Паспортный контроль: почему продажа именных билетов может привести к бойкоту театров

Покупка билета и персональные данные
С 15 марта в кассах, на сайтах театров, концертных залов и билетных операторов при покупке билета в учреждения, подведомственные Департаменту культуры Москвы, нужно предоставить данные, удостоверяющие личность покупателя, а затем на входе в день показа предъявить оригинал документа, который был использован при покупке билета.
Зритель указывает ФИО со ссылкой на документ, удостоверяющий личность: паспорт, водительские права, социальная карта москвича, загранпаспорт, свидетельство о рождении. Новые правила введены согласно постановлению правительства Москвы от 20 ноября 2024 года, в котором проект называется «пилотным», а новые правила — «особенностями посещения мероприятий». Список учреждений, куда билеты теперь покупают по паспорту, можно посмотреть здесь.
Отмечается, что для сверки именных, купленных по паспорту билетов на входе в театр или концертный зал можно предъявить не только его, но и водительское удостоверение, военный билет, социальную карту, пенсионное свидетельство, именную банковскую карту, в том числе «Пушкинскую карту», студенческий билет, вид на жительство, временное удостоверение и другие удостоверения личности, — всего 16 разных видов документов.
Ключевой момент для зрителя заключается в том, что именной билет нельзя передать или продать другому человеку. По нему может пройти только тот, чьи данные были указаны при покупке, а если идет несколько человек, ввести будет нужно информацию о каждом. Так, купить билет в подарок в московский театр теперь можно только на платформе «Мосбилет» — в инструкции обещают, что это можно сделать в несколько кликов. Однако от указания паспортных данных новая услуга не избавляет — в настройках «Мосбилета» нужно использовать кнопку «Передать».
Сразу после нововведений появилась информация, что есть возможность переоформить именной билет на другого зрителя через официальное письменное заявление. Но каждый театр установил свои правила. Так, в Театре на Таганке это разрешают сделать «в срок не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия», напоминая, что для написания заявления нужны персональные данные как покупателя, так и лица, на которое переоформляется билет. Театры МАМТ и «Шалом» согласны переоформить билеты «не позже, чем за 10 дней». «Ленком» готов переоформить билет на другого зрителя за 60–40 минут до начала спектакля. Образцы бумажных заявлений на смену данных в билете пачками лежат у кассового окошка.
А вот Театр Моссовета анонсировал в соцсетях виртуальный сервис: «На сайте нашего билетного оператора есть возможность переоформить билет, купленный на нашем официальном сайте, изменить данные зрителя. Это можно сделать не позднее чем за два часа до начала мероприятия», — говорится на сайте театра, и ссылка дается на InTickets.
С момента вступления в силу новых правил было принято только одно послабление: отдельным приказом от 4 апреля 2025 года Департамент культуры Москвы исключил из новых правил детей. Гражданам до 14 лет все-таки не нужно предъявлять свидетельство о рождении при входе в театр. Но взрослый, будь то родитель или классный руководитель, должен подтвердить свою личность документами. Получается, передать именной билет другому человеку, если нужно сопроводить ребенка на спектакль, уже не получится.
Развеивая опасения тех, кто переживает за персональные данные, театры уверяют, что не собирают и не хранят информацию о зрителях. Однако на сайте Театра им. Пушкина прямо говорится, что «работа с персональными данными находится в зоне ответственности билетных операторов», то есть данные могут собирать не они. А зритель вдобавок опасается потерять деньги за те билеты, которые теперь нельзя легко передать другому в случае непредвиденных обстоятельств.
Вход в театр: слом традиций и нагрузка на билетеров-контролеров
В Департаменте культуры Москвы настроены оптимистично. «Новые правила не мешают зрителям покупать билеты на те спектакли, которые всегда пользовались спросом. Им указать номер документа и предъявить его на входе не составляет труда», — рассказывал 15 апреля глава московского Депкульта Алексей Фурсин. Ведомство объясняет введения новых правил покупки билетов двумя причинами: усилением безопасности массовых мероприятий и спасением от перекупщиков, билетных спекулянтов.
