К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Карта российской моды: как в регионах развиваются локальные фешен-бренды

Иллюстрация Виктории Ким
Иллюстрация Виктории Ким
Разнообразие культурных кодов, особенностей климата, истории регионов России влияет на формирования локального самосознания российских брендов. Современная мода все чаще отходит от поверхностного подхода и обращается к исследованиям культуры, что превращает коллекции дизайнеров в интересное этнографическое путешествие. Forbes Life собрал карту российских городов, в которых индустрия моды меняется прямо сейчас
Иваново
Виктория Ким

Иваново

Текстильные мануфактуры существовали в Ивановской области еще в царские времена, а при советской власти город пытались сделать «третьей пролетарской столицей» после Москвы и Ленинграда. Однако регион стал главным пошивочным цехом страны только в последние годы. В 2019 году, по данным Ивановостата, каждый пятый метр российской ткани делался в Иваново. К 2022 году производство текстильных изделий выросло еще на 26% (до 107 млрд рублей), одежды — на 24% (до 28,7 млрд рублей), сообщает Росстат. А в 2023 году одежда, постельное белье и столовый текстиль с ивановских фабрик заняли от 50% до 70% российского рынка.

В целом местные бренды создают простую и понятную одежду — с надежными фасонами и классическими цветовыми решениями. Однако есть несколько проектов, вышедших за привычные рамки. Бренд Helena Tadesse, основанный в 2022 году Хеленой Тадессе, работает в технике апсайкла (от англ. upcycling — вторичное использование), продвигая ценности устойчивого развития. В их каталоге можно найти пиджак из брюк, экоджинсы и коллекцию платьев с классическим цветочным принтом, посвященную работе женщин на фабриках Шуи. Обращаться к местным мотивам любят и другие дизайнеры. Например, в 2024 году художник-модельер Ксения Новикова (бренд Novikova DSGN) представила на Московской неделе моды коллекцию шинелей с подкладом из ивановского ситца.

Республика Карелия
Виктория Ким

Республика Карелия

Обращение к народному промыслу и эксперименты с северными ремесленными техниками — модный след, тянущийся из Карелии. Культура Заонежья и Беломорья всегда отличалась от остальной части страны, поэтому сегодня местные дизайнеры используют особенности быта и традиций карелов как фундамент для творческих экспериментов.

Например, основательницы бренда «Заново» Элина Соколовская и Анна Корзунина соединяют на первый взгляд несовместимые вещи — национальные карельские узоры, традиционные материалы, 3D-принты и технику фотоколлажа. А создательницы марки Perinne (с карельского переводится как «традиция») Светлана Катарина и Татьяна Бабкова исследуют народные ремесла и создают столовый текстиль, дизайн которого основан на сочетании фольклорных мотивов и современного дизайна. Кроме того, к эстетике Русского Севера уже давно обращаются известные российские модельеры. В 2021 году Ульяна Сергеенко презентовала на Неделе моды в Париже коллекцию, посвященную природе и архитектуре Карелии. Основой орнамента стал лемех — деревянная черепица, которой покрыты купола церквей на острове Кижи.

Нижний Новгород
Виктория Ким

Нижний Новгород

В последние годы Нижний Новгород стал динамично развивающимся центром молодежной культуры. Близость к Москве и приток путешествующих студентов создали в городе потребность в более комфортном уровне жизни, насыщенных и разнообразных буднях, а также в актуальной и стильной одежде. Поэтому в Нижнем Новгороде с каждым годом открывается все больше брендов, способных удовлетворить потребности покупателей с оглядкой на местные нюансы. Среди них — Yallo, Select Studio, Called a Garment, Soeurs.

Марка The Clou продает минималистичные тренчи, за которыми охотятся модники со всей России. Дизайнер Татьяна Чернышева создала лаконичный фасон с насыщенными цветами и интересными акцентами — асимметричными воротниками, длинными лацканами или крупными пуговицами. Бренд Soeurs ностальгирует по прошлому, используя в своих изделиях винтажные ткани, ручную вышивку, традиции стегания и исторические техники. А Called a Garment, наоборот, обращается к современности, создавая одежду из новейших технологичных тканей. Марки из Нижнего Новгорода интересны тем, что развиваются в разных направлениях и пробуют противоположные стили. Что действительно классно, так это то, что их одежда не использует мейнстримные тренды, которые перестанут быть актуальными через несколько сезонов.

Краснодарский край
Виктория Ким

Краснодарский край

Легкая промышленность на юге России — одно из перспективных направлений развития. По словам министра промышленной политики Краснодарского края Дмитрия Хмелько, в 2023-м на Кубани производство одежды достигло рекордных показателей: фабрики создали продукции на сумму свыше 3,5 млрд рублей. В 2024 году объем превысил 4,1 млрд рублей. А Ростовская область вошла в топ регионов страны по производству текстильных товаров (в области функционирует 30 крупных предприятий).

Благодаря интенсивному росту сектора в Краснодарском крае начинает работать все больше локальных производителей одежды. Одни предлагают классический крой и дорогие ткани (те самые костюмы-тройки и платья-комбинации), другие — более стилизованный подход к образам. Например, Not All Twins создают одежду, отлично подходящую к жаркому кубанскому климату: натуральные материалы, свободный силуэт, широкая полоска и принт в цветочек — все это с отсылкой к 1960-м. А вот Papáya отвечает за классику: бренд шьет в Краснодаре базовую одежду из шелка, хлопка и шерсти.

