От Железного человека до стритрейсера: как в кино и сериалах показывают руководителей

Авторитарный: Бобби Аксельрод («Миллиарды»)
Вдохновленный фигурами сразу нескольких нью-йоркских инвесторов, персонаж сериала «Миллиарды» Бобби Аксельрод — яркий пример авторитарного руководителя. Властный, решительный и требовательный к подчиненным, Аксельрод единолично принимает все ключевые решения и использует жесткий директивный стиль. Он может уволить талантливого трейдера за единственную ошибку, невзирая на его прошлые заслуги, и оказывать давление на подчиненных, чтобы те отказались от выходных ради важной сделки.
У такого руководителя есть свои сильные стороны: умение быстро принимать решения, способность вести за собой команду, нацеленность на высокий результат, стрессоустойчивость и уверенность в себе. Но есть и слабости: Аксельрод не признает своих ошибок и не терпит инакомыслия. Авторитарный подход Аксельрода эффективен в кризисных ситуациях, когда нужно быстро принимать непопулярные решения и мобилизовать команду, но в долгосрочной перспективе ведет к демотивации сотрудников, текучке кадров и ухудшению климата в коллективе.
Харизматичный: Джордан Белфорт («Волк с Уолл-стрит»)
Джордан Белфорт из фильма «Волк с Уолл-стрит» — персонаж, благодаря которому вошел в моду тест для собеседования «Продайте мне эту ручку», и это неудивительно. Он прирожденный оратор, умело жонглирующий эмоциями, шутками, нарративами и метафорами, чтобы совершить продажу или повести сотрудников за собой. Харизма Белфорта проявляется в знаковых эпизодах фильма: в его зажигательной речи перед подчиненными, когда он объявляет себя их бесстрашным лидером; в сцене продажи бесполезных акций, где он виртуозно манипулирует клиентом; в умении сколотить из горстки неопытных брокеров суперуспешную команду, беззаветно ему преданную.
К достоинствам Белфорта относятся умение очаровывать и влиять на людей, искренняя вера в свое видение и готовность рисковать. Однако его стиль несет в себе определенные угрозы: самоуверенность Белфорта граничит с безрассудством. Джордан игнорирует законы и этические нормы, потакает низменным страстям, потворствует коррупции. Белфорт манипулирует подчиненными в личных интересах и жертвует их благополучием ради прибыли. Харизматичный лидер эффективен для стартапов и прорывных проектов, где нужно сплотить людей, зарядить их энергией и повести за мечтой. Но для долгосрочной стабильности одной харизмы недостаточно: требуются надежные системы, этические принципы и забота о сотрудниках.
Демократичный: профессор Ксавье («Люди Икс»)
«Искусство командира заключается порой в том, чтобы не отдавать приказов» — это реплика профессора Ксавье, лидера и основателя команды супергероев-мутантов Людей Икс. Ксавье развивает в подопечных будущих супергероях самостоятельность, ответственность и проактивный подход. На совещаниях с командой мутантов перед сложными миссиями он не диктует действия, а поощряет открытый диалог и стремится к консенсусу, выслушивая и учитывая все идеи и опасения. Демократичность его подхода также раскрывается, например, в решении дать Джин Грей свободу выбора, даже если этот выбор причинит боль ему самому. И даже в диалогах с Магнето, своим идейным оппонентом, он стремится понять его позицию, несмотря на все разногласия.
Преимущества профессора — это умение создавать доверительные отношения, раскрывать потенциал каждого сотрудника и находить нестандартные решения через совместное обсуждение. Ксавье выступает не боссом, а наставником, вдохновителем и объединяющей силой для своей разношерстной команды, мастерски управляя групповой динамикой. В то же время лидерский стиль Ксавье имеет и некоторые уязвимости: он склонен слишком полагаться на самоорганизацию команды, недооценивая риски. Консенсус не всегда достижим в сложных, многофакторных ситуациях, требующих однозначного выбора, и избыток свободы чреват хаосом и потерей фокуса. В кризисных обстоятельствах, при лимите времени или наличии деструктивных внутренних конфликтов демократичному лидеру необходимо быть готовым к принятию непопулярных решений самостоятельно.
Консерватор: Уильям Пэрриш («Знакомьтесь, Джо Блэк»)
Блестяще сыгранный Энтони Хопкинсом Уильям Пэрриш, встречающий смерть в обличии Джо Блэка, является типичным руководителем-консерватором старой школы. Он ценит дисциплину, пунктуальность и не стремится к инновациям, предпочитая действовать по старым, надежным схемам. Он редко интересуется мнением сотрудников, принимая единоличные решения. Пэрриш жестко критикует нестандартную рекламную кампанию, предложенную молодым креативщиком, и отчитывает собственную дочь за несоблюдение дресс-кода и субординации.
