Секс в СССР и эволюция кошек: самый ожидаемый нон-фикшен зимы-весны 2024 года

В первой половине года нас ждет осмысление послевоенного прошлого Германии и механизмов восстановления общества в книге Флориана Хубера, роль повседневности в истории и портрет хрущевки от доктора наук Наталии Лебиной, переиздание автобиографии Владимира Буковского о сопротивлении тоталитаризму, исследование культуры интимной жизни в мире и в СССР и описание устройства Иранского государства изнутри. Алексей Иванов показывает историю России с воды, рассказывая, как осваивали речные пути и строили флот; Стивен Уокер описывает напряженную космическую гонку между Советским Союзом и США, отдавая должное Юрию Гагарину.
В издательских планах — исследование феномена одиночества, биографический роман о судьбе Фриды Кало, ответ на ключевые вопросы о современном искусстве и продолжение «Картинных девушек» Анны Матвеевой о творческих судьбах натурщиц великих художников.
Из ожидаемых книг прошлого года появятся запаздывающие «Дворцовые бумаги» Тины Браун — изнанка британского королевского двора от биографа принцессы Дианы (выйдет в июле) и исследование Кэрол Хувен «Тестостерон: гормон, который разделяет и властвует».
Подготовку новинок к публикации подтвердили нам авторы, переводчики и редакторы, они же рассказали о книгах подробнее. А если вы пропустили подборку главных художественных произведений первого полугодия, то ее можно посмотреть здесь.
Флориан Хубер «За дверью поджидают призраки: Драма немецкой семьи в послевоенной Германии»
Издательство «КоЛибри», перевод с немецкого Александра Анваера
Дата выхода: февраль
Долгие годы после окончания войны большинство немцев, разлученных с близкими, мечтали о нормальной жизни и воссоединении семей. Но семья не стала островком спокойствия, Вторая мировая оставила глубокий след и сказалась на повседневной жизни: отцы и мужья стали другими, их дети росли и воспитывались в атмосфере молчания, намеков и строгости. В конце концов конфликт поколений обернулся уличными беспорядками.
Флориан Хубер описывает послевоенную семейную драму с точки зрения и от имени этих людей. Его герои — реальные люди: фронтовик, ведущий двойную жизнь; юная мать, которая запуталась в собственных тайнах; школьник, разоблачивший родительскую ложь; девочка, которая отважилась восстать против грубости солдафона-отца.
«Работа Флориана Хубера, историка, сценариста, создателя документальных фильмов, заслуживших почетные премии, имеет все основания стать еще одной звездой на «антинацистской полке» книг, выходящих в издательстве, — рассказала Forbes Life редактор книги Алла Мотина. — Основанная на дневниках, воспоминаниях, интервью за полтора десятка лет, прошедших после Второй мировой войны, книга воссоздает истинную картину повседневной жизни Германии. Это была эра семейных тайн, заговор молчания, убивавший общение, — в семье не так-то легко скрывать то, что сокрытию подлежало. Частная жизнь за закрытыми дверями вовсе не была тем островком мира и покоя, о котором мечтали в Германии все — от вернувшихся домой солдат до министра по делам семьи».
Ханс Бельтинг «История искусства после модернизма»
Издательство «Музей современного искусства «Гараж», перевод с немецкого Михаила Некрасова
Дата выхода: февраль
Книга авторитетного немецкого искусствоведа Ханса Бельтинга, который брал на себя смелость называть, осмыслять и фиксировать процессы, происходящие в современном искусстве, составлена из двух изданий: немецкоязычного — «Конец истории искусства» (1995) и его англоязычной версии — «Истории искусства после модернизма» (2003), в которой Бельтинг актуализировал ряд своих размышлений.
«Изменение, которое в новой редакции сразу бросается в глаза, — это отсутствие вопросительного знака в конце названия. То, что раньше еще казалось сомнительным, в последние годы стало для меня бесспорным», — пишет сам Бельтинг в предисловии.
