К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Ржаная революция» : как в Дании смогли изменить пищевые привычки целой страны

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В Дании произошла «ржаная революция» — употребление цельнозерновых продуктов там заметно выросло за последние несколько лет. Это, по мнению врачей, может улучшить здоровье всего населения страны. Власти и бизнес изменили подход ко всему рациону: в меню датчан все чаще появляются блюда с овсом, ячменем, полбой и цельнозерновой пастой, кашами и даже выпечкой. Forbes Life рассказывает, как в Дании удалось изменить пищевые привычки большого числа людей и зачем другие страны применяют подобные практики

Самый большой показатель в Европе

Дания стала одним из лидеров среди стран Европы по употреблению цельнозерновых продуктов — в частности, ржаного хлеба. Уже с начала 2010-х годов датчане съедают как минимум 55 грамм цельнозерновых в день, и этот показатель, как уверяют исследователи, с тех пор лишь продолжает расти. Такой заметный рост популярности этих продуктов питания the Guardian назвал «цельнозерновой революцией», которая стала возможной благодаря усилиям датских властей.

Лидером в направлении изменений пищевых привычек датчан оказалась Danish Wholegrain Partnership, или Датское партнерство цельного зерна — в него входят не только правительственные структуры, но и НКО и промышленные предприятия. Сотрудничество между ними началось еще в 2008 году, и за 17 лет им удалось популяризировать продукты питания из цельного зерна в десятки раз: если в 2008 году датчане съедали лишь 36 г цельнозерновых в день, то уже в 2019-м — 82 г. Это стало «самым большим показателем в Европе» — для примера, британцы употребляют лишь 20 г в день, а каждый пятый из них и вовсе не ест подобной пищи. 

Добиться таких показателей удалось несколькими способами. Во-первых, благодаря поддержке местных производителей: датские власти рекомендовали им добавлять больше цельнозерновых — пшеницу, полбу, ячмень, рис, сорго и не только — в хлебобулочные изделия вроде булочек для гамбургеров. Во-вторых, путем внедрения в меню работников предприятий новых блюд: к примеру, для сотрудников Датских государственных железных дорог в столовых повара готовят смузи с овсом и булочки из цельнозерновой муки. В-третьих, за счет информационной кампании среди населения: помимо образовательных мероприятий от активистов программы, многие бренды маркируют продукты с высоким содержанием цельнозерновых специальной оранжевой этикеткой, выделяя их на фоне остальных товаров на полках в магазинах.

 

Изменение пищевых привычек может быть актуально и для самого общества. Так, употребление цельнозерновых, по оценкам врачей, помогает заметно улучшить состояние здоровья — например:

  • снизить уровень холестерина;
  • стабилизировать уровень глюкозы в крови;
  • нормализовать состояние микробиоты в кишечнике;
  • уменьшить риск развития диабета второго типа, некоторых онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также гипертонии и ожирения.

При этом некоторые уверены, что популяризация цельнозерновых продуктов питания — это не только попытка «оздоровить нацию», но и вернуть некогда забытые традиции национальной кухни. «Ржаной хлеб был частью нашей культуры более тысячи лет», — рассказывает Рикки Неес, одна из лидеров кампании по изменению пищевых привычек датчан. По ее словам, молодые люди в Дании чаще предпочитают белые рогалики или бейглы, а не «старый добрый прямоугольный» ржаной хлеб. В ответ на это один из местных крупных производителей, Lantmännen Schulstad, запустил выпуск новых форм и размеров хлебобулочных изделий, более удобных для детских ланч-боксов. «Мы должны снова сделать ржаной хлеб великим», — шутит Неес.   

 

Повторить успех Дании

Дания — не единственная страна, которая пыталась изменить пищевые привычки населения: похожих целей пытались достигнуть и в других странах Европы и Азии. Вероятно, один из самых ярких примеров таких инициатив — программа пропаганды здорового питания Shokoiku, которая официально была принята японскими властями еще в 2005 году. Она носит преимущественно образовательный характер и обучает детей и взрослых принципам здорового питания: корректному выбору продуктов (чаще всего — в пользу риса, рыбы и овощей), навыкам кулинарии и пониманию пищевой ценности. Благодаря сёкуику процент ожирения в Японии среди населения сравнительно низок — менее 4%.

Мексика, к примеру, пошла еще дальше — и объявила войну сладким газированным напиткам, введя на них повышенный налог в 2014 году. В 2020 году власти Мексики приняли запрет на продажу таких напитков несовершеннолетним — и все из-за рекордных показателей ожирения среди детей. Успешными такие меры назвать можно с трудом: излишний вес все равно остается проблемой для многих мексиканцев, которые злоупотребляют другими продуктами с высоким содержанием сахара — фастфудом, десертами и не только.