Сильные стороны Уильяма — богатый управленческий опыт, глубокое знание бизнеса и безупречная репутация. Пэрриш предсказуем, последователен и надежен. В целом его стиль подходит для зрелых компаний в стабильной обстановке, где приоритетом является сохранение позиций и оптимизация текущих процессов. Однако в условиях постоянно изменяющегося рынка Уильям подставил бы компанию под угрозу потери конкурентоспособности: он упускает новые возможности и не поощряет творческую инициативу и инновационные предложения сотрудников — в компании накапливается усталость и напряжение от давления консервативного лидера. При необходимости трансформации бизнес-модели или запуска инновационных проектов требуется более гибкий подход, открытость новому и вовлеченность сотрудников.
Бюрократ: Долорес Амбридж («Гарри Поттер»)
Профессор Амбридж с жестоким волшебным пером и изображениями котят на стенах кабинета — персонаж вселенной Гарри Поттера, из-за которого на мгновение сам Волан-де-Морт может показаться не таким страшным. Очевидно, она является примером бюрократического руководителя. Амбридж не только требует соблюдения всех правил и процедур под страхом садистских наказаний, но и постоянно вводит новые, делая школьную жизнь чрезмерно — и неуместно — регламентированной. Она не проявляет заботы о благополучии студентов, все ее усилия сосредоточены исключительно на поддержании своего имиджа исполнительного и законопослушного руководителя перед Министерством магии. За этим фасадом ее главная цель — удержание власти, а также подавление инициативы и новых идей, как у студентов, так и у преподавателей.
Бюрократический подход может быть подходящим в некоторых организациях, где важны четкие приказы и контроль: в компаниях с жесткой иерархией, на производстве, где строгая регламентация и контроль являются условиями безопасности. Однако для творческих индустрий, технологических стартапов, да и любых компаний с фокусом на корпоративную культуру и благополучие сотрудников чистый бюрократический стиль и отсутствие эмпатии будут совершенно не эффективны.
Призрак: Рон Свонсон («Парки и зоны отдыха»)
Не нужно чинить то, что работает, — принцип руководителя-призрака, или отстраненного типа, к которым относится герой множества мемов, начальник департамента Рон Свонсон из ситкома «Парки и зоны отдыха». Он минимально вовлечен в рабочие процессы и предоставляет подчиненным полную свободу действий. Рон избегает ответственности, принятия решений и контактов с подчиненными, причем зачастую буквально и подчеркнуто комично: закрываясь в кабинете, игнорируя вопросы с непробиваемым выражением лица или поворачиваясь спиной на вращающемся кресле. «Корпоративные правила требуют, чтобы раз в месяц я был доступен для обсуждения рабочих споров с моими сотрудниками. Но в правилах не указано, разрешено ли мне в это время слушать Уилли Нельсона в наушниках».
Несмотря на многочисленные шутки, построенные вокруг отстраненности Рона Свонсона, у его стиля управления есть и плюсы. Рон не занимается микроменеджментом, он дает людям свободу и автономию и не боится делегировать, поэтому у подчиненных есть возможности для инициативы и роста. Но в реальном мире без контроля и обратной связи сотрудники могут недопонимать задачи, допускать ошибки и снижать свою продуктивность. Стиль Рона будет хорошо работать только для зрелых, самостоятельных профессионалов, а для большинства команд такой руководитель будет неэффективен на длинных дистанциях.
Осторожный: М («Джеймс Бонд»)
Личность главы британской секретной службы MИ-6 и начальника Джеймса Бонда от фильма к фильму может меняться, но псевдоним М всегда остается. В исполнении Джуди Дэнч (настоящее имя засекречено, но позже мы узнаем, что это Оливия Мэнсфилд) М представлена как сильный и стратегически мыслящий, но в то же время осторожный лидер. Между М и Джеймсом Бондом периодически происходят конфликты из-за его чересчур рискованных и несогласованных с руководством действий. Даже в стрессовых ситуациях М способна тщательно проанализировать ситуацию и, если решение повлечет за собой непредсказуемые последствия, наложить запрет (что тем не менее не мешает Бонду все равно поступать по-своему). При этом М принимает на себя полную ответственность за действия своих агентов и безопасность государства.
