Балет по Толстому и крестовый поход: театральные премьеры сентября в Москве

«Кабала святош», МХТ им. Чехова
Режиссер: Юрий Квятковский
Премьера: 5 сентября
Михаил Булгаков начал писать «Кабалу святош» в 1929 году специально для Московского художественного театра, но постановка затянулась на много лет, в том числе и потому, что Станиславскому не нравилась работа молодого режиссера Николая Горчакова. Пьеса ему тоже не нравилась, он считал, что характер Мольера обрисован односторонне, образ гениального художника, обличителя буржуа и духовенства принижен. Булгакова просили переделать пьесу, он не соглашался и в конце концов ответил резким письмом: «Если Художественному театру «Мольер» не подходит в том виде, как он есть, хотя Театр и принимал его именно в этом виде и репетировал в течение нескольких лет, я прошу Вас «Мольера» снять и вернуть мне». В 1936 году спектакль все-таки вышел, но его сыграли всего семь раз, после чего он больше не возобновлялся.
МХТ вернулся к этой пьесе только в конце XX века. Адольф Шапиро ставил ее дважды, и оба раза Мольера играли худруки театра: в 1988 году — Олег Ефремов, в 2001-м — Олег Табаков. В спектакле Юрия Квятковского главную роль играет нынешний худрук МХТ — Константин Хабенский. В образе Короля-солнца на мхатовскую сцену выходит Николай Цискаридзе — это его дебют в драматическом театре. В остальных ролях: Александра Ребенок (Мадлена Бежар), Сергей Волков (Муаррон), Иван Волков (архиепископ Шаррон), Игорь Хрипунов (Бутон), артисты театра и студенты Школы-студии МХАТ. Сценографию создал главный художник МХТ Николай Симонов, костюмы — модельер Игорь Чапурин.
«Форум. Среда» в театре «Среда 21»
Режиссеры: Полина Шатохина, Элина Петрова, Евгений Маленчев
Премьера: 5 сентября
«Среда 21» открывает пятый сезон самым захватывающим из своих спектаклей, созданным по модели, которую придумал бразильский режиссер и новатор Аугусто Боаль. Он верил, что театр может быть социальным инструментом. Формально премьера «Форума» случилась в прошлом сезоне, но спектакль сделан так, что каждый раз он новый, потому что актерами в нем становятся зрители. Им предложено помочь персонажам спектакля найти выход из сложной ситуации.
Зрители могут останавливать действие, чтобы что-то уточнить, давать советы актерам и выходить на сцену, чтобы вступить с ними в диалог. Предсказать, как повернется спектакль, невозможно, иной талантливый зритель способен перетянуть на себя все внимание и стать главным героем вечера. Хотя не все, конечно, готовы к активному участию в действии, но равнодушным «Форум-театр» не оставляет никого.
«Рыба» в «Театре.doc»
Режиссер: Кристина Решетняк
Премьера: 6 и 7 сентября
«Наверное, это будет не «удобный» спектакль, но зато он — честный», — предупреждает Кристина Решетняк в анонсе. Автор пьесы — молодой белорусский драматург Ксения Осипова, режиссер — Кристина Решетняк, студентка режиссерского курса калининградского РГИСИ, и это ее дебют на московской сцене.
«Рыба» — история женщин, которые тонут и пытаются найти сильное плечо, чтобы стало полегче, и в какой-то момент идут на дно. Спектакль о домашнем насилии вырос из удачной читки на Фестивале молодой драматургии в «Театре.doc». Но это не документальная история: постановка балансирует на грани театра, балагана и концерта, действие сопровождает выступление женской панк-группы «Стенгазета», которая комментирует происходящее, как греческий хор. Спектакль получил одобрение еще до премьеры: деньги на постановку собрали с помощью краудфандинга на сайте Planeta.ru.