«Именно Бельтинг открыл, что современное искусство вырвалось за рамки, которые выстроила для него история, и предложил совершенно по-новому не только смотреть на него, но и описывать, — рассказала Forbes Life редактор книги Марина Сидакова. — Автор курсирует между актуальными проблемами современного искусства — рассматривает аспекты глобального искусства и искусства меньшинств, взаимодействие классического искусства и видеоарта, анализирует ограниченность художественного музея как института и арт-рынка и, наконец, переосмысляет новые медиа, появление которых наряду с другими причинами послужило трансформации истории искусства в историю образов».
Алексей Иванов «Речфлот: История речного флота Российской империи и Советского Союза»
Издательство «Альпина Нон-фикшн»
Дата выхода: 1 марта
«В начале были реки, а уже потом — народы и государства», — так начинается новая документальная книга Алексея Иванова «Речфлот», движущаяся от первого в России настоящего речного корабля, который был построен во времена Петра I как грозный морской фрегат, до ботелей и банкетоходов времен распада СССР.
«Река в творчестве Иванова — тема важнейшая: Нева, Ладога, Тобол, Иртыш и Обь в романе «Тобол»; Чусовая в «Золоте бунта»; Волга и Кама в «Бронепароходах» — писатель давно изучал реки и их судьбы. «Речфлот», с одной стороны, — историческая основа романа «Бронепароходы», с другой — много шире и географически, и хронологически, — рассказывает Forbes Life главный редактор «Альпина Нон-фикшн» Павел Подкосов. — Это история Руси, России, СССР через описание рек как кровеносных артерий великой страны».
Продюсер писателя Юлия Зайцева поясняет: «Речные суда с их причудливыми именами у него такие же важные действующие лица, как капитаны, бурлаки, изобретатели, владельцы пароходных компаний. Судьбы пионеров речфлота для него так же дороги, как судьбы его конкретных технических усовершенствований и экономических преобразований. Сюжеты отдельных биографий переплетаются с сюжетами из жизни судоходных путей, в долгой и геройской борьбе преодолевших мели и перекаты».
По мнению Зайцевой, «Речфлот» — это чтение для профессионалов, интеллектуалов и романтиков, которым нравится узнавать об истории маленьких бизнесов или больших индустриальных империй. Однако одновременно с этим «Речфлот» — это еще и мощная, яркая, увлекательная история о том, как Русь стала Россией, какую роль сыграли в этом водные пути и суда, ходившие по ним, и, конечно, великие люди, для которых реки стали самой жизнью.
Книга Алексея Иванова выйдет в двух форматах — в твердом переплете и в мягкой красочной обложке.
Ники Лауда «В ад и обратно»
Издательство «Бомбора», перевод с английского Андрея Качалова, научный редактор — комментатор гонок Алексей Сафонов
Дата выхода: март
«В ад и обратно» — автобиография самого успешного австрийского автогонщика, троекратного чемпиона мира «Формулы-1». Два своих высших титула в королевских гонках Ники Лауда завоевал после страшной аварии во время Гран-при Германии 1976 года. Ее последствия он ощущал всю жизнь, но не позволил им взять над собой верх.
В гонках Лауду называли «компьютером» за расчетливую манеру пилотирования и умелое выстраивание стратегии на протяжении всего чемпионата. А за выступающие верхние резцы он получил сперва прозвище Крыса, а потом Суперкрыса и Король-крыса. До последних дней жизни Лауда оставался тесно связан с миром «Формулы-1», хотя после завершения карьеры гонщика он строил бизнес в авиаперевозках.
«Динамичный текст не даст заскучать всем поклонникам «Формулы-1» и не только им. Эта книга стала олицетворением типичного Лауды — все строго и по существу, никаких приукрашиваний, стремительная, как болид. Это хроника жизни, прожитой на полной скорости. Жизни, летевшей прямо в ад, но вернувшейся из него — к славе и полной самореализации», — поясняет Forbes Life Владимир Обручев, начальник отдела ИТ-литературы, науки, права и спорта издательства «Бомбора».
Владимир Буковский «И возвращается ветер…»
Издательство «Альпина Паблишер»
Предполагаемая дата выхода: март
Автор этой книги — основатель и активный участник диссидентского движения в СССР, первый очевидец, публично рассказавший о практике карательной психиатрии в стране. Буковский, который из вчерашнего советского школьника превратился во врага государства, хотя его собственные ценности свободы остались прежними, пишет о том, как остаться человеком, даже если тебя ломают в тюрьме и психиатрической больнице.
