Женщина в большом городе и Айвазовский в Серпухове: лучшие выставки нового сезона

«Venezia. Тонкости перевода»
По случаю 35-летия Krokin Gallery показывает выставку-инсталляцию из 40 работ художников, с большинством из которых сотрудничает уже долгие годы. Все участники проекта — от членов семьи Инфанте до Михаила Молочникова и Нины Котел — в собственной художественной манере переосмысляют карту Венеции XVII столетия.
Где: Krokin Gallery, Москва
Когда: до 3 августа
«Как не пропустить лето?»
Выставочный зал «Ларец» в Суздале продолжает по частям знакомить публику с создаваемой центром культуры МИРА коллекцией. Для выставки отобрали работы, посвященные лету. Среди экспонатов есть, например, рекламирующий Батуми плакат «Интуриста» Марии Нестеровой-Берзиной (1935), «Морской вид близ Генуи» (1894) Михаила Врубеля и иллюстрации Эрика Булатова и Олега Васильева к детской книге-раскраске «Морские животные» (1968).
Где: «Ларец», Суздаль
Когда: до 17 августа
Фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания»
Центр AZ/ART отмечает год работы пространства на Маросейке необычным форматом. Летний фестиваль-интенсив состоит из девяти художественных проектов, которые показывают группами по три. Подборку открывает выставка дуэта Елены Губановой и Ивана Говоркова, которые ищут точки пересечения между космическим и человеческим. Современный дагестанский художник Апанди Магомедов показывает проект «Делегаты ландшафта», наполненный народными мотивами. Петербургский коллектив «Цветы Джонджоли» участвует в фестивале с коллажной инсталляцией из «бедных» материалов.
Где: ЦСИ AZ/ART, Москва
Когда: до 31 августа
XIV Международная биеннале «Мода и стиль в фотографии»
В начале июля в МАММ открылись пять проектов в рамках XIV Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии». Директор музея Ольга Свиблова выступила куратором выставки «Герои своего времени», подготовленной фондом Still Art. Это подборка знаковых работ классика портретной фотографии Валерия Плотникова. С его снимков на зрителей смотрят советские и российские знаменитости от Святослава Рихтера и Олега Янковского до Олега Меньшикова и Сергея Бодрова. Отдельное место в его портфолио занимает фигура Владимира Высоцкого. Плотникова можно назвать фотобиографом Высоцкого: за 13 лет знакомства он сделал 283 черно-белых и семь цветных портретов артиста.
В МАММ также работают две выставки Дмитрия Булина: оммаж сюрреалистам под заголовком «Нам это снится» и переосмысляющий образы русского фольклора проект «Между царствами». Кроме того, музей знакомит посетителей с творчеством двух европейских фотографов: короля итальянских папарацци Рино Бариллари и французского мэтра Жана-Мари Перье. Обе выставки — настоящее созвездие портретов зарубежных знаменитостей от Одри Хэпберн и Бриджит Бардо до Мика Джаггера и Сальвадора Дали.
Где: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Когда: до 7 сентября
«Русская традиция»
Выставка в Конюшенном дворе Ростовского кремля объединяет классическую живопись с предметами декоративно-прикладного искусства. Картины, включая «Крестьянских детей в поле» Венецианова или «Девичник» Корзухина, приехали в Ростов из петербургского Русского музея. Их дополняют расписные подносы, старинные детские игрушки, народные костюмы и многое другое.
Где: Ростовский кремль
Когда: до 14 сентября
«Красная Москва. Женщина в большом городе»
Большой ольфакторный проект, посвященный истории парфюмерной индустрии Москвы, подготовил Центр «Зотов». Проект погружает посетителей в исторический и культурный контекст 1920–1930-х годов. Живопись и графика в экспозиции представлены, но им отведена скорее второстепенная роль. На первый план выходят свидетели эпохи: парфюмерные флаконы и подарочные коробки, пудреницы и другие винтажные аксессуары, а также фотографии, этикетки и афиши.
Центральным экспонатом стал «парфюмерный орган» (так сами парфюмеры часто называют свое рабочее место). С его помощью посетители могут создавать собственные вариации знаменитой «Красной Москвы», меняя пропорции основных ингредиентов.
