К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Сто лет одиночества», «Бедные-несчастные» и «Соперники»: лучшие новые экранизации

Кадр из сериала «Узкая дорогая на дальний север»
Кадр из сериала «Узкая дорогая на дальний север»
В апреле на Amazon Prime Video вышел исторический сериал с Джейкобом Элорди «Узкая дорогая на дальний север», который стал экранизацией одноименного романа Ричарда Флэнагана, принесшего тому Букеровскую премию. Премьера была хорошо принята кинообозревателями, но не очень понравилась зрителям. Критик Елена Зархина вспоминает самые удачные книжные адаптации последних лет
«Сто лет одиночества»

«Сто лет одиночества»

Еще при жизни Габриэль Гарсиа Маркес настаивал, что его самый известный роман — «Сто лет одиночества», принесший автору всемирную славу и Нобелевскую премию по литературе, — не может быть перенесен на экран. Мнение писателя понятно: это сложный, многослойный текст, написанный в жанре магического реализма и охватывающий судьбы нескольких поколений семьи Буэндиа в вымышленном колумбийском городе Макондо.

Маркес писал книгу, когда его прочие тексты не принимались издательствами, денег отчаянно не хватало, но и бросить любимое дело он не мог. Монументальные «Сто лет одиночества», созданные за рекордные 18 месяцев, кардинально изменили жизнь писателя.

Подступиться к экранизации романа было непросто, и все же в декабре 2024 года на Netflix вышел сериал, доказавший, что «Сто лет одиночества» все же можно адаптировать под малые экраны, не растеряв уникальный стиль писателя и все заложенные им смыслы. Достичь подобного результата во многом удалось благодаря принципиальности наследников Маркеса: те, продавая права стримингу, оставили за собой большую власть в принятии решений. Они же настояли, чтобы экранизация была на испанском языке, съемки проходили в родной для писателя Колумбии, а исполнителями всех ролей стали местные артисты. Результатом стали высокие оценки от критиков и зрителей (83% и 91% одобрения), единодушно признавших, что эта адаптация кажется близкой к безупречной.

«Убийцы цветочной луны»

«Убийцы цветочной луны»

Масштабная (хронометраж ленты почти три с половиной часа) картина Мартина Скорсезе 2023 года, в основе которой не менее объемное произведение Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». Книга, в свою очередь, написана по мотивам романа «Злой дух» писательницы из племени чикасо Линды Хоган, номинированного в 1991 году на Пулитцеровскую премию. Оба произведения в формате нон-фикшен исследуют реальные события, разворачивающиеся на земле округа Осейдж, где проживали коренные американцы и в начале XX века была обнаружена нефть.

В своей адаптации Мартин Скорсезе собрал впечатляющий актерский ансамбль: Роберт Де Ниро, Лили Гладстоун (за эту роль она получила множество номинаций, а также выиграла премию «Золотой глобус»), Леонардо ДиКаприо, Джесси Племонс. В реальных историях постановщик увидел не только криминальный сюжет, но и большую драму коренного населения Америки. В финале картины Скорсезе отступает от оригинального текста и сам появляется на экране, чтобы подвести главный, неутешительный итог: все смерти оказались не до конца расследованы, а виновники не понесли должного наказания. 

«Флейшман в беде»

«Флейшман в беде»

Осенью 2022 года на Hulu вышел мини-сериал «Флейшман в беде» — экранизация одноименного бестселлера Тэффи Бродессер-Акнер, журналистки The New York Times Magazine, дебютировавшей с этим романом в большой прозе (книга переведена на русский язык). Это история про 40-летнего гепатолога Тоби Флейшмана (Джесси Айзенберг), переживающего кризис в профессии, семье (его 15-летний брак с Рейчел в исполнении Клэр Дэйнс трещит по швам) и дружбе (от студенческих друзей он давно отдалился и теперь отчаянно стремится наладить былой контакт). Но структура романа и его адаптации такова, что рассказчиком может стать всякий, кто оказался в орбите главного героя. Это и сам Флейшман, и его жена Рейчел, и друзья (их играют Лиззи Каплан и Адам Броди). У каждого из них свой взгляд и своя правда. 

Сериалу, как и книге, удается идеально передать многогранность каждого героя, глубину их неоднозначных чувств и того, как один и тот же кризис может восприниматься по-разному. Советская киноклассика учила, что «в 40 лет жизнь только начинается». «Флейшман в беде» уточняет: старт новой главы может быть болезненным и трудным, но все обязательно получится.