Его автобиографическая книга, посвященная опыту сопротивления советскому тоталитаризму, переведена на десятки языков и читается как авантюрный роман, вот только все это было на самом деле. «И возвращается ветер...» — рассказ о 12 годах в тюрьмах и лагерях, о подпольных политических объединениях и открытых акциях протеста, о поэтических чтениях у памятника Маяковскому и демонстрациях в защиту осужденных, о слежке и конспирации, о психологии человека, живущего в тоталитарном государстве.
«В книге будет представлено предисловие подруги автора Елены Глебовны Кожевниковой — экс-руководителя первого бюро «Радио Свобода» в Москве, создателя и руководителя информационной службы британского Кестон-колледжа, — рассказывает Forbes Life Марина Красавина, заместитель главного редактора издательства «Альпина Паблишер». — Кроме того, в отличие от предыдущих изданий на русском языке, в книге присутствуют фотографии, в том числе из личного архива друзей и родственников Буковского. Мы сейчас наблюдаем повышенный интерес к советскому прошлому, именно поэтому считаем книгу особенно актуальной».
Такаюки Кито, Кэйсукэ Ямабэ «У Кадзуми есть бизнес-план. Как разработать и реализовать стратегию компании»
Издательство «МИФ», перевод с японского Марии Чомахидзе-Дорониной, иллюстрации Энмо Такенавы
Дата выхода: март
Новый подход к бизнес-литературе, рассчитанный на новое поколение, у которого изменились способы восприятия текстов. «У Кадзуми есть бизнес-план» — это бизнес-манга, где перед героиней Кадзуми Мацуи, дочери основателя компании по производству традиционных японских сладостей, стоит реальная предпринимательская задача. Кадзуми совсем недавно возглавила отдел бизнес-планирования, и ей предстоит разработать стратегию развития, чтобы вывести компанию из кризиса.
«Разработка стратегии бизнеса — это неизбежная задача, которую приходится решать любому фаундеру или руководителю компании. При этом стратегия развития должна быть функциональной и пошаговой, иначе это пустая мечта, — объясняет Forbes Life ведущий редактор направления «Бизнес» издательства «МИФ» Юлия Константинова. — Какими инструментами воспользуется Кадзуми и удастся ли ей добиться результатов, к которым она стремится? И как решил бы эту задачу сам читатель? В целом серия рассчитана на молодых специалистов, которые недавно начали свой профессиональный путь и которым нужны знания из конкретных предметных областей: маркетинга, управления командой, психологии и т.д. Они могут взять академический учебник, где вся теория по полочкам, а могут взять бизнес-мангу, где та же самая теория, те же самые модели, но еще на примере из жизни. Когда видишь жизненные ситуации, стоящие за теорией, знания укладываются в голове проще и быстрее».
Анна Матвеева «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия Зверева»
Издательство «Редакция Елены Шубиной»
Дата выхода: апрель
Писательница Анна Матвеева, финалист «Большой книги», автор «Тотального диктанта» в 2024 году, продолжает исследовать историю живописи через судьбы натурщиц известных художников. После романа «Завидное чувство Веры Стениной», во многом связанного с живописью, и книги «Лолотта» писательница задумала первый сборник «Картинные девушки», где была Форнарина с полотен Рафаэля, Саския с картин Рембрандта, жена Пикассо и русская балерина Ольга Хохлова, Гала Дали и другие. Но остальные «картинные девушки» тоже требовали дать им право голоса. В новой книге Анна Матвеева пишет о Диего Веласкесе и Маргарите Терезе Испанской, Иване Айвазовском и Анне Бурназян, Дагни Юль с полотен Эдварда Мунка и Неизвестной Ивана Крамского.
«Когда вышел первый том «Картинных девушек» — это было в марте 2020 года — я не задумывалась о том, что он всего лишь первый и что я буду писать продолжение, — делится с Forbes Life писательница Анна Матвеева. — Всему виной — читательский интерес к книге, именно он сподвиг меня к работе над вторым томом. Работать было непросто, но очень и очень интересно. Мне в равной степени дороги все персонажи, о которых я рассказываю, хотя если попытаться назвать одно имя, то это будет на сей раз не натурщица, а художник — Иван Крамской. Его письма стали для меня настоящим открытием, а о борьбе художника с собственным даром можно было бы написать отдельный роман».
