«Сто лет одиночества», «Бедные-несчастные» и «Соперники»: лучшие новые экранизации

«Сто лет одиночества»
Еще при жизни Габриэль Гарсиа Маркес настаивал, что его самый известный роман — «Сто лет одиночества», принесший автору всемирную славу и Нобелевскую премию по литературе, — не может быть перенесен на экран. Мнение писателя понятно: это сложный, многослойный текст, написанный в жанре магического реализма и охватывающий судьбы нескольких поколений семьи Буэндиа в вымышленном колумбийском городе Макондо.
Маркес писал книгу, когда его прочие тексты не принимались издательствами, денег отчаянно не хватало, но и бросить любимое дело он не мог. Монументальные «Сто лет одиночества», созданные за рекордные 18 месяцев, кардинально изменили жизнь писателя.
Подступиться к экранизации романа было непросто, и все же в декабре 2024 года на Netflix вышел сериал, доказавший, что «Сто лет одиночества» все же можно адаптировать под малые экраны, не растеряв уникальный стиль писателя и все заложенные им смыслы. Достичь подобного результата во многом удалось благодаря принципиальности наследников Маркеса: те, продавая права стримингу, оставили за собой большую власть в принятии решений. Они же настояли, чтобы экранизация была на испанском языке, съемки проходили в родной для писателя Колумбии, а исполнителями всех ролей стали местные артисты. Результатом стали высокие оценки от критиков и зрителей (83% и 91% одобрения), единодушно признавших, что эта адаптация кажется близкой к безупречной.
«Убийцы цветочной луны»
Масштабная (хронометраж ленты почти три с половиной часа) картина Мартина Скорсезе 2023 года, в основе которой не менее объемное произведение Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». Книга, в свою очередь, написана по мотивам романа «Злой дух» писательницы из племени чикасо Линды Хоган, номинированного в 1991 году на Пулитцеровскую премию. Оба произведения в формате нон-фикшен исследуют реальные события, разворачивающиеся на земле округа Осейдж, где проживали коренные американцы и в начале XX века была обнаружена нефть.
В своей адаптации Мартин Скорсезе собрал впечатляющий актерский ансамбль: Роберт Де Ниро, Лили Гладстоун (за эту роль она получила множество номинаций, а также выиграла премию «Золотой глобус»), Леонардо ДиКаприо, Джесси Племонс. В реальных историях постановщик увидел не только криминальный сюжет, но и большую драму коренного населения Америки. В финале картины Скорсезе отступает от оригинального текста и сам появляется на экране, чтобы подвести главный, неутешительный итог: все смерти оказались не до конца расследованы, а виновники не понесли должного наказания.
«Флейшман в беде»
Осенью 2022 года на Hulu вышел мини-сериал «Флейшман в беде» — экранизация одноименного бестселлера Тэффи Бродессер-Акнер, журналистки The New York Times Magazine, дебютировавшей с этим романом в большой прозе (книга переведена на русский язык). Это история про 40-летнего гепатолога Тоби Флейшмана (Джесси Айзенберг), переживающего кризис в профессии, семье (его 15-летний брак с Рейчел в исполнении Клэр Дэйнс трещит по швам) и дружбе (от студенческих друзей он давно отдалился и теперь отчаянно стремится наладить былой контакт). Но структура романа и его адаптации такова, что рассказчиком может стать всякий, кто оказался в орбите главного героя. Это и сам Флейшман, и его жена Рейчел, и друзья (их играют Лиззи Каплан и Адам Броди). У каждого из них свой взгляд и своя правда.
Сериалу, как и книге, удается идеально передать многогранность каждого героя, глубину их неоднозначных чувств и того, как один и тот же кризис может восприниматься по-разному. Советская киноклассика учила, что «в 40 лет жизнь только начинается». «Флейшман в беде» уточняет: старт новой главы может быть болезненным и трудным, но все обязательно получится.
«Сочувствующий»
Мини-сериал 2024 года «Сочувствующий» — экранизация одноименного романа американского писателя вьетнамского происхождения Вьет Тхань Нгуена, получившего Пулитцер в 2016 году. Потребовалось почти 10 лет, чтобы адаптировать этот текст в формате полноценного сериала. События книги разворачиваются в момент падения правительства Южного Вьетнама в 1975 году и рассказаны от лица сложного героя. В тексте у него нет имени, но читатель и зритель довольно быстро узнают, что он двойной агент: утверждает, что работает на американскую разведку, хотя на самом деле служит под прикрытием на благо вьетнамских спецслужб.
