К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

20 лет MusicAeterna: как Теодор Курентзис создавал свой уникальный музыкальный проект

Фото Стаса Левшина
Фото Стаса Левшина
31 января 2004 года оркестр из 39 музыкантов сыграл первый концерт в католическом соборе в Новосибирске. От этой даты идет отсчет истории оркестра MusicAeterna, созданного дирижером Теодором Курентзисом. Юбилейным объявлен весь 2025 год. Музыкальный критик Марина Гайкович рассказывает, почему 20-летие MusicAeterna — важная дата в истории современной российской музыки

Теодор Курентзис, которому 24 февраля исполнилось 53 года, — музыкант из Греции. В 1994 году он приехал в Россию, где учился и остался жить, работать и уже в 2000-х получил российский паспорт. Курентзис — один из последних учеников легендарного профессора Санкт-Петербургской консерватории, теоретика дирижирования Ильи Мусина, среди других студентов которого — дирижеры Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Василий Синайский.

В 2004 году Теодор Курентзис стал музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского оперного театра. Большое значение в его карьере имело сотрудничество с режиссером Дмитрием Черняковым. Первая их совместная постановка, «Аида» Верди, получила «Золотую маску» за лучший спектакль. Следующая стала первой в истории оперы копродукцией Новосибирска и Парижа («Макбет» Верди), а «Воццек» Берга в 2009 году был поставлен уже в Большом театре — это была первая работа Курентзиса с главным театром России. В 2010 году уже постоянный приглашенный дирижер Большого Курентзис совместно с режиссером Дмитрием Черняковым поставили «Дон Жуана» Моцарта.

Про карьерную стратегию Курентзиса критики саркастически замечали: он придерживается партизанской тактики, окопаться подальше от столиц и наносить удары-проекты оттуда. После семи лет художественного руководства Новосибирским театром оперы и балета, где он создал хор New Siberian Singers и камерный оркестр MusicAeterna, в 2011 году Теодор Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета им. Чайковского и перевез с собой хор и оркестр.  

 

Главное и неизменное свойство оркестра MusicAeterna за все время его существования состоит в том, что он никого не оставляет равнодушным. Оркестр или восхищает, или вызывает раздражение. Безусловно, это связано с его основателем и вдохновителем, но дирижер Теодор Курентзис не мыслим без преданных ему музыкантов. Тех, кто разделяет его страсть, кто в приступе перфекционизма готов снова и снова пробовать акустику и искать выгодное положение, и стоя играть изнуряющие партитуры Малера (которые и сидя отнимают много сил). 

Forbes Life рассказывает про основные вехи 20-летней истории оркестра MusicAeterna.

 
Пермь, Оперный театр и Дягилевский фестиваль
DR

Пермь, Оперный театр и Дягилевский фестиваль

С точки зрения организации работы MusicAeterna и Теодор Курентзис — enfants terribles (с французского — «ужасный ребенок». — Forbes Life) российской классической музыки: ситуация, когда в музыкальном театре, помимо его собственного оркестра, возникает другой, которому достаются лучшие партии, совсем не стандартная. И если в Новосибирске коллектив, как рассказывали Forbes Life источники в театре, с этим примирился, то в Перми «варягов» так и не приняла часть профессионального сообщества и публики.

Хотя MusicAeterna подарил городу не только возможность исключительных музыкальных впечатлений и переживаний, но и работы Боба Уилсона, Ромео Кастеллуччи, Питера Селларса. Звезды мировой режиссуры, а вместе с ними и западная публика потянулись на летние Дягилевские фестивали, хотя прежде о существовании Перми могли даже не слышать. 

Сам Дягилевский фестиваль был основан в 2003 году, задолго до приезда Теодора Курентзиса в Пермь, но был радикально переосмыслен дирижером. И это единственный проект, который MusicAeterna оставила за собой, открыв в городе новые пространства для своих экспериментов (промышленные цеха бывшего завода Шпагина) и подарив городу новую культурную и туристическую доминанту.

