Китайский автолюкс: на автосалоне в Шанхае Китай сделал еще один шаг в премиум

Для специалистов и представителей СМИ автосалон начал работать еще 23 апреля — и уже с первых дней было видно, что по количеству посещений выставка может побить рекорды предыдущих лет: спустя три дня организаторы заявили, что только за один день мероприятие посетили 150 000 человек. На выставке представлено более 100 новых моделей, интерес к ним огромен. Китайские производители, оставив европейских конкурентов далеко позади, соревнуются теперь между собой в дизайне, технологиях и роскоши салонов.
При этом еще пять лет назад автомобильный парк на улицах Шанхая состоял в основном из машин иностранных марок: своим производителям местные не особенно доверяли. Сейчас из 10 автомобилей на улицах города минимум семь — китайских брендов. И почти на всех из этой семерки будут зеленые регистрационные номера, которые выдаются автомобилям на электрической тяге. Волны водителей на скутерах, которые разгоняются от светофора к светофору по выделенным для них полосам, почти бесшумны — с двухколесной техникой с бензиновыми двигателями шанхайские власти начали бороться в 2014 году, и теперь уже видно, что они полностью эту проблему решили. С дорожной дисциплиной, правда, у местных скутеристов пока дела обстоят не очень.
Не смогли власти города справиться и с пробками, которые образуются даже на съездах с широких современных магистралей, развязки которых могут пролегать на пяти уровнях. Ожидаемо — заторы возникли и на подъезде к месту проведения Шанхайского автосалона. После пропускного контроля с обязательным сканированием лица попадаешь уже в пробки из посетителей салона перед стендами, на которых начинает происходить что-то интересное.
Времена, когда в первые дни автосалона телевизионщики вполне спокойно могли записывать синхроны с представителями компаний, а эксперты вести деловые беседы на переговорных площадках, ушли в прошлое. Теперь тон задают бесчисленные шумные блогеры, транслирующие происходящее в прямом эфире соцсетей. Более камерная атмосфера ожидалась на стенде входящей в FAW Group компании HONGQI, которая в первую очередь известна своими автомобилями для высшего руководства Китая. Но ожидания не оправдались.
От главы государства к поколению Z
Продажи легковых автомобилей в России, по данным «АСМ-холдинга», по итогам 2024 года выросли на 48% — до 1,55 млн машин, из них почти 60% были произведены в Китае. Потребители поверили в их автомобили. Единственное, что можно сейчас услышать от скептиков: в Китае нет ни истории брендов, ни истории эксплуатации самих машин. Но у HONGQI («Красное знамя») все это есть. Его материнская компания FAW была создана в 1953 году, запустив при содействии СССР производство копий советского грузовика ЗИС-150. Через пять лет появился бренд HONGQI для производства лимузинов для первых лиц китайского государства. Только в 2018 году компанию решили трансформировать и был создан модельный ряд, доступный для свободной продажи. В 2023 году HONGQI официально вышел на российский рынок.
Сейчас компания продает в России семь моделей: флагманский представительский седан Н9, премиальный полноразмерный электрический кроссовер Е-HS9, минивэн бизнес-класса HQ9, премиальный полноразмерный кроссовер HS7, бизнес-седан Н5, среднеразмерный кроссовер HS5 и компактный кроссовер HS3. В прошлом году продажи «краснознаменных» машин в России удвоились, за год было продано 7200 автомобилей, и в объеме глобальных продаж бренда российский рынок занял второе место после КНР (всего в 2024 году было продано 411 777 автомобилей HONGQI). Важно отметить, что 49% российских продаж китайского премиального бренда пришлось на корпоративные закупки.