Эта двоякость приводит к внутреннему разлому героя, с каждым днем теряющего себя настоящего. Нгуен создает образ персонажа, будто раздробленного на множество частиц. Его условным зеркалом служит куратор от спецслужб — такой же многоликий агент (в шоу его сыграл Роберт Дауни-младший). Книга, как и сериал, исследует жизнь человека в постколониальную эпоху, пережившего исторические потрясения и лишенного привычного мира.
«Бедные-несчастные»
Снятая в эстетике стимпанка драма «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса, получившая в 2024 году четыре премии «Оскар», — адаптация одноименной книги Аласдера Грея 1992 года. Роман родился из желания писателя пересобрать классический сюжет «Франкенштейна» Мэри Шелли. Книга и фильм рассказывают про Беллу из викторианской Англии. Беременная от мужа-тирана героиня пытается свести счеты с жизнью, но ее находит эксцентричный профессор (Уиллем Дефо). Он пересаживает Белле мозг ее же ребенка и тем самым возвращает в мир.
Героиня с телом взрослой женщины, но сознанием младенца учится жизни заново: познает себя и мир вокруг, сбегая в путешествие. Картина Лантимоса с завораживающей операторской работой Робби Райана выиграла «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, а сыгравшая Беллу Эмма Стоун получила за эту работу второй «Оскар». Получилась идеальная адаптация романа 30-летней давности, чей сюжет не растерял своей актуальности.
«Мелочи жизни»
Картина бельгийского постановщика Тима Милантса переносит на экран сюжет книги ирландской романистки Клэр Киган, номинированной в 2022 году на Букеровскую премию. Это история про тихого семьянина, рабочего Билла Ферлонга (Киллиан Мерфи), который под Рождество 1985 года оказывается перед сложным моральным выбором. Герой становится свидетелем жестокого отношения к девушкам, живущим в местном приюте Магдалины — в них отправляли женщин, от которых отказывались их семьи. Например, если она беременела вне брака: тогда ее саму отправляли в приют, где подвергали физическим наказаниям и принуждали к неоплачиваемому труду, а ребенка силой отдавали в приемную семью.
Билл, у которого много своей неразрешенной внутренней боли, чувствует себя заложником положения. Он понимает, что о насилии нужно рассказать публично, но опасается возможных последствий, ведь церковь имеет большую власть. Получилось одновременно тихое и надрывное кино, в котором Киллиан Мерфи играет одну из лучших ролей в своей карьере.
«Соперники»
Один из лучших сериалов 2024 года — «Соперники» — сатира на британскую аристократию эпохи 1980-х в вымышленном графстве Ратшир. По сюжету лорд Тони Боддингхэм (Дэвид Теннант), руководящий независимой телекомпанией, ведет нескончаемый конфликт с Рупертом Кемпбелл-Блэком (Алекс Хэссел) — потомственным аристократом, бывшим олимпийским чемпионом, а теперь членом парламента и ловеласом. Герои не могут поделить женщин и славу: Тони хочет расширить телесеть, Руперт стремится ему в этом помешать. Такими же порочными, склочными и просто малоприятными людьми оказываются почти все прочие представители высшего света графства, в котором разворачиваются события.
Автор литературных «Соперников» Джилли Купер — бывшая журналистка, а затем успешная писательница, рассказывает о своих героях в серии «Ратширские хроники», которая насчитывает 11 книг. Шоу уже также продлили на второй сезон.
«Три женщины»
Адаптация нон-фикшена писательницы и журналистки Лизы Таддео, с которым она в 2019 году попала в топ бестселлеров The New York Times. На создание книги у нее ушло восемь лет, большую часть которых она потратила на сбор материала. В основе ее текста истории трех женщин из разных концов страны, разного возраста и бэкграунда, которых объединяет желание познать свою сексуальность, стать свободней и обрести свое место в мире.
Таддео (в сериале ее альтер эго играет Шейлин Вудли) тоже проходит личный непростой путь трансформации в компании своих героинь. Сериал 2024 года аккуратно перенес на экран этот опыт, отнесясь к нему с должной чуткостью и аккуратностью. Это интимный и чувственный разговор о табуированной стороне жизни современных женщин, которым все еще приходится отстаивать право на счастье и бороться со множеством стереотипов против себя.