Похожий налог на сладкие напитки был введен в 2016 году и в Великобритании — одновременно с этим местные власти запустили программу по сокращению сахара и соли в обработанных продуктах вроде соусов, супов или хлопьев. Эффект оказался положительным, хотя и, по мнению критиков, довольно медленным: к 2024 году благодаря этой мере дети стали употреблять на 50% сахара. А Швеция, к примеру, продвигает диеты с низким экологическим следом, поощряя потребление растительной пищи, местных продуктов и сокращение мяса. Среди примеров таких инициатив — кампания «Meat Free Monday», в рамках которой местным жителям предлагается отказываться от употребления мясных продуктов каждый понедельник. Исследования показывают, что результат таких программ хотя и скромен, но все-таки продолжителен: в течение десятилетия процент потребления мяса среди населения незначительно, но снизился. 

 

Таким образом, попытки изменить пищевые привычки граждан могут осуществляться через:

  • введение налогов;
  • образовательные и просветительские программы;
  • маркировку продуктов;
  • проведение национальных или локальных кампаний.

На практике же все эти пункты должны осуществляться комбинированно — и, что немаловажно, при поддержке единомышленников в лице крупных игроков бизнеса и представителей власти, не говоря уже о заинтересованности самих граждан. «Очень трудно изменить пищевые привычки на уровне населения, — говорит Наташа Селберг из Датской Ассоциации кардиологов. — Вам нужны партнеры в отрасли, которые могут повысить доступность продуктов из цельного зерна и изменить рецептуру блюд, чтобы увеличить количество этого ингредиента. Необходимо обеспечить покупателям возможность делать здоровый выбор в супермаркетах, а также повысить осведомленность и спрос со стороны потребителей». Рикки Неес также согласна с тем, что самое главное — это доступность альтернативных элементов питания: «Везде, где бы мы ни находились, должно быть легко сделать выбор в пользу цельнозерновых продуктов».

Датская реформа часто считается одной из самых успешных в Европе: ей удалось не только повысить потребление цельнозерновых продуктов, но и изменить к ним отношение как к части повседневной культуры. Это пример того, как комплексные меры — поддержка бизнеса, просвещение граждан и продуманная политика — действительно способны изменить образ жизни нации.

Можно ли самим изменить свои пищевые привычки

Однако изменить пищевые привычки можно не только на уровне страны. Даже небольшие личные шаги способны со временем привести к большим результатам. Если государственные программы помогают создавать условия для здорового выбора, то настоящие перемены начинаются внутри конкретного человека.

 Выбор полезных продуктов, потому что «так надо» или из стремления скорректировать вес, вряд ли можно назвать хорошей мотивацией: в основе таких перемен должна быть любовь к себе и забота о своем теле и здоровье, что поможет меняться «без чувства вины и лишнего стресса», рассказывает гастроэнтеролог Европейского медицинского центра ЕМС Наталья Харченко.

 

«Для изменения подходов к питанию надолго важно идти к цели маленькими шагами и помнить о факторах формирования любых привычек: триггер–рутина–награда, — объясняет врач. — Например, после трудного дня (триггер) человеку гораздо проще заказать фастфуд (рутина), чем приготовить что-то полезное. Так легче расслабиться и быстро получить нужные калории (награда)».

Кроме того, важно помнить, что резкие и жесткие перемены в питании чреваты срывами. «Гораздо эффективнее поэтапно добавлять в рацион полезные продукты, — советует гастроэнтеролог. — Не стоит ставить себе строгие запреты — например, полностью отказываться от десертов или ужина. Лучше есть сладкое в первую половину дня и делать ужин легким, но вкусным».

Полезный инструмент в начале пути к изменению подхода к питанию, который рекомендует Наталья Харченко — пищевой дневник. Он помогает объективно оценить рацион, увидеть, что действительно и в каких количествах мы едим. Но это не повод для самокритики, а способ включить осознанность и заметить, где требуются корректировки.

На пути к изменению пищевых привычек важна и поддержка, ведь с психологической точки зрения в компании единомышленников меняться легче. Семья, друзья, коллеги — если они понимают ваши цели, вы будете чувствовать себя увереннее. «Наконец, не стоит недооценивать силу домашних блюд, — обращает внимание специалист ЕМС. Выбирайте продукты осознанно и ходите в магазин сытым — это поможет избежать спонтанных и вредных покупок».

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+