На Шанхайском автосалоне HONGQI представил шесть новых моделей и два концепта. В первую очередь, конечно, всех интересовал сверкающий лимузин суббренда компании Golden Sunflower, который был защищен от публики ажурной решеткой. Флагмана HONGQI еще называют «Подарком правительства», таких машин якобы поступает на внешние рынки не более 10 штук в год по специальному разрешению китайских властей. На вопросы о производстве и сбыте этого загадочного автомобиля представители компании отвечали уклончиво, сохраняя интригу. Впрочем, любопытство можно было спокойно удовлетворить на площадке с обновленным HONGQI L1, который для компании стал символом ее философии — «Новая роскошь мирового уровня». В России уже появились объявления о его продаже под заказ за 38,5 млн рублей, осенью машина будет официально выведена на российский рынок, тогда и узнаем, какую цену за нее выставит производитель.
Из новинок следует отметить оснащение флагманских седанов и кроссоверов HONGQI H9 и HONGQI HS9 гибридными силовыми установками (PHEV). Гибридным стал и бизнес-седан HONGQI H5, занявший в прошлом году второе место по количеству продаж у компании в России. Необычными в этом торжественном ряду солидной компании выглядели премьеры для молодежи: электрические седан HONGQI Tiangong 05 и и кроссовер HONGQI Tiangong 06. В релизе отмечается, что седан одним из первых оснащен поддержкой нейросети DeepSeek, имеет запас хода в 850 км и заряжается до 80% всего за 12 минут. У электрокроссовера можно отметить сиденья «нулевой гравитации» и разгон до сотни за 3,5 секунды.
Зачем HONGQI заигрывает с молодежью? По словам вице-президента компании по глобальному дизайну Джайлса Тейлора, HONGQI создает философию бренда и для зрелого, статусного покупателя, и для молодого, который требует что-то более динамичное, более дерзкое. Тейлор, перешедший семь лет назад в китайскую компанию из Rolls-Royce, отмечает, что Китае типичный покупатель роскошного автомобиля — это человек в возрасте около 30 лет, тогда как в Великобритании или Германии — около 60. Молодежные модели, надо полагать, должны «привязывать» клиентов к бренду в период, когда они еще не «созрели» до настоящей роскоши. Готовность HONGQI к экспериментам доказывают и выставленные на стенде летающий автомобиль и концепт брутального внедорожника. Обещают, что первый совершит полет уже в этом году и станет «эталоном безопасности как на земле, так и в небе», а по второму какие-либо сроки не назывались, но уже объявили конкурс по выбору для него названия.
Водородное будущее и золотые логотипы
Компания Changan в основном специализируется на выпуске автомобилей массового спроса. В прошлом году она заняла четвертое место по продажам в Китае, реализовав почти 1,5 млн автомобилей, в России — пятое (103 388 машин). В преддверии Шанхайского автосалона компания впервые в истории показала российским СМИ свой Центр технологических разработок. Выяснилось, что сейчас автопроизводитель активно работает над водородным двигателем, его технологии уже увеличили эффективность преобразования водорода в электричество на 62%, расход топлива при этом составил 0,65 кг на 100 км пути, а время заправки — три минуты. По уже «привычным» батареям для электрокаров Changan тоже удивил своими достижениями. В 2026 году компания начнет тестирование на автомобилях новых батарей, которые увеличат запас хода до 1500 км.
На автосалоне в Шанхае Changan представил будущую линейку мобильных продуктов (летающий автомобиль, гуманоидные роботы, роботизированные собаки, колесные роботы и умные экзоскелеты) и новинку премиального суббренда — Avatr 06. Машина построена на платформе, которую совместно разработали Changan, технологический гигант Huawei и производитель аккумуляторов CATL. Электрокар будет комплектоваться одним или двумя двигателями мощностью 338 л.с. и 590 л.с., соответственно. Запас хода заявлен в районе 600–650 км. Мощность Avatr 06 с гибридной силовой установкой составит 464 л.с., общий запас хода — 1086 км. В отделке машины использованы кожа Nappa, замша, накладки из березы. Дизайнеры (над обликом и интерьером автомобилей Avatr работает Надер Фагихзаде, ранее возглавлявший направление дизайна BMW) выделили из общего ряда машину двухъярусными ходовыми огнями и выразительными светодиодными линиями на корме.