«Все наши дни рождения» в Студии театрального искусства
Режиссер: Сергей Тонышев
Премьера 7, 9, 10, 18, 28 сентября
«Все наши дни рождения» — это киносценарий, который Геннадий Шпаликов написал для Сергея Соловьева в 1972 году, но поставить по нему фильм не удалось. Как признавал Соловьев, для 1970-х годов он был бы очень странным. Герой, которого должен был играть Иннокентий Смоктуновский, в 45 лет вдруг осознает, что самые счастливые дни провел на войне.
Сегодня спектакль про кризис среднего возраста ставит Сергей Тонышев, и это его вторая постановка по сценарию Шпаликова в афише СТИ. Первая, «Долгая счастливая жизнь», вышла в прошлом году, в юбилейном 20-м сезоне студии. В спектакле заняты: Андрей Шибаршин, Сергей Пирняк, Сергей Качанов, Александр Прошин, Игорь Лизенгевич, Тарас Шевченко, Эдуард Миллер, Александр Николаев, Даниил Обухов, Татьяна Волкова, Виктория Воробьева, Ольга Балацкая.
«Белый пароход» в РАМТе
Режиссер: Юрий Печенежский
Премьера: 12 и 13 сентября
В Черной комнате РАМТа, где зрители сидят вдоль стен, а актеры работают так близко к ним, что можно услышать их дыхание, репетируют «Белый пароход» по повести Чингиза Айтматова. Повесть-притча рассказывает о столкновении мира ребенка, который живет на заповедном берегу озера Иссык-Куль и не всегда отделяет реальность от сказки, с жестокостью и несправедливостью мира взрослых.
Айтматов говорил, что страдал, когда писал эту книгу, но не написать ее он не мог. Выпускает спектакль актер и режиссер Юрий Печенежский. Последние годы он ездил по всей России, ставил в Казани, Владимире, Пскове, Рязани, Омске и других городах, недавно выпустил в «Практике» спектакль «За горами, за лесами». Инсценировку «Белого парохода» сделала Клава Ильина, художник спектакля — Леша Лобанов, в ролях: Данила Голофаст, Наталья Платонова, Олег Зима, Диана Морозова, Алексей Гладков и Ольга Гришова.
«Натан Мудрый» в театре «Шалом»
Режиссер: Петр Шерешевский
Премьера: 13 и 14 сентября
Петр Шерешевский, худрук московского ТЮЗа, поставил на сцене театра «Шалом» спектакль «Исход», а теперь возвращается с новой постановкой, что называется, на злобу дня, хотя в ее основе пьеса, написанная в XVII веке про век XII. «Это как раз очень интересующая меня тема — разглядывать время сквозь время», — комментирует режиссер свой выбор в пресс-релизе к спектаклю.
В пьесе Готхольда Эфраима Лессинга действие происходит во времена третьего крестового похода: Иерусалимом правит великий Саладин, гроза крестоносцев; по непонятной причине он дарит жизнь молодому тамплиеру, вместо того чтобы казнить его, а тот спасает из огня дочь еврейского купца. Шерешевский ставит спектакль о возможности мирного существования трех религий — иудаизма, ислама и христианства — и заглядывает в глубину веков в поисках ответа на вопросы, которые возникают сегодня.
Сценография, которую создает художник Фемистокл Атмадзас, не будет отражать какую-то конкретную эпоху. Султан Саладин, иерусалимский купец Натан, его дочь, воинственный тамплиер и другие персонажи спектакля окажутся в цехе по переработке покрышек, где с их горой соседствуют античный бюст и старое пианино. Оно здесь не просто так: в постановочную команду входит постоянный соавтор Петра Шерешевского композитор Ванечка с «Оркестром приватного танца».
«Сны моего отца. 2.0» в Театре им. Маяковского
Режиссер: Егор Перегудов
Премьера: 13 и 14 сентября
Худрук «Маяковки» четыре года назад поставил на сцене РАМТа спектакль «Сны моего отца» по произведениям математика и писателя Романа Михайлова. «Сны» его так и не отпустили, поэтому он решил выпустить теперь уже в Театре Маяковского вторую версию, пригласив в команду спектакля актера РАМТа Дениса Шведова.