Стивен Уокер «Первый: Новая история Гагарина и космической гонки»
Издательство «Альпина Нон-фикшн», перевод с английского Натальи Лисовой, научный редактор — Игорь Лисов
Дата выхода: 12 апреля
Казалось бы, российские читатели знают о космическом полете Юрия Гагарина все, однако Стивен Уокер, писатель и режиссер, сумел дать более широкий взгляд на эту историю. Основываясь на первоисточниках и ярких свидетельствах очевидцев, многие из которых никогда раньше не давали интервью, Уокер описывает напряженную космическую гонку между Советским Союзом и США.
Юрий Гагарин и Алан Шепард, Никита Хрущев и Джон Кеннеди, Сергей Королев и Вернер фон Браун. Судьбы этих людей переплелись в битве за право быть первыми в космосе. «Эта история — яркая страница холодной войны, — поясняет Forbes Life главный редактор «Альпина Нон-фикшн» Павел Подкосов. — Битва технологий и идеологий, науки и разума, политической воли и воли людей. Победили наши. Однако взгляд иностранца на нашу историю всегда интересен. Особенно когда он непредвзятый и опирается на тысячи свидетельств и многолетнюю работу в архивах».
Дэниел Шрайбер «Один и ОК. Как мы учимся быть сами по себе»
Издательство Individuum, перевод с немецкого Сергея Ташкенова
Предполагаемая дата выхода: апрель
Философские эссе о социокультурном и психологическом значении одиночества. Немецкий писатель и журналист Дэниел Шрайбер, опираясь на личный опыт, а также на философские и социологические тексты, исследует противоречие: как мы жаждем уединения и свободы, но стремимся к близости, любви и общности.
«Сборник эссе о новом смысле одиночества, уединенности и отношений читается как очень личные размышления о жизни и при этом как что-то универсальное, способное отозваться в душе каждого человека. Как своего рода антипод набившей оскомину селф-хелп литературы в духе «10 способов не чувствовать себя одиноким», — рассказывает Forbes Life редактор издательства Individuum Анна Захарова. — Щемящий и одновременно рождающий надежду текст Шрайбера напоминает дневник, читая который включаешься в дружеский и искренний диалог».
Теодор Зельдин «Интимная история человечества»
Издательство «МИФ», перевод с английского Ирины Ильковой
Дата выхода: апрель
Автор этой книги Теодор Зельдин, английский историк и философ, убежден, что частная жизнь в истории не менее важна, чем глобальные процессы и события. Как менялись на протяжении веков сами люди, их отношение к самым разным вещам, а главное — друг к другу? Откуда взялись наши стремления, убеждения, страхи?
«Интимная история человечества» рассказывает именно об этом, — считает ведущий редактор издательства «МИФ» Ольга Нестерова и подчеркивает, что это невероятно масштабное исследование. — Автор проносит читателя через тысячелетия и континенты, чтобы найти истоки наших самых сильных и сокровенных чувств. Любовь, сексуальное влечение, ненависть, сострадание, любопытство, страх, одиночество и даже гастрономическое наслаждение — обо всем этом рассказывается через призму мировой истории и историй сугубо личных. Получилась книга о человечестве и человечности, которая и сама способна вызвать массу эмоций, таких же разнообразных, как описанные в ней».
Наталия Лебина «Хрущевка. Советское и несоветское в пространстве повседневности»
Издательство «Новое литературное обозрение»
Дата выхода: апрель
Наталия Лебина, доктор исторических наук, признанный исследователь советской повседневности, взяла и написала о хрущевках. Это слово знакомо всем, как и те пренебрежительные смыслы, которые люди часто в него вкладывают: маленькая неудобная квартира, низкие потолки, кухня, где до любого угла можно дотянуться, не вставая со стула. Все это так, но в свое время хрущевки стали спасением для множества советских семей, которые, наконец, получили возможность жить в собственной квартире, а не в коммуналке.
