, чем мертва, и надежда на успех после полугодовой встряски есть даже у независимого кино.

Выход в оффлайн

Программа фестиваля, несмотря на все волнения прошлого года, снова оказалась блестящей. «Санденс» продемонстрировал, что не теряет хватку и по-прежнему остается главной фабрикой и стартовой площадкой для молодых независимых талантов. Однако кризис фестивальной индустрии коснулся и его.

 

Смотры такие же тяжеловесные и неповоротливые, как и вся киноиндустрия. И тот факт, что они предпочитают закрывать глаза на радикальные перемены, которое происходят с кино в мире, не означает, что эти проблемы исчезнут сами по себе. Так, Канны продолжают игнорировать новых крупнейших игроков рынка — видеостриминги, Венеция пытается пустить пыль в глаза звездными проектами, не очень задумываясь об их качестве, и решает вопрос популярности фестиваля, приглашая на него больше гостей и при этом никак не расширяя существующую инфраструктуру. Торонто и вовсе перестал строить хорошую мину при плохой игре и открыто просит пожертвовать средства на нужды фестиваля.

Вид на главную улицу Парк-Сити (Фото Mat Hayward·Getty Images)

Этот год на «Санденсе» — первый для его нового директора Юджина Хернандеса, который пришел в Парк-Сити с другого престижного фестиваля в Нью-Йорке. Главной задачей для смотра оказался переход с пандемийного онлайн-формата к старому привычному оффлайну. Предыдущая директор фестиваля Табита Джексон, приступившая к обязанностям в 2020 году, не справилась с задачей. На ее место и пришел Хернандес. Однако, кажется, что фестиваль идет уже по проторенным рельсам без его активного участия. 

«Санденс» — один из немногих фестивалей, который не просто проходил онлайн вынужденно из-за ковидных ограничений, но решил активно развивать это направление. Для организаторов было важно, что любой человек с любыми физическими ограничениями мог посмотреть новые фильмы смотра дома. Но эта инклюзивная политика не очень отвечала интересам продюсеров, за которыми оставалось финальное слово. В итоге онлайн-программа сохранилась как для журналистов, так и зрителей, но ограниченно: основная часть фестиваля все-таки проходит оффлайн, хотя вернуться к старым порядкам оказалось не так просто.

Инфраструктура маленького горнолыжного курорта в горах Юты настолько морально устарела, что не готова принимать толпы работников киноиндустрии, звезд и журналистов — на всех не хватает жилья, транспорта и кинозалов. Приезжать на фестиваль лично стало настолько дорого, что большинство предпочитает посещать Парк-Сити в самый насыщенный первый уикенд, а потом уезжать домой. Из-за этого в первые дни на всех не хватает мест и билетов, а на второй неделе фестиваль предпочитает закрывать целые кинозалы, потому что спрос на билеты резко падает.

 

«Санденс» открыт для публики, однако далеко не все зрители готовы платить $30 за билет. В итоге администрация фестиваля начала рассылать панические сообщения о дополнительных пресс-показах во вторую неделю смотра, чтобы заполнить залы хотя бы журналистами. Но большинство из них тоже уехали по домам.

Если в кураторских вопросах фестиваль еще сохраняет крепкую хватку (хотя и здесь не бывает без проколов), то в организационном плане явно назревает кризис, и новому директору придется искать баланс между различными, иногда диаметрально противоположными интересами спонсоров, продюсеров и зрителей. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+