Где: Центр «Зотов», Москва
Когда: до 19 сентября
«Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди»
В Москву из Бразилии привезли часть архива Лины Бо Барди, ключевой фигуры латиноамериканской модернистской архитектуры. На месте их дополнили созданной по мотивам ее творчества инсталляцией. Ее часть — импровизированная галечная «речка», из которой можно вылавливать репродукции карточек для популярной бразильской игры «Звериное лото». Рядом с «ГЭС-2» высадили растения, которые воспроизводят яркие цвета бразильской флоры.
Где: ДК «ГЭС-2», Москва
Когда: до 19 октября
«Александр Дейнека. Гимн жизни»
Выставка преимущественно состоит из работ Александра Дейнеки, привезенных из его родного Курска (проект подготовлен совместно с Курской картинной галереей). В одном из залов нового корпуса Третьяковки в Кадашах собрано свыше 200 работ, включая множество произведений, которые почти никогда не демонстрировались в Москве.
Представлены все этапы творчества художника, но ретроспективой выставку назвать сложно. Она поделена на 11 тематических блоков, в которых можно встретить работы разных лет. Преобладает среди них графика: журнальная и детская, темы спорта и авиации. Неожиданные грани творчества Дейнеки раскрываются благодаря эскизам оформления магазинных витрин, зарисовкам женских платьев, путевым эскизам из Европы и США, сатирическим работам для советских журналов 1920–1930-х годов.
Где: Третьяковская галерея на Кадашевской набережной
Когда: до 26 октября
«Илья Машков. Авангард. Китч. Классика»
Илья Машков — непременный герой групповых выставок, посвященных русскому авангарду. Для его масштабной ретроспективы Третьяковке удалось собрать со всей страны порядка 200 работ. Представленные в едином пространстве, они помогают проследить за тем, как развивалось творчество мастера от первых экспериментов в составе «Бубнового валета» до поздних работ периода соцреализма.
В целом экспозиция построена на сопоставлении разных жанров и периодов. Совершенствуя живописное мастерство, Машков никогда не стеснялся чрезмерности, которая в сочетании с интересом к примитивизму и русскому лубку позволила организаторам выставки вынести в название проекта слово «китч».
Где: Третьяковская галерея на Кадашевской набережной
Когда: до 26 октября
«Свет между мирами»
Выставка «Свет между мирами» подготовлена совместно с Фондом развития культуры и искусства Узбекистана. В экспозицию вошли малоизученные образцы узбекского и русского модернизма 1920–1930-х годов. Происходят работы из двух источников — собственных фондов музея «Новый Иерусалим» и Музея искусств Республики Каракалпакстан имени Савицкого.
Во второй половине прошлого века Игорю Савицкому удалось собрать уникальную коллекцию из нескольких десятков тысяч работ, которым в противном случае грозило бы полное забвение. Благодаря подвижнической работе Савицкого музей его имени часто называют «Лувром в пустыне». Часть коллекции в прошлом году показывали в Италии, теперь эти и другие шедевры можно увидеть в Подмосковье.
Где: Музей «Новый Иерусалим»
Когда: до 8 ноября
«Город. Среда. Код»
Куратором проекта, подготовленного совместно с петербургским «Стрит-арт хранением», выступил художник и исследователь городской среды Игорь Поносов. Отобранные им работы художников «уличной волны» призваны помочь зрителям по-новому взглянуть на привычную городскую среду.
«Город — это жестко регулируемое пространство с четкой инфраструктурой. — объясняет куратор. — Она формирует наши повседневные и зачастую сугубо потребительские, поведенческие сценарии, где творчеству и созиданию почти не остается места». Выставка «Город. Среда. Код» отчасти меняет такое положение дел.
Где: кластер «Октава», Тула
Когда: с 25 июля по 17 ноября
«Море великих. От Айвазовского до Кандинского»
В Серпухове идет выставка «Море великих. От Айвазовского до Кандинского», которую готовили около трех лет. В залах восстановленного и оборудованного под выставочное пространство каретного сарая конца XIX века собрали более 70 картин из девяти российских собраний. Подборка позволяет проследить этапы развития жанра марины с XIX века до советских времен: пейзажи Исаака Левитана, Константина Коровина и Василия Поленова.
Заявленный в названии проекта Василий Кандинский представлен ранним фигуративным полотном «Одесский порт» 1898 года, а главный отечественный маринист Иван Айвазовский — десятью полотнами. Проект также открывает для зрителя целый ряд малоизвестных имен, в том числе Руфина Судковского, мастерством которого в умении писать море восхищался сам Айвазовский.
Где: Серпуховский историко-художественный музей
Когда: до 11 января 2026 года
