К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

История Жизель Пелико и осмысление прошлого: главные премьеры театральных фестивалей

«Вдохнуть Делирий Выдохнуть» (Фото Reinout Hiel)
«Вдохнуть Делирий Выдохнуть» (Фото Reinout Hiel)
Марафон фестивалей драматического театра начинает весенний Берлин, где идет Theater Treffen. За ним — Брюссель, Вена и Чеховский фестиваль в Москве. Смотр лучших постановок современного театра завершит в июле Авиньонский театральный фестиваль. О самых интересных спектаклях сезона — в обзоре Forbes Life

Берлин, Theater Treffen, со 2 по 18 мая

62-й Берлинский театральный фестиваль, также известный под названием Theater Treffen («Театральные встречи»), — аналог кинофестиваля Берлинале, — каждый год собирает 10 главных немецкоязычных постановок. Подборка — одновременно и техосмотр индустрии, и сверка часов, позволяющая оценить происходящее с театром в Германии, Австрии и Швейцарии, а заодно и ситуацию в мире. 

В этом году главным связующим мотивом отобранных постановок стало переосмысление прошлого. Австралийская танцовщица и хореограф Мерил Танкард решила воплотить в жизнь замысел хореографа Пины Бауш и снова поставить спектакль Kontakthof спустя почти 50 лет после премьеры с теми же танцорами, участниками первой редакции. Она была выпущена хореографом в 1978 году, всего Бауш трижды ставила спектакль и именно в нем, по ее мнению, ближе всего подошла к единству смысла и воплощения.

Спектакль Kontakthof (Фото DR)

Танкард и восемь ее коллег выступают на сцене в сопровождении записанных на видео молодых версий самих себя, выстраивая диалог между прошлым и современностью. Режиссер Maxim Gorki Theater Хакан Саваш Мичан в спектакле «Наша германская сказка» менее прямолинейно исследует отношения поколений на примере истории матери, гастарбайтера из Турции, и ее выросшего в Германии сына, которого интересует современное искусство. Герои одновременно ищут общий язык и свое место в мире. 

 

Хорошо знакомая российскому зрителю английский театральный режиссер Кэти Митчелл (в Большом театре гастролировали две ее оперные постановки, созданные для фестиваля в Экс-ан-провансе, и шла опера «Альцина»), представит адаптацию пьесы Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы», поставленную ею в SchauSpielHaus в Гамбурге. Год назад он был признан лучшим драматическим театром сезона в Германии.

Для Митчелл приглашения в Берлин стали традицией, это уже четвертое по счету. Согласно сюжету, главная героиня, Бернарда Альба, представлена жертвой навязанных ей обществом патриархальных структур, носителем и продолжателем которых, казалось бы, вопреки здравому смыслу, она становится, передавая их пятерым дочерям. Внутри вскрытого кукольного дома (сценография Алекса Илса) монологи и действия героев смонтированы так, что создают эффект полифонии, тем самым подчеркивая абсурдность происходящего и несостоятельность отстаиваемых главой семьи принципов.

 
Спектакль «Да ничего не в порядке» (Фото DR)

Обобщает послание фестиваля спектакль скончавшегося в феврале 2024 года драматурга и режиссера Рене Поллеша, чей авторский стиль называют «театром дискурса», созданный в сотрудничестве с Фабианом Хинрихсом и озаглавленный Ja nichts ist ok («Да ничего не в порядке») в берлинском театре Volksbühne am Rosa-Luxemburg-Platz. Жильцы коммунальной квартиры, вышедшие как будто из тотальной инсталляции Кабакова, жалуются друг на друга и ссорятся между собой и из-за беспорядка на кухне, и из-за войн в мире. Все это исполняет один актер — Хинрихс, и каждый из героев появляется и исчезает в рамках его монолога. Вывод прост: чем страшнее происходящее за окном, тем важнее человечность и способность к сопереживанию.

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Брюссель, Kunstenfestivaldesarts, с 9 по 31 мая 

Kunstenfestivaldesarts («Художественный фестиваль искусств») делает своей задачей связать разные художественные формы воедино и расширить представления зрителя о возможностях театра. Актуальная повестка тоже важна. Режиссер бразильского происхождения Каролина Бьянки и ее коллектив Cara de Cavalo представят вторую часть трилогии Cadela Força, озаглавленную The Brotherhood («Братство»). Бьянки разбирает театр как институцию по косточкам и предлагает вместе со зрителями решить, почему же маскулинная модель мышления так хорошо чувствует себя в современном театре. 