«Диорама безумия» в версии 2.0 должна стать еще более впечатляющей: по замыслу главного художника театра Владимира Арефьева, игровое пространство объединит сцену и зрительный зал, будет вращаться на 360° и ускользать от наблюдателя. Все это должно передавать ощущение нереальности происходящего, которое переживают герои произведений Романа Михайлова.
«4 дня в 25 кадре» в Мастерской Фоменко
Режиссер: Евгений Каменькович
Премьера: 18 и 19 сентября
В Мастерской Фоменко Ольгу Мухину считают своим драматургом: ее первая пьеса «Таня-Таня» была принята к постановке еще в 1995 году. Петр Фоменко сделал по ней спектакль с подзаголовком «Четырнадцать песен о странности любви» — легкий, воздушный, немного грустный. Следующую пьесу Мухиной, «Ю», Евгений Каменькович поставил со студентами второго фоменковского набора, на котором учились Полина Агуреева, Илья Любимов, Галина Кашковская. И сделал вторую версию спектакля на Малой сцене МХАТа со Станиславом Любшиным, Ольгой Барнет, Евгенией Добровольской, Дарьей Мороз.
Другую пьесу, «Летит», Каменькович тоже забрал в ГИТИС. Еще одну, «Олимпию», поставил на сцене Мастерской Евгений Цыганов. И вот теперь Каменькович выпускает новую пьесу Ольги Мухиной — «4 дня в 25 кадре». Как и всегда, это история любви, которая прорастает из странных, смешных, абсурдных и трагических событий, похожих на новостную ленту обычного сегодняшнего дня.
«Затоваренная бочкотара» в «Пространстве внутри»
Режиссер: Мария Карлсон
Премьера: 19 сентября
19 сентября в «Пространстве внутри» премьера — «Затоваренная бочкотара», спектакль режиссера Маши Карлсон по повести Василия Аксенова, которая вышла в журнале «Юность» в конце оттепели, в 1968 году, и тогда же получила оценку критиков как «странная» повесть.
По жанру это классическая повесть-путешествие: группа малознакомых или вовсе незнакомых людей отправляется на попутке, загруженной бочкотарой, на станцию, откуда каждый поедет по своим делам. В пути их ждет много приключений, в реальность врываются фантастические события, сюжет разбавляют сны, в которых каждого ждет встреча с Хорошим Человеком. В анонсе спектакля объясняется, что в конечном счете все это о любви: «Нельзя жить без надежды, что на далеком острове всех нас ждет хороший человек. Мы все дышим любовью, и эта любовь повсюду».
«Обыкновенная смерть» в Театре Наций
Режиссер: Валерий Фокин
Премьера: 20 и 21 сентября
Творческий диалог Валерия Фокина и Евгения Миронова начался почти три десятилетия назад на спектакле «Карамазовы и ад» в театре «Современник». Потом было еще несколько спектаклей: «Анекдоты», «Еще Ван Гог» и «Последняя ночь последнего царя» — но все они были сделаны в прошлом веке.
Сейчас режиссер и артист снова работают над общим проектом. Валерий Фокин ставит спектакль по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Евгений Миронов играет главную роль, то есть человека, который на пороге смерти осознал пустоту и бессмысленность своей жизни.
«До поезда осталось...» в «Электротеатре «Станиславский»
Режиссер: Ирина Михеева
Премьера: 27 и 28 сентября
Лев Толстой не любил балет и не считал его искусством, а вот балетмейстеры чтут классика и вновь и вновь пытаются перевести толстовские тексты на язык танца. В экспериментальной танц-драме «До поезда осталось…» из персонажей романа «Анна Каренина» на сцене только трое: Анна, ее сын Сережа и Вронский. Главные роли исполняют экс-прима Мариинского театра Дарья Павленко и премьер Большого театра Владислав Лантратов. «Мы сознательно уходим от буквальности, — объясняет режиссер спектакля Ирина Михеева. — Вместо слов здесь тело, вместо декораций — метафоричные образы, чтобы зритель мог заново пережить знакомый сюжет, пропустив его через себя».