«Сочувствующий»

«Сочувствующий»

Мини-сериал 2024 года «Сочувствующий» — экранизация одноименного романа американского писателя вьетнамского происхождения Вьет Тхань Нгуена, получившего Пулитцер в 2016 году. Потребовалось почти 10 лет, чтобы адаптировать этот текст в формате полноценного сериала. События книги разворачиваются в момент падения правительства Южного Вьетнама в 1975 году и рассказаны от лица сложного героя. В тексте у него нет имени, но читатель и зритель довольно быстро узнают, что он двойной агент: утверждает, что работает на американскую разведку, хотя на самом деле служит под прикрытием на благо вьетнамских спецслужб.

Эта двоякость приводит к внутреннему разлому героя, с каждым днем теряющего себя настоящего. Нгуен создает образ персонажа, будто раздробленного на множество частиц. Его условным зеркалом служит куратор от спецслужб — такой же многоликий агент (в шоу его сыграл Роберт Дауни-младший). Книга, как и сериал, исследует жизнь человека в постколониальную эпоху, пережившего исторические потрясения и лишенного привычного мира. 

«Бедные-несчастные»

«Бедные-несчастные»

Снятая в эстетике стимпанка драма «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса, получившая в 2024 году четыре премии «Оскар», — адаптация одноименной книги Аласдера Грея 1992 года. Роман родился из желания писателя пересобрать классический сюжет «Франкенштейна» Мэри Шелли. Книга и фильм рассказывают про Беллу из викторианской Англии. Беременная от мужа-тирана героиня пытается свести счеты с жизнью, но ее находит эксцентричный профессор (Уиллем Дефо). Он пересаживает Белле мозг ее же ребенка и тем самым возвращает в мир.

Героиня с телом взрослой женщины, но сознанием младенца учится жизни заново: познает себя и мир вокруг, сбегая в путешествие. Картина Лантимоса с завораживающей операторской работой Робби Райана выиграла «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, а сыгравшая Беллу Эмма Стоун получила за эту работу второй «Оскар». Получилась идеальная адаптация романа 30-летней давности, чей сюжет не растерял своей актуальности.

«Мелочи жизни»

«Мелочи жизни»

Картина бельгийского постановщика Тима Милантса переносит на экран сюжет книги ирландской романистки Клэр Киган, номинированной в 2022 году на Букеровскую премию. Это история про тихого семьянина, рабочего Билла Ферлонга (Киллиан Мерфи), который под Рождество 1985 года оказывается перед сложным моральным выбором. Герой становится свидетелем жестокого отношения к девушкам, живущим в местном приюте Магдалины — в них отправляли женщин, от которых отказывались их семьи. Например, если она беременела вне брака: тогда ее саму отправляли в приют, где подвергали физическим наказаниям и принуждали к неоплачиваемому труду, а ребенка силой отдавали в приемную семью.

Билл, у которого много своей неразрешенной внутренней боли, чувствует себя заложником положения. Он понимает, что о насилии нужно рассказать публично, но опасается возможных последствий, ведь церковь имеет большую власть. Получилось одновременно тихое и надрывное кино, в котором Киллиан Мерфи играет одну из лучших ролей в своей карьере. 

«Соперники»

«Соперники»

Один из лучших сериалов 2024 года — «Соперники» —  сатира на британскую аристократию эпохи 1980-х в вымышленном графстве Ратшир. По сюжету лорд Тони Боддингхэм (Дэвид Теннант), руководящий независимой телекомпанией, ведет нескончаемый конфликт с Рупертом Кемпбелл-Блэком (Алекс Хэссел) — потомственным аристократом, бывшим олимпийским чемпионом, а теперь членом парламента и ловеласом. Герои не могут поделить женщин и славу: Тони хочет расширить телесеть, Руперт стремится ему в этом помешать. Такими же порочными, склочными и просто малоприятными людьми оказываются почти все прочие представители высшего света графства, в котором разворачиваются события.

Автор литературных «Соперников» Джилли Купер — бывшая журналистка, а затем успешная писательница, рассказывает о своих героях в серии «Ратширские хроники», которая насчитывает 11 книг. Шоу уже также продлили на второй сезон.

«Три женщины»

«Три женщины»

Адаптация нон-фикшена писательницы и журналистки Лизы Таддео, с которым она в 2019 году попала в топ бестселлеров The New York Times. На создание книги у нее ушло восемь лет, большую часть которых она потратила на сбор материала. В основе ее текста истории трех женщин из разных концов страны, разного возраста и бэкграунда, которых объединяет желание познать свою сексуальность, стать свободней и обрести свое место в мире.

Таддео (в сериале ее альтер эго играет Шейлин Вудли) тоже проходит личный непростой путь трансформации в компании своих героинь. Сериал 2024 года аккуратно перенес на экран этот опыт, отнесясь к нему с должной чуткостью и аккуратностью. Это интимный и чувственный разговор о табуированной стороне жизни современных женщин, которым все еще приходится отстаивать право на счастье и бороться со множеством стереотипов против себя.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+