Реформатор классического танца, один из ведущих хореографов ХХ века, Уильям Форсайт отметился неожиданным сотрудничеством с Рауфом Язитом — танцором, пришедшим из хип-хопа и получившим прозвище Rubberlegz («Резиновые ноги») за феноменальную гибкость конечностей. Хореография Форсайта и Язита балансирует между народным танцем, хип-хопом и балетом, которые объединяет готовность каждого из шести исполнителей прислушаться к другому. Спектакль будет идти на площади Биржи в Брюсселе, чтобы артисты напрямую вступали в диалог с жителями города, подчеркивая, что и танец по сути своей — диалог.

 
Хореография Уильяма Форсайта и Рауфа Rubberlegz (Фото Bernadette Fink)

Герой Биеннале современного искусства в Венеции 2024 года, устроивший очередь в павильон Египта, режиссер Ваэль Шавки продолжит ту же тему, показав оперу-фильм Drama 1882 («Драма 1882»), но в ином контексте. В ней Шавки показывает видеозапись поставленной им оперы. В центре сюжета — вооруженное восстание Ораби-паши против колониального правления в Египте, его поражение и последовавшая за этим бомбардировка Александрии британскими военно-воздушными силами. Задача Шавки проста по принципу, но чудовищно сложна в исполнении: с детективной точностью воспроизвести события и отследить, где детали истории были позднее отредактированы в интересах победителей. Таким образом физическое совмещение разных форматов  лишь подчеркивает сконструированность истории.

Drama 1882 Ваэля Шавки (Фото DR)

В рамках перформанса Arslanbob: The Healing Forest («Арсланбоб: Лечащий лес») режиссер узбекского происхождения Саодат Исмаилова превратит  брюссельский лес в Арсланбоб, ореховый лес Киргизстана — согласно поверью, древнейший в мире. Он знаменит психоделическими эффектами: его жертвой когда-то стала армия самого Александра Македонского, залечившая там раны во время очередного похода. Как в сказках братьев Гримм, Исмаилова отправляет героев (двух перформеров и зрителя) в сумерках в лес. Поход должен позволить участникам проследить и прожить взаимосвязь между людьми, деревьями, растениями, духами, и, по примеру Александра Македонского, задаться вопросом: что лежит за пределами леса? Или, если говорить проще, что же дальше?

Бельгийская художница Анн Вероника Янсенс, чьи работы можно  описать как смесь Аниша Капура и Олафура Элиассона с легкой нотой Рони Хорн, впервые экспериментирует с жанром перформанс в спектакле 50 km of atmosphere to give a deep blue («50 км атмосферы, чтобы погрузиться в неизвестность»). В капелле Бригитток (монахинь католического ордена, основанного святой Бригиттой Шведской) как литургия читаются подробные, с уточнением технических характеристик и ожидаемых результатов, инструкции по установке работ Янсенс, тем самым воссоздавая их в воображении зрителя. Скульптуры проникают в сознание зрителя через уши, тогда как сам он постепенно погружается внутрь инсталляции.

Фору Янсенс может дать умудренная перформативным опытом бельгийская художница и хореограф Мит Варлоп. В центре ее Inhale Delirium Exhale («Вдохнуть Делирий Выдохнуть») пять перформеров и 1500 метров ткани. Главный вопрос в спектакле Варлоп: к чему сводится роль хора? В античности он позволял выразить мнение множества, в котором индивидуальности не было места, а у Варлоп, наоборот, сила хора в многогранности, разности.

Спектакль Мит Варлоп «Inhale Delirium Exhale» (Фото Reinout Hiel)

Герой Экс-ан-Прованса и Арля, южноафриканский художник и оперный режиссер Уильям Кентридж представлял оперу «Фауст в Африке» в одном из первых сезонов фестиваля. Спустя 30 лет Кентридж уже с новым ансамблем йоханнесбургской труппы театра марионеток Handspring Puppet Company возвращается к постановке, теперь размышляя о политике в Южной Африке. По заведенной библейской традиции, главный вопрос остается неизменным: «Стоит ли свеч предательство самого себя и сделка с дьяволом ради кратковременного выигрыша?» 

 

Вена, Венский театральный фестиваль, с 16 мая по 22 июня

Художественный руководитель фестиваля, режиссер Мило Рау, уже больше 10 лет работающий в жанре «процессов», документального театра в форме судебных слушаний, переименовал в 2024 году венский форум в Венскую свободную республику. А в 2025-м — в  Венскую республику любви. Мило Рау обещает: любовь, при всей свойственной этому понятию романтике, будет критически рассмотрена как явление социальное, политическое и культурное. 