Книга Наталии Лебиной — это культурная история хрущевки как явления, которое полностью изменило советскую повседневность и продолжает влиять на жизнь людей на всем постсоветском пространстве. Из официальных документов (партийно-правительственных постановлений, сборников строительных норм и правил), мемуаров, публицистики, художественной литературы и даже оттепельного фольклора доктор Лебина сформировала удивительные научно-популярные очерки. Всем известные неказистые здания с малогабаритными квартирами она показывает как культурно-бытовое пространство эпохи оттепели и символ разрушения сталинского коммунального мира.
«Мы редко задумываемся о том, что многие хорошо известные оттепельные практики — от всеобщего увлечения фотографией до кухонных посиделок — были бы невозможны, не будь индивидуальных ванн для проявки пленок и кухонь, на которых можно было бы посидеть «без лишних ушей», — комментирует редактор книги Ольга Виноградова. — О том, как повлияло на социальное поведение людей появление отдельных спален, гостиных и туалетов, подробно написано в книге. А проиллюстрированы эти сюжеты злободневными карикатурами из журнала «Крокодил». Кто знает, возможно, именно с хрущевок и начался развал Советского Союза. В любом случае новые дома (и даже целые районы) стали не только символом освобождения от коммунального быта, но и мощным противовесом архитектурному гламуру эпохи сталинского «большого стиля».
Джонатан Лосос «От саванны до дивана: эволюционная история кошек»
Издательство «Альпина Нон-фикшн», перевод с английского Елены Борткевич, научный редактор — Анжелика Клекот
Дата выхода: апрель
А вы знали, что кошки не мяукают друг другу? Только людям. Мы знаем их как милых, пушистых, изящных существ с нашего дивана. Но как быть с их предками и родственниками из саванны, тропиков и сибирских лесов — этими идеальными убийцами с холодным взглядом и отсутствием жалости ко всему живому?
«Зачем кошка приносит нам мертвую мышь (в моем случае игрушечную)? — задается вопросом Павел Подкосов, главный редактор «Альпина Нон-фикшн». — Слишком многое из привычек наших домашних любимчиков до жути похоже на поведение их диких собратьев. Биолог из Гарвардского университета написал книгу полную фактов и науки, но в то же время очень личную и трогательную. Это текст без воды и банальностей. Это глубокое погружение в прошлое и настоящее существ, которые гармонизируют наше пространство».
Автор рассказывает, как за последние несколько тысячелетий естественный и искусственный отбор сформировал современную кошку, новые породы которой разительно отличаются от предков по анатомии и поведению. При этом кошка, неисправимая хищница, всего лишь на шаг отдалилась от своих истоков и с легкостью возвращается к дикой жизни. Люди преображают кошек, а те, в свою очередь, преображают окружающий нас мир.
Рустам Александер «Секс был. Интимная жизнь Советского Союза»
Издательство Individuum
Предполагаемая дата выхода: май
Рустам Александер, автор книги «Закрытые», которая также выходила в издательстве Individuum, исследует развитие и изменение сексуальной жизни советских граждан: от свобод и экспериментов 1920-х годов к жесткому сталинскому времени с запретом абортов и подчинением желаний людей диктату партии и правительства. Далее через хрущевскую оттепель и брежневский застой с отношением к сексу как к чему-то постыдному — к новому раскрепощению конца 1980-х — начала 1990-х.
Олег Егоров, редактор издательства Individuum, рассказывает, что Александер переработал большой массив архивных данных, эго-документов (дневников, писем и мемуаров), исследований предыдущих лет, чтобы рассказать о том, «как граждане СССР в разные периоды существования этого удивительного государства жили, любили друг друга — и занимались сексом, ведь он в стране был, что бы ни утверждала коммунистическая мораль».
«В фокусе получившейся книги — конфликт между насаждаемым сверху пуританством и живыми желаниями людей, а также те фрустрации, которые этот конфликт породил, в том числе и у постсоветских поколений. Как ни странно, если сегодня нам неловко говорить о сексе, в этом вполне может быть замешан Иосиф Сталин и его решения почти 90-летней давности», — объясняет Егоров.