Однако в театрах видят ситуацию иначе. «Что получили театры? — говорил в докладе на Балтийском культурном форуме Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова. — Полупустые залы. Огромный негатив зрителей. Огромные очереди на вход. И все это прикрывается безопасностью в театре, борьбой со спекуляцией». А ректор ГИТИСа Григорий Заславский выразил мнение, что «нововведение способно уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий».
Только сверка документов на входе способна перерасти в коллапс: публика может не успеть войти в зал до начала спектакля. Театры справляются с новыми обстоятельствами с большим напряжением, хотя сотрудники административных служб стараются изо всех сил. Так, перед Малой сценой Театра Пушкина теперь выстраивается достаточно долгая очередь на вход: двери в здание театра одни и очень узкие.
Директор «Мастерской Петра Фоменко» Андрей Воробьев рассказал Forbes Life, что театр заранее готовился к участию в пилотном проекте и старался подготовить постоянных зрителей. «Штат билетеров не расширялся, но на первую неделю в рамках проекта вызывались дополнительно дежурные контролеры-билетеры, чтобы избежать возникновения очередей на входе», — рассказал Воробьев. А вот в Театре Ермоловой такой проблемы нет: для быстрого обслуживания штат билетеров расширили.
Безопасность или бизнес
Директор театра «Шалом» Андрей Соколов считает, что новые правила помогут сделать театры демократичнее, доступнее для зрителей. Он рассказал, что на некоторые спектакли маркетплейсы продавали билеты (порядка 50%) по цене в несколько раз дороже номинальной, что «ограничивало зрителей в возможности посещать спектакли по адекватной цене, а театр получал довольно много негатива ввиду дефицита билетов».
«Спекуляция есть только в нескольких московских театрах на несколько спектаклей. И в федеральном законодательстве есть инструментарий, как им самим побороть эту спекуляцию», — подчеркнул Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова. По его мнению, безопасность и борьба со спекуляцией не решаются введением именных билетов на все постановки.
Еще год назад с целью борьбы со спекулянтами некоторые театры Москвы и Санкт-Петербурга по собственной инициативе ввели продажи именных билетов на избранные спектакли. Из 22 федеральных театров в обоих городах этот шаг предприняли четыре: Большой театр, Театр имени Вахтангова, РАМТ и Большой драматический театр имени Товстоногова. Но если в Большом билеты по паспорту продают на все спектакли, то другие театры предлагают именные билеты только на самые популярные постановки.
Опрошенные Forbes Life театральные менеджеры соглашаются, что действенный способ борьбы со спекулянтами отнюдь не именные билеты и не повышение цен. «На Общественном совете при Минкультуры мы предложили ввести механизм досудебной блокировки сайтов-двойников — это позволит быстро пресекать деятельность спекулянтов и защитить зрителей», — рассказ Forbes Life директор по развитию билетного бизнеса МТС Live Денис Вайнштейн.
На сцену выходит «Мосбилет»
Одновременно с введением именных билетов Департамент культуры Москвы стал активно продвигать платформу «Мосбилет», которая привязана к услугам mos.ru и сразу «подгружает» данные пользователя. Таким образом, покупателю не нужно тратить время на вбивание данных, а сгенерированный QR-код избавляет от необходимости предъявлять оригиналы документов на входе в театр.
Нынешняя версия платформы «Мосбилет» считается пилотной. На сайте она заявлена как «официальная продажа без посредников», «билеты без комиссии», «удобная покупка с Mos ID». Рекламировать платформу тут же стали руководители театров, близкие к московским властям. «Для зрителей с QR-кодом мы организовали отдельную стойку при входе в театр — аналогично стойке бизнес-класса на посадке в самолет! Сотрудник мгновенно отсканируют ваш билет и предложит вам пройти в фойе через сканирующие ворота без очереди», — описывает преимущества «Мосбилета» сайт Театра на Бронной.