В шестом спектакле из серии «История театра» NT Ghent, No Yogurt for the Dead («Никакого йогурта мертвецам»), режиссер Тьяго Родригес (нынешний худрук Авиньонского фестиваля) представит работу, созданную на тему принятия смерти родителя. Его отец, журналист до мозга костей, находясь на последнем издыхании в госпитале, нашел сюжет последней статьи. Это текст о самом себе, о том, каково это — быть неизлечимым пациентом. Заметки, сделанные в госпитале, становятся последней точкой соприкосновения умершего отца и убитого горем сына. 

Тьяго Родригес, «Никакого йогурта мертвецам» (Фото DR)

К фигуре женщины и матери обращается бельгийский режиссер Лисабоа Хубрехтс, предлагая новое прочтение брехтовской «Мамаши Кураж». Преступница и жертва, мать и бизнесвумен, Мамаша Кураж у Хубрехтс в потребности понимания и принятия уподобляется фигуре отца Родригеса, и с каждым из них режиссеры и зритель ищут общий язык.

Лисабоа Хубрехтс, «Мамаша Кураж» (Фото DR)

Под  руководством Мило Рау на территории самопровозглашенной Венской республики проходят два конгресса. Первый, «Культурные войны», посвящен взаимоотношениям между искусством, политикой и обществом. Главный вопрос, поставленный перед участниками: можно ли настаивать на искусстве ради искусства и как далеко оно может зайти. В качестве примера была выбрана война в Израиле и всевозможные формы цензуры в культуре Венгрии, Словакии и Германии. Второй Венский конгресс под названием «Искусство изнасилования» посвящен теме власти и насилия. Работать предстоит с образцами местного производства: делами австрийского художника Отто Мюля, актера Флориана Тайхтмайстера и группы Rammstein. 

 

Кроме спектаклей «Провидящий» и «Процесс Пелико» (после Вены спектакли едут на фестивали в Венеции и в Авиньоне) Рау покажет свое исследование антисемитизма в венском театральном сообществе в спектакле «Придворный театр», основанном на одноименной пьесе Эльфриды Елинек.

Венеция, Театральная биеннале, с 31 мая по 15 июня

50-й по счету венецианский театральный фестиваль озаглавлен Theatre is Body. Body is Poetry («Театр — это тело. Тело — это поэзия»). Его художественным руководителем избран Уиллем Дефо. Известный в первую очередь благодаря ролям в кино, он, начинавший карьеру на сцене, создал подборку по принципу «Моя жизнь в театре».

В  центре внимания предсказуемо оказалась нью-йоркская театральная труппа The Wooster Group, одним из основателей которой был Дефо. 1 июня состоится церемония награждения «Золотым львом» за вклад в профессию ее режиссера и сооснователя Элизабет Леконт. Коллектив представит новую версию спектакля «Симфония крыс», впервые поставленного в 1988 году режиссером Ричардом Форманом, чье имя стало синонимом американского авангарда. Форману, скончавшемуся в январе 2025-го, Дефо посвятит перформанс No Title (An Experiment) («Без названия» («Эксперимент»).

Спектакль «Симфония крыс» (Фото DR)

Из пока еще живых наследников великих мира сего будут представлены «Проект Инанна» труппы Theatre No Theatre, напрямую связанной с Рабочим центром Ежи Гротовского и Томаса Ричардса, где теоретики современного драматического театра рассматривают его функции. В рамках фестиваля также покажут «Облака Гамлета», проект другого ученика Гротовского, Эудженио Барба и его «Театра Одина». Наряду с Барба итальянский театр представит режиссер Ромео Кастеллуччи (пожалуй, самый именитый современный итальянский режиссер, ставивший и в Пермской опере, и в «Электротеатре», много гастролировавший по России), мировая премьера «Едоков картофеля» которого станет одним из главных событий в Венеции. 

 

Художественный руководитель берлинского театра Schaubühne, режиссер Томас Остермайер, покажет Changes («Перемены») — спектакль по новой пьесе Майи Заде, где актеры Анна Шудт и Йорг Хартманн предстанут в 23 образах. Главный вопрос спектакля — как изменить мир к лучшему и на какие компромиссы пойти, не потеряв себя при этом, — вторит брюссельскому «Фаусту в Африке!» Кентриджа.