Махачкала
Виктория Ким

Махачкала

Северный Кавказ — регион, где жители часто обращаются к традициям и местной культуре. Здешние локальные бренды часто используют самобытность для самовыражения, создавая новые направления в моде. В рамках программы «Модернизация промышленности Республики Дагестан» к 2030 году общий объем инвестиций в легкую промышленность региона составит 7,7 млрд рублей, по прогнозам, это создаст порядка 2000 новых рабочих мест.

Очевидно, что активное финансирование и культурная индивидуальность способствуют развитию местных марок и новых стильных направлений. Уже в 2018 году Зайнаб Сайдулаева основала бренд Measure, где развила концепцию «скромной моды», основанную на переосмыслении вестиментарной мусульманской одежды. К 2022 году Сайдулаева представляла свои коллекции на Moscow Fashion Week, участвовала в показах Третьяковской галереи, а в 2024-м — в Lakme Fashion Week x FDCI в Индии. Тренд на «закрытость» поддержала Зухат Асекова, создательница Zuhat. В 2022 году она также была на Неделе моды в Москве, где представила коллекцию, в которой прослеживались отсылки к вьетнамской тунике, японскому кимоно и национальному костюму народов Кавказа.

Екатеринбург
Виктория Ким

Екатеринбург

Современная столица локальных брендов — это Екатеринбург. Здесь начинали свое становление марки, без которых сложно представить современную российскую моду, — 12 Storeez, Ushatáva, Avgvst, Namelazz, Urals и многие другие бренды одежды, украшений и обуви. Становление моды в Екатеринбурге началось еще с Петра I: в XVIII веке император отправлял на Урал чиновников и инженеров для развития местной промышленности. Тогда образованное население и финансирование, прибывшее с ним из Санкт-Петербурга, создали благоприятную среду для появления креативных инициатив в регионе. Поэтому к ХХ веку Екатеринбург стал городом архитектуры конструктивизма, а после распада СССР — креативной лабораторией для самых разных проектов.

Сегодня творческая атмосфера города подпитывается местной молодежью, студентами, прибывшими сюда со всего Урала. Благодаря государственным субсидиям молодые люди из Ханты-Мансийска, Нижневартовска и других северных городов могут позволить себе тратить бóльшие суммы на одежду, тем самым поддерживая локальных дизайнеров.

Комбинация желания самовыражаться и платежеспособности формирует в Екатеринбурге рынок для сложных и концептуальных модных решений, открывая новые возможности для дизайнеров и потребителей. Неслучайно в 2024 году в Екатеринбурге прошла новая неделя моды UF LAB, ознаменовав новую веху развития моды как в самом городе, так и в стране.

Якутия
Виктория Ким

Якутия

Республика Саха — один из самых неординарных регионов России. Здесь снимают особенное артхаусное кино, делают крафтовую анимацию и наряду с этим создают модные дома. В 2020 году, по данным «Интерфакса», правительство региона направило 20 млн рублей на поддержку местных инициатив. В планах администрации довести число занятых в творческих индустриях до 70 000 человек.

Для кочующих народов — пастухов, которые до сих пор живут в Якутии, это высокий процент занятости. Ведь в остальном большая часть жизни в суровых условиях этого региона проходит в неспешном ритме.

Именно этот образ кочевников зачастую цитируют дизайнеры из Якутии. Лена Максимова (бренд Muus, переводится с якутского как «лед») долгое время исследовала традиционный якутский костюм. Тогда получилась особенная линейка одежды: с нестандартными трапециевидными пропорциями и разноцветными лентами будто бы для защиты от злых духов. А дизайнер Надежда Докторова посвятила бренд Eikirie (с юкагирского языка — «перейти реку») малочисленному народу юкагиров, который обитал на местных землях еще до появления якутов. В своей работе Докторова стремится к северному минимализму, хотя иногда использует традиционные якутские элементы. Например, лировидный орнамент, символизирующий плодородие.

Владивосток
Виктория Ким

Владивосток

Модная индустрия Приморского края — одна из самых молодых в России. Первый модный дом появился во Владивостоке только в 1980-х годах, а первое модельное агентство — в 1990-е. Поэтому сегодня дальневосточные бренды только делают свои первые шаги. Для российской культуры они кажутся достаточно необычными — с оглядкой на Азию. В дизайне тренчей бренда Fuku ощутимо слышатся отголоски работ японской художницы Яёи Кусамы, а также обращение к русским ремесленным традициям (накладки на плащи связаны крючком по схеме «бабушкин квадрат»). 

Обращаться к истории России местные дизайнеры тоже не забывают: каждая из новых коллекций марки Soprano посвящена определенной социальной проблеме. Например, один из последних дропов получил название «Домострой», модели для него изготавливались вручную.

А вот бренд Danishine, наоборот, говорит о современной жизни Дальневосточного края, он использует простые и понятные лекала. Главное для этой марки — экологический подход к производству на семейных фабриках Владивостока.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+