Оливия Лэнг «Сад вне времени. В поисках рая для всех»
Издательство Ad Marginem, перевод с английского Натальи Сорокиной
Предполагаемая дата выхода: май
В этот раз британская королева эссеистики Оливия Лэнг, которая уже исследовала творческую силу и иссушающую пустоту одиночества («Одинокий город) и феномен творчества в сочетании с пристрастиями к алкоголю («Почему писатели пьют»), обращается к образу сада как мечте о рае на земле. Сады для Лэнг всегда были опорой, спасением, источником удовольствия, местом встреч и открытий. Перемещаясь между настоящими и воображаемыми садами, от итальянских садов военного времени до королевских садов, разбитых в неподходящих для этого условиях, Лэнг ставит вопрос о цене создания рукотворного рая на земле.
Как рассказала Forbes Life Виктория Перетицкая, управляющий редактор Ad Marginem, не было никаких сомнений, что в прошлом фитотерапевт, а теперь прославленная писательница Оливия Лэнг найдет способ, как превратить сокровенное увлечение садами и зелеными неопрятными уголками в захватывающий нон-фикшен. Среди объектов ее исследования — «Потерянный рай» Джона Мильтона, поэзия Джона Клэра, сад Дерека Джармена, идеи Уильяма Морриса, но прежде всего сад в Суффолке — ее собственный маленький рай.
Клер Берест «Черного нет и не будет»
Издательство «МИФ», перевод Анастасии Ковальчук
Предполагаемая дата выхода: май
Биографический роман начинается с жуткой аварии, разделившей жизнь художницы на до и после. В 21 год Фрида Кало собирает себя по частям. Почти каждый день преодолевая физическую боль, эта удивительная женщина создает жизнь будто широким взмахом кисти: говорит громко, ругается как уличный мальчишка, пьет текилу с кислым вкусом лайма и носит яркие юбки жительниц перешейка Теуантепек. Фрида любит политические демонстрации, вплетенные в волосы цветы, вышитые на подолах эротические послания, но больше всего — Диего Риверу, известнейшего живописца Мексики, и именно эта страсть навсегда развернет ее жизнь в самую непредсказуемую сторону.
«Образ Фриды, безусловно, остается одним из самых ярких и узнаваемых по сей день, о ней писали многие, но автор книги Клер Берест, кажется, сумела очень глубоко проникнуть в мысли, характер и чувства этой великой женщины», — поясняет Forbes Life Ирина Данэльян, ответственный редактор издательства «МИФ».
По ее словам, вымышленный автобиографический роман получился невероятно эмоциональным (наполненным истинно мексиканскими страстями и отчаянием, ощущением внутренней свободы в противовес безысходности и тоске от принятия вынужденных решений и вихря непреодолимых обстоятельств, самой чистой любовью и настоящей ненавистью), и создается впечатление, будто именно так и писала бы главная героиня в своих дневниках. Берест так живо сумела воплотить сущность Фриды — ее манеру общения, взгляды на жизнь, смерть и тесно связанное с ними искусство живописи — на страницах своего романа, что его признали читатели по всему миру, и он переведен уже на 10 языков.
Никита Смагин «Всем Иран. Парадоксы жизни в автократии под санкциями»
Издательство Individuum
Предполагаемая дата выхода: май
Исследование жизни в современном Иране, теократическом государстве, за которым давно закрепился статус «страны-изгоя» и с которым все чаще сравнивают Россию, когда говорят о жизни под санкциями, о закручивании идеологических гаек и противостоянии местной элиты Западу. В новостной картине мира Иран часто выглядит монолитной страной, намертво скрепленной идеологией. На самом деле все, конечно, гораздо сложнее — и взгляд изнутри помогает понять насколько.
«Об Иране говорят, но при этом мало кто идет дальше стереотипов и беглого анализа, — рассказывает Forbes Life автор книги, журналист, эксперт-ближневосточник Никита Смагин, проживший несколько лет в Тегеране в качестве корреспондента ТАСС. — Эта книга показывает жизнь в исламской республике «в разрезе»: я долгие годы посвятил изучению этой страны, много раз приезжал в Иран, а работая корреспондентом, прожил там больше трех лет».
По его мнению, противоречия помогают Ирану выживать и развиваться. Каждая глава книги раскрывает один из множества парадоксов исламской республики. «В разговорах с местными и в аналитических заметках открывается удивительный мир людей, многие годы живущих в исламской автократии под санкциями — мир, одновременно непохожий на наш и узнаваемый», — рассказывает Смагин.