Москва, Театральный фестиваль имени А. П. Чехова, с 23 мая по 25 июля

На фестивале заявлены спектакли-участники из Аргентины, Армении, Бахрейна, Бразилии, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Колумбии, Ливана, Франции и ЮАР. Так, режиссер Бехруз Гарибпур, мастер традиционного персидского кукольного театра, покажет свой спектакль «Руми», повествующий о жизни Джалаладдина Мавлана Руми, суфийского поэта-мистика XIII века.

Постановка Группы восточных исполнительских искусств «Поэтический танец: путешествие легендарного пейзажа» будет построена на пересечении театра и других искусств и берет за точку отсчета свиток «Панорама рек и гор» китайского художника времен династии Сун (X–XIII века), единственную его работу, дошедшую до нас. 

Одним из главных протагонистов спектакля «Полковнику никто не пишет» колумбийского режиссера Хорхе Али Триана станет живой петух российского происхождения. Согласно замыслу режиссера, на время проведения спектакля его поселят в гостиничном номере вместе с актером. Готов ли к подобному испытанию петух, пресс-релиз фестиваля не сообщает.

 
Спектакль «Полковнику никто не пишет» (Фото DR)

Театр традиционного искусства «Алатау» и Театральная лаборатория StarTDrama из Казахстана привезут постановку «Мамлюк. Султан Бейбарыс» о жизни полководца, прошедшего путь от раба до правителя Египта. Персонаж Бейбарыса исследует вопросы свободы, власти и морали.

Хореографы Иван и Алиссар Каракаллы поставят балет на Новой сцене Большого театра «Тысяча и одна ночь». Традиции фольклорного танца Востока, совмещенные с техниками Марты Грэм и наложенные на «Шехеразаду» Римского-Корсакова и «Болеро» Равеля, призваны подчеркнуть, что диалог между Востоком и Западом не прекращался никогда. 

Авиньон, Авиньонский театральный фестиваль, с 5 по 26 июля

Согласно замыслу нынешнего художественного директора, уже третий год возглавляющего фестиваль, режиссера Тьяго Родригеса, зрителей и участников объединяют рассказанные истории и язык. На смену английскому и испанскому (приглашенные языки фестиваля в предыдущие годы) в 2025 году придет арабский, пятый по популярности язык в мире и второй во Франции.

Художницей-соучастницей фестиваля выступит Марлен Монтейро Фрейтас, танцовщица и хореограф из Кабо-Верде, награжденная в 2018 году «Серебряным львом» Венецианской биеннале. Спектаклем открытия на главной сцене, cour d’honneur Папского дворца, станет ее Nоt, созданный по мотивам «Тысячи и одной ночи». Режиссер уподобляет речи Шахерезады непрерывному потоку, обращающему ночь в бесконечность. 

 

На менее трагичных аспектах речи настаивает Le Sommet («Саммит») именитого швейцарского шутника, режиссера Кристофа Марталера. Музыка, театр и пение переплетаются на фоне различных aparté, публичных заседаний, стратегических комитетов и антикризисных комитетов, где разговоры служат поводом для порой нелепых и достаточно правдоподобных ситуаций.

Спектакль «Саммит» (Фото Nora Rupp)

Диалог поколений прослеживается в этом году во всех работах Тьяго Родригеса, в том числе и в «Дистанции», перекликающейся с No Yogurt for the Dead («Никакого йогурта мертвецам») его же авторства. Согласно сюжету «Дистанции», в 2077 году оставшийся на Земле отец пытается поддержать отношения с перебравшейся на Марс дочерью. 

Схожим вопросом задаются бельгийская танцовщица и хореограф Анна Тереза Де Кеерсмакер, создательница лаконичного стиля современного танца, чье участие в фестивале уже вошло в традицию, и пришедший из брейкданса французский танцор Солаль Мариотт. Женщины, ложь и семья оказываются и в центре «Дикой утки» Ибсена, к которой обратился Томас Остермайер. Он приедет в Авиньон из Венеции. Идеализированные образы каждого из членов семьи постепенно рассыпаются, приводя к краху героев.

Настоящую историю из недавнего прошлого предлагает заново пережить Мило Рау в «Оммаже Жизель Пелико. Процесс Пелико». Его героиню, Жизель Пелико, много лет подряд накачивал таблетками и насиловал муж и приглашенные им мужчины. Приговор мужу и соучастникам вынесли совсем недавно, в декабре 2024 года, именно в Авиньоне. В театральном судебном процессе участвуют настоящие адвокаты семьи Пелико, трибунал, свидетели, судебные хроникеры, эксперты по психологии и группы феминисток. Постановка становится приговором структуре, сделавшей произошедшее возможным — патриархату. 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+