Худрук театра Константин Богомолов в первый день введения новых правил, 15 марта, написал в блоге: «Скажу честно — я внутренне очень опасался этой истории. Понимал, что безопасность зрителей превыше всего. Но боялся и падения продаж, и очередей на входе. И вот факты. Сегодня на входе все быстро и четко. Ноль очередей. Ноль претензий от зрителей. Да, мы готовили службу зала, но зато итог отличный. А касательно продаж — никакого падения. Думаю, дело в том, что если спектакль из разряда «надо увидеть», то внесение паспортных данных не является препятствием. Так что все опасения оказались напрасны».
Но его точку зрения разделяют не все. «Введение именных билетов стало серьезным изменением для рынка. В первые недели после запуска пилота мы зафиксировали падение продаж на МТС Live и Ticketland примерно на 28%», — рассказал Денис Вайнштейн. Как говорит Кирилл Крок, «если это методы продвижения на рынок новой и прогрессивной билетной платформы, то они нерабочие; потому что, если мы хотим продвигать что-то на рынок, нужно брать качеством, удобством сервиса для пользователей и для театров».
Ректор ГИТИСа Григорий Заславский также напрямую связал передел рынка и изменение правил продажи билетов в московских театрах. «Складывается впечатление, что это делается только для того, чтобы вывести на рынок нового билетного оператора, а вывести нового игрока можно было с куда меньшими потерями для театральной системы Москвы, для многолетних театральных традиций», — сказал Заславский.
Источник в Департаменте культуры рассказал Forbes Life, что идея создания собственной городской платформы «Мосбилет» зародилась в московских кабинетах, когда билетные агрегаторы зафиксировали театральный бум: цены на билеты повысились, а посещаемость театров превысила 90%. «Посчитав, какой объем средств получают билетные агрегаторы за 4% от продажи билетов 64 городских театров 365 дней в году, Депкульт решил вернуть эти средства в городскую казну», — добавил источник.
Театры без постановочных
Но, продвигая «Мосбилет» за счет новых правил продажи билетов, Депкульт Москвы не предусмотрел того, что рухнут продажи билетов с дистанцией в месяц и дальше. «Мы работаем теперь в режиме кинотеатров, продаем билет на спектакли в пределах трех-пяти дней», — сообщил Forbes Life один из директоров московского театра.
«В марте наблюдался спад на 5–7%, а по детским спектаклям — больше. Очень часто зрители жаловались (и продолжают жаловаться) на неудобную систему переоформления билетов в случае болезни или невозможности по другой причине пойти на спектакль», — говорит директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев.
В своем телеграм-канале Кирилл Крок приводит такие цифры падения продаж билетов на сайтах билетных агрегаторов: Театр «Мастерская Петра Фоменко» — 11%, Театр на Бронной — 12%, театр зверей «Уголок дедушки Дурова» — 23%, Театр «Шалом» — 24%, Театр имени Моссовета — 47%. «За этими процентами стоят огромные потери миллионов рублей, недополученные московскими театрами», — пишет Крок.
Продажи билетов заранее — важная часть экономики театров. Они вкладывают билетную выручку в постановочные расходы, планы на которые обычно составлены на несколько сезонов вперед. Анонсируя премьеры заранее и открывая продажи за несколько месяцев, театры инвестируют в будущие спектакли. В ситуации театрального бума, который начался с осени 2022 года и идет до сих пор, выживаемость театров напрямую связана с количеством премьер, которые они должны успевать создавать в сезон, чтобы сохранить зрительскую аудиторию.
«Мои коллеги-директора, с кем я уже переговорил, не знают, как будут платить зарплаты через пару месяцев после такого административного решения», — объяснял Кирилл Крок. Алексей Фурсин признал существование проблемы продаж отсроченных билетов: «Если сравнивать долю проданных мест за три недели до спектакля до пилотного проекта и сейчас, то да, она может быть значительно ниже».
Театры надеются, что Депкульт осознает, чем грозит театрам снижение посещаемости и рухнувший рынок долгосрочных продаж билетов, и отменит эксперимент. Об этом сказал, например, заместитель директора Малого театра по творческим вопросам, ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов: «Если мы столкнемся с недобором зрителей в театрах, мы сразу вернемся к прежней системе». Он отметил, что в этом вопросе лучше всего «ориентироваться на спрос» со стороны общественности.