Преимущества осторожного стиля — минимизация рисков, внимание к деталям и способность устанавливать и добиваться соблюдения высочайших стандартов профессионализма. Все это делает М отличным потенциальным руководителем не только для спецслужбы, но и для крупной корпорации с жесткой иерархией. Однако ей может не хватить адаптивности в отраслях, где важны гибкость и высокий уровень креативности. Например, в стремительно развивающихся технологических компаниях или в продажах на высококонкурентных рынках низкая готовность М идти на риск привела бы к упущенной выгоде.
Семьянин: Доминик Торетто («Форсаж»)
Доминик Торетто, глава команды стритрейсеров из серии фильмов «Форсаж», считает их своей семьей — фанаты подсчитали, что за всю франшизу в этом контексте слово «семья» упоминается 77 раз. Его стиль руководства основывается на личных отношениях и непоколебимой верности принципам: сотрудничеству, взаимопомощи и доверию. Он поддерживает Брайана О'Коннера в его желании стать хорошим отцом, организует спасательную операцию для Мии и ее сына и даже находит в себе силы справиться с предательством жены, стараясь понять ее мотивы и поддерживая в трудные моменты. С теми же, кто находится за пределами его «семьи», он максимально осторожен.
Руководитель-семьянин демонстрирует гибкость в управлении и готов идти навстречу сотрудникам, когда это необходимо. Такой начальник всегда доступен для общения и готов выслушать: он создает атмосферу открытости, где каждый может свободно выражать свои мысли и предложения. Такой тип руководителя будет органичен в небольшой компании, в которой команда не измеряется десятками подразделений и со всеми сотрудниками есть достаточно близкий контакт. Но когда в крупной, многоуровневой корпорации появляется руководитель-семьянин, он может привести за собой свой «семейный круг» — чаще всего это люди, которых он знает и с кем давно работает. Это может демотивировать остальных сотрудников, потому что уровень доверия к ним гораздо ниже и их возможности для роста ограничены.
Инноватор: Тони Старк («Железный человек»)
Главный эксцентрик и миллиардер во вселенной Marvel, Тони Старк применяет свои инновационные подходы в различных аспектах своей деятельности: от руководства компанией Stark Industries до лидерства в команде Мстителей. Он способен создавать передовые технологии и постоянно находить инновационные решения, вдохновляя свою команду на творческий подход и стремление к новым открытиям. Даже находясь в плену, в пещере, используя только имеющиеся ресурсы, Тони смог разработать первый прототип костюма Железного человека, открыв в процессе новый вид чистой и устойчивой энергии, способный изменить весь мир. Тони стал одним из инициаторов создания команды Мстителей, причем рассматривает ее как один из своих инновационных проектов, непрерывно улучшая функциональность используемых супергероями технологий и исследуя все новые возможности борьбы с глобальными угрозами.
Преимущества руководителя-инноватора очевидны: создание конкурентоспособных продуктов и услуг, адаптивность к изменениям и рост мотивации сотрудников — как правило, такой руководитель ценит и поощряет идеи и инициативы. Однако у этого стиля руководства есть и уязвимости: высокий уровень риска, значительные затраты и непредсказуемые результаты деятельности, что может негативно сказаться на долгосрочном планировании и стабильности компании. Таким руководителям нужен тот, кто будет их вовремя приостанавливать и играть роль оппонента, в хорошем смысле слова.
Технократ: Вилли Вонка («Чарли и шоколадная фабрика»)
Руководитель-технократ Вилли Вонка из экранизаций книги Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика», безусловно, успешен: продукция фабрики продается в магазинах по всему миру, а громкая маркетинговая акция с золотыми билетами освещается в СМИ и подстегивает продажи. Его фабрика полна нестандартных идей и передовых технологий — и нарушений техники безопасности. Как руководитель, Вилли Вонка сфокусирован на эффективности и производительности в ущерб эмпатии и межличностной коммуникации: умпа-лумпы работают на фабрике круглосуточно и получают в качестве оплаты только какао-бобы. Сам же лидер проводит время в изоляции, находясь в поиске новых идей и рецептов.
Фокус на инновациях, замеры эффективности и постоянная оптимизация процессов позволяют поддерживать высокое качество и уникальность продукции. Однако у этого подхода есть и слабая сторона: недостаток внимания к человеческим аспектам управления может привести к разрыву в коммуникации, непониманию реальных проблем производства и неудовлетворенности персонала. Стиль руководства Вилли Вонки создает и еще одну неочевидную угрозу для бизнеса: риск потери контакта с клиентом. Сосредоточившись на производстве и воплощая в жизнь лишь свои собственные идеи, технократ может не заметить изменение реальных потребностей рынка, и технически совершенный продукт не найдет покупателя.