Avatr, как и другие модели компании, сейчас выпускают на новом заводе в Чунцине, который был построен в рекордные сроки — всего за 352 дня. Производство за $1,4 млрд создавали совместно с Huawei, в итоге получился полностью автоматизированный завод, оснащенный 1400 роботами и 650 автономными транспортными устройствами. На главной сборочной линии, с которой сходит один автомобиль в минуту, трудятся всего 183 сотрудника .
Сейчас в России продается только одна модель Avatr — электрический кроссовер Avatr 11, который вывели на рынок в начале 2025 года. В компании отмечают, что для российского рынка в автомобилях установлены CarPlay, Android Auto, системы ГЛОНАСС, e-SIM российского стандарта, специальное мобильное приложение, а программные решения спроектированы так, чтобы они не попадали под воздействие санкционных политик.
Как выделить из сотни премьер на Шанхайском автосалоне премиальные? Если производитель заявил новую линейку продукции в категорию премиум, не можем же мы ему верить на слово? За нас выбор делает российский Минпромторг, обновивший 28 марта список роскошных автомобилей дороже 10 млн рублей, к которым будет применяться повышенный коэффициент транспортного налога за 2025 год. Из китайских машин в нем теперь фигурируют Aito M9, Hongqi H9, Tank 700, M-Hero 917, BYD Yangwang, HiPhi Z, Voyah Dream, Zeekr 009 и Hongqi E-HS9.
Aito (совместный бренд Huawei и концерна Seres) на автосалоне показал гибридный кроссовер М8 — прямого конкурента Lixiang L9, и кроссовер М9, который по итогам краш-теста C-NCAP был признан самым безопасным автомобилем в Китае.
Бренд Tank «пригрозил» американской легенде Wrangler обновленной версией своей «трехсотки», M-Hero представил M817 — компактный внедорожник премиум-класса, а концерн BYD выкатил на обозрение публики удлиненную версию YangWang U8L с логотипом, сделанным из 24-каратного золота. Премиальное подразделение китайской компании Zhejiang Geely Holding Group на автосалоне в Шанхае порадовало поклонников бренда новым флагманом Zeekr 9X, гибридная силовая установка которого разгоняет огромный внедорожник до сотни всего за три секунды. Продажи новинки в Китае запланированы на третий квартал 2025 года.
Бренд Voyah, больше известный в России своими минивэнами, показал на выставке обновленный флагманский кроссовер Free+. Автомобиль стал чуть выше, шире и длиннее предшественника. Машина оснащается системой помощи водителя от Huawei, лазерным радаром и новой системой управления подвеской с пятью режимами. У минивэна Voyah Dream тоже появилась новая версия с четырехместной компоновкой. В продаже она может появиться в четвертом квартала 2024 года.
В тени Китайской стены
Западные производители и конкуренты китайских автопроизводителей из Азии на Auto Shanghai 2025 были почти незаметны. Что интересного можно увидеть в пикапе Ford F150 Raptor, который американская компания сделала главным экспонатом на своем стенде? Или в чуть перелицованном Lincoln Navigator? Японский Lexus ES стал электрическим, седан Toyota bZ7 вскоре сменит Camry, а Honda GT получила кузов купе. Вот и все новости от японского автопрома.
А что с европейскими премиальными брендами? На автосалоне стало известно, что в 2026 году будет запущено серийное производство минивэна Mercedes-Benz Vision V, дизайн которого кто-то называет космическим, кто-то революционным, а кто-то отталкивающим.
Много споров вызывает и премьера Audi, которая впервые показала автомобиль без фирменных четырех колец на кузове. Audi E5 Sportback полностью утратил классические линии, по которым узнавалась продукция немецкого автоконцерна. Автомобиль нарисован такими лихими мазками, что невольно вспоминаются машины китайского производства тех времен, когда местный автопром пытался вписаться в мировые тренды и смело экспериментировал с содержанием машин и их внешностью. А потом купил европейских дизайнеров и создал собственную школу дизайна. Которую, похоже, пора посещать автопроизводителям из Европы.