Верди, «Макбет» Теодора Курентзиса и Дмитрия Чернякова в Новосибирске
Е. Иванов

Верди, «Макбет» Теодора Курентзиса и Дмитрия Чернякова в Новосибирске

Первая (и пока последняя) в истории Новосибирского театра копродукция с Парижской оперой, проект легендарного интенданта Жерара Мортье, в свое время во многом определившего или даже переломившего вектор развития европейской оперной индустрии.

Мортье и директор Новосибирской оперы Борис Мездрич договорились о совместной постановке оперы Верди «Макбет» в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, и премьера спектакля прошла именно в Новосибирске, а не в Париже.  

Моцарт, Cosi fan tutte для Sony Classical в Перми
DR

Моцарт, Cosi fan tutte для Sony Classical в Перми

Империя MusicAeterna росла постепенно. Вслед за барочной оперой пошел Моцарт, и именно он вывел оркестр на международные позиции. Триптих Моцарт— да Понте («Так поступают все», «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан») поставили в Перми, триумфально показали в Москве, но самое главное — записали на студии Sony Classical. Сотрудничество Sony Classical и MusicAeterna начал глава лейбла Богдан Росчич (сейчас он директор Венской оперы) еще в то время, когда оркестр базировался в Новосибирске. 

Для записи первой из моцартовской трилогии опер вся команда Sony Classical приехала в Пермь. В разгар сезона Курентзис на 10 дней остановил работу оперного театра и закрылся внутри с партитурой Cosi fan tutte. И оно того стоило. Релиз произвел эффект разорвавшейся бомбы. Европейцы, более искушенные по части исторически информированного исполнительства, чем российская публика, были поражены: настолько свежо звучала интерпретация Курентзиса, и настолько совершенна была игра до этого неизвестного российского оркестра из Перми.

MusicAeterna на Зальцбургском музыкальном фестивале
Salzburger Festspiele·Ruth Walz

MusicAeterna на Зальцбургском музыкальном фестивале

До 2017 года чести выступать на летнем фестивале в Зальцбурге удостаивались российские музыканты-солисты (в основном пианисты — Григорий Соколов, Евгений Кисин, Михаил Плетнев) и, конечно, дирижер Валерий Гергиев. Но оркестр, даже Мариинский, — никогда. А MusicAeterna пригласили сразу в качестве резидента, на месяц, с постановкой оперы и циклом концертов. Они открывали музыкальную часть программы фестиваля. С тех пор музыканты выступают в Зальцбурге с завидной регулярностью. 

Нельзя сказать, что это вызывает одобрение европейской публики: после событий 2022 года интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер регулярно отвечал на критику общественности, обвиняющей его в сотрудничестве с оркестром, генеральным партнером которого выступает банк ВТБ. В этом смысле MusicAeterna остается в уникальной позиции: оркестр сохраняет и российских спонсоров, и европейские контакты. Личностное и музыкантское обаяние Курентзиса позволяет ему сотрудничать с крупнейшими компаниями. Среди партнеров коллектива — «Газпром», «Норникель», «Металлоинвест», ГК «Росатом» и «Центр наследия Антона Рубинштейна». 

Новая база MusicAeterna — Санкт-Петербург
Стас Левшин

Новая база MusicAeterna — Санкт-Петербург

Сегодня MusicAeterna базируется в Санкт-Петербурге. Оркестр перестал сотрудничать с государственными оперными театрами и ушел в свободное плавание. Новая база коллектива — особняк Дома Радио — пока закрыт на реконструкцию, но все проекты продолжают работать на альтернативных площадках. Сегодня MusicAeterna — это не только оркестр и хор, но и театр, танец, образовательная площадка. 

Билеты MusicAeterna в столицах легко продаются за 25 000 рублей, слушатели ждут старта продаж, спекулянты тоже. Юбилейный тур, который стартовал 8 марта в Красноярске, уже продан практически целиком. Маршрут выстроен по знаковым для MusicAeterna городам: Новосибирск, Пермь, Москва и Санкт-Петербург. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора