Карта российской моды: как в регионах развиваются локальные фешен-бренды

Иваново
Текстильные мануфактуры существовали в Ивановской области еще в царские времена, а при советской власти город пытались сделать «третьей пролетарской столицей» после Москвы и Ленинграда. Однако регион стал главным пошивочным цехом страны только в последние годы. В 2019 году, по данным Ивановостата, каждый пятый метр российской ткани делался в Иваново. К 2022 году производство текстильных изделий выросло еще на 26% (до 107 млрд рублей), одежды — на 24% (до 28,7 млрд рублей), сообщает Росстат. А в 2023 году одежда, постельное белье и столовый текстиль с ивановских фабрик заняли от 50% до 70% российского рынка.
В целом местные бренды создают простую и понятную одежду — с надежными фасонами и классическими цветовыми решениями. Однако есть несколько проектов, вышедших за привычные рамки. Бренд Helena Tadesse, основанный в 2022 году Хеленой Тадессе, работает в технике апсайкла (от англ. upcycling — вторичное использование), продвигая ценности устойчивого развития. В их каталоге можно найти пиджак из брюк, экоджинсы и коллекцию платьев с классическим цветочным принтом, посвященную работе женщин на фабриках Шуи. Обращаться к местным мотивам любят и другие дизайнеры. Например, в 2024 году художник-модельер Ксения Новикова (бренд Novikova DSGN) представила на Московской неделе моды коллекцию шинелей с подкладом из ивановского ситца.
Республика Карелия
Обращение к народному промыслу и эксперименты с северными ремесленными техниками — модный след, тянущийся из Карелии. Культура Заонежья и Беломорья всегда отличалась от остальной части страны, поэтому сегодня местные дизайнеры используют особенности быта и традиций карелов как фундамент для творческих экспериментов.
Например, основательницы бренда «Заново» Элина Соколовская и Анна Корзунина соединяют на первый взгляд несовместимые вещи — национальные карельские узоры, традиционные материалы, 3D-принты и технику фотоколлажа. А создательницы марки Perinne (с карельского переводится как «традиция») Светлана Катарина и Татьяна Бабкова исследуют народные ремесла и создают столовый текстиль, дизайн которого основан на сочетании фольклорных мотивов и современного дизайна. Кроме того, к эстетике Русского Севера уже давно обращаются известные российские модельеры. В 2021 году Ульяна Сергеенко презентовала на Неделе моды в Париже коллекцию, посвященную природе и архитектуре Карелии. Основой орнамента стал лемех — деревянная черепица, которой покрыты купола церквей на острове Кижи.
Нижний Новгород
В последние годы Нижний Новгород стал динамично развивающимся центром молодежной культуры. Близость к Москве и приток путешествующих студентов создали в городе потребность в более комфортном уровне жизни, насыщенных и разнообразных буднях, а также в актуальной и стильной одежде. Поэтому в Нижнем Новгороде с каждым годом открывается все больше брендов, способных удовлетворить потребности покупателей с оглядкой на местные нюансы. Среди них — Yallo, Select Studio, Called a Garment, Soeurs.
Марка The Clou продает минималистичные тренчи, за которыми охотятся модники со всей России. Дизайнер Татьяна Чернышева создала лаконичный фасон с насыщенными цветами и интересными акцентами — асимметричными воротниками, длинными лацканами или крупными пуговицами. Бренд Soeurs ностальгирует по прошлому, используя в своих изделиях винтажные ткани, ручную вышивку, традиции стегания и исторические техники. А Called a Garment, наоборот, обращается к современности, создавая одежду из новейших технологичных тканей. Марки из Нижнего Новгорода интересны тем, что развиваются в разных направлениях и пробуют противоположные стили. Что действительно классно, так это то, что их одежда не использует мейнстримные тренды, которые перестанут быть актуальными через несколько сезонов.
Краснодарский край
Легкая промышленность на юге России — одно из перспективных направлений развития. По словам министра промышленной политики Краснодарского края Дмитрия Хмелько, в 2023-м на Кубани производство одежды достигло рекордных показателей: фабрики создали продукции на сумму свыше 3,5 млрд рублей. В 2024 году объем превысил 4,1 млрд рублей. А Ростовская область вошла в топ регионов страны по производству текстильных товаров (в области функционирует 30 крупных предприятий).
Благодаря интенсивному росту сектора в Краснодарском крае начинает работать все больше локальных производителей одежды. Одни предлагают классический крой и дорогие ткани (те самые костюмы-тройки и платья-комбинации), другие — более стилизованный подход к образам. Например, Not All Twins создают одежду, отлично подходящую к жаркому кубанскому климату: натуральные материалы, свободный силуэт, широкая полоска и принт в цветочек — все это с отсылкой к 1960-м. А вот Papáya отвечает за классику: бренд шьет в Краснодаре базовую одежду из шелка, хлопка и шерсти.
Махачкала
Северный Кавказ — регион, где жители часто обращаются к традициям и местной культуре. Здешние локальные бренды часто используют самобытность для самовыражения, создавая новые направления в моде. В рамках программы «Модернизация промышленности Республики Дагестан» к 2030 году общий объем инвестиций в легкую промышленность региона составит 7,7 млрд рублей, по прогнозам, это создаст порядка 2000 новых рабочих мест.
Очевидно, что активное финансирование и культурная индивидуальность способствуют развитию местных марок и новых стильных направлений. Уже в 2018 году Зайнаб Сайдулаева основала бренд Measure, где развила концепцию «скромной моды», основанную на переосмыслении вестиментарной мусульманской одежды. К 2022 году Сайдулаева представляла свои коллекции на Moscow Fashion Week, участвовала в показах Третьяковской галереи, а в 2024-м — в Lakme Fashion Week x FDCI в Индии. Тренд на «закрытость» поддержала Зухат Асекова, создательница Zuhat. В 2022 году она также была на Неделе моды в Москве, где представила коллекцию, в которой прослеживались отсылки к вьетнамской тунике, японскому кимоно и национальному костюму народов Кавказа.
Екатеринбург
Современная столица локальных брендов — это Екатеринбург. Здесь начинали свое становление марки, без которых сложно представить современную российскую моду, — 12 Storeez, Ushatáva, Avgvst, Namelazz, Urals и многие другие бренды одежды, украшений и обуви. Становление моды в Екатеринбурге началось еще с Петра I: в XVIII веке император отправлял на Урал чиновников и инженеров для развития местной промышленности. Тогда образованное население и финансирование, прибывшее с ним из Санкт-Петербурга, создали благоприятную среду для появления креативных инициатив в регионе. Поэтому к ХХ веку Екатеринбург стал городом архитектуры конструктивизма, а после распада СССР — креативной лабораторией для самых разных проектов.
Сегодня творческая атмосфера города подпитывается местной молодежью, студентами, прибывшими сюда со всего Урала. Благодаря государственным субсидиям молодые люди из Ханты-Мансийска, Нижневартовска и других северных городов могут позволить себе тратить бóльшие суммы на одежду, тем самым поддерживая локальных дизайнеров.
Комбинация желания самовыражаться и платежеспособности формирует в Екатеринбурге рынок для сложных и концептуальных модных решений, открывая новые возможности для дизайнеров и потребителей. Неслучайно в 2024 году в Екатеринбурге прошла новая неделя моды UF LAB, ознаменовав новую веху развития моды как в самом городе, так и в стране.
Якутия
Республика Саха — один из самых неординарных регионов России. Здесь снимают особенное артхаусное кино, делают крафтовую анимацию и наряду с этим создают модные дома. В 2020 году, по данным «Интерфакса», правительство региона направило 20 млн рублей на поддержку местных инициатив. В планах администрации довести число занятых в творческих индустриях до 70 000 человек.
Для кочующих народов — пастухов, которые до сих пор живут в Якутии, это высокий процент занятости. Ведь в остальном большая часть жизни в суровых условиях этого региона проходит в неспешном ритме.
Именно этот образ кочевников зачастую цитируют дизайнеры из Якутии. Лена Максимова (бренд Muus, переводится с якутского как «лед») долгое время исследовала традиционный якутский костюм. Тогда получилась особенная линейка одежды: с нестандартными трапециевидными пропорциями и разноцветными лентами будто бы для защиты от злых духов. А дизайнер Надежда Докторова посвятила бренд Eikirie (с юкагирского языка — «перейти реку») малочисленному народу юкагиров, который обитал на местных землях еще до появления якутов. В своей работе Докторова стремится к северному минимализму, хотя иногда использует традиционные якутские элементы. Например, лировидный орнамент, символизирующий плодородие.
Владивосток
Модная индустрия Приморского края — одна из самых молодых в России. Первый модный дом появился во Владивостоке только в 1980-х годах, а первое модельное агентство — в 1990-е. Поэтому сегодня дальневосточные бренды только делают свои первые шаги. Для российской культуры они кажутся достаточно необычными — с оглядкой на Азию. В дизайне тренчей бренда Fuku ощутимо слышатся отголоски работ японской художницы Яёи Кусамы, а также обращение к русским ремесленным традициям (накладки на плащи связаны крючком по схеме «бабушкин квадрат»).
Обращаться к истории России местные дизайнеры тоже не забывают: каждая из новых коллекций марки Soprano посвящена определенной социальной проблеме. Например, один из последних дропов получил название «Домострой», модели для него изготавливались вручную.
А вот бренд Danishine, наоборот, говорит о современной жизни Дальневосточного края, он использует простые и понятные лекала. Главное для этой марки — экологический подход к производству на семейных фабриках Владивостока.
