К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Еще одна серия: бывает ли «запойный» просмотр любимых шоу полезным для мозга

Фото Kevin Woblick / Unsplash
Фото Kevin Woblick / Unsplash
Традиционно биндж-вьюинг — привычка смотреть несколько серий подряд, а и иногда целый сезон за один–два дня, считается вредным для психики времяпрепровождением, хотя миллионы людей делают это регулярно, погружаясь в длинные сезоны и многотомные серии. Но недавние исследования показывают, что биндж-вьюинг может приносить неожиданные плюсы: развивать память, внимание и эмпатию, а также помогать справляться со стрессом. Forbes Life узнал у нейропсихолога Алены Ванченко, каким образом «запойный» просмотр влияет на память, внимание и уровень стресса

«Запойный» просмотр сериалов (от англ. binge-viewing) давно стал чуть ли не всеобщей привычкой, позволяющей погрузиться в новый мир, на какое-то время отключаясь от повседневных проблем и всего того, что не оставляет в покое 24/7. «Еще пять минуточек» с утра — это продолжение «Ну вот, еще одну серию и спать!», чтобы потом проснуться и рассказать коллегам про новый сериал, из-за которого сегодня приходится клевать носом на рабочем месте. 

По такому же принципу работает и чтение. Сегодня сложно найти фэнтези без продолжений. Читатели хотят целые миры, в которые можно погружаться годами. «Гарри Поттер» давно вышел за рамки семи томов и превратился во вселенную со спин-оффами и сценариями. «Игра престолов» — это уже не только цикл Джорджа Мартина, но и новеллы, хроники и готовящиеся приквелы. А американская писательница Кассандра Клэр, начав с «Города костей», за десять лет создала книжную империю из двух десятков романов. Чем длиннее сага, тем дольше можно откладывать прощание с любимыми героями. 

Если раньше считалось, что многотомные книжные серии или десять сезонов «Сверхъестественного» — пустая, а то и вредная трата времени, то теперь вам есть что возразить. Ученые Университета Джорджии опубликовали исследование, согласно результатам которого выяснилось, что у «запойного» потребления художественного контента (будь то фильмы, сериалы или книги) есть неожиданные плюсы.

 

В частности, любители биндж-вьюинга намного лучше запоминают сюжет просмотренного шоу и способны его вспомнить даже спустя время после просмотра финальных титров. Помимо прочего, они гораздо больше вовлекаются в историю, додумывают детали и фантазируют на ту или иную тему, что благотворно сказывается на развитии воображения.

По словам Джошуа Болдуина, главного автора исследования, люди — это существа, которым очень важен сторителлинг, поскольку через истории (а конкретно — через их персонажей) не в последнюю очередь удовлетворяются такие потребности, как общение с людьми, необходимость ощущения уверенности в себе, независимости и безопасности. Нахождение сознания в выдуманных мирах также способно помочь человеку справиться с навалившимся стрессом.

 

Польза, риски и психологические ловушки «запойного» просмотра

Действительно ли длительный просмотр сериалов или чтение художественной литературы так полезны для мозга, как утверждают исследователи? Forbes Life задал этот вопрос нейропсихологу Алене Ванченко, которая оказалась согласна далеко не со всеми выводами исследования.

Чтение романов и вообще художественной литературы помогает развивать эмпатию. Просмотр сериалов, напротив, служит способом расслабиться и успокоиться, а также может тренировать долговременную память: «Если человек смотрит достаточно длительные телесериалы, ему необходимо держать в голове множество героев и перипетий большого количества сюжетных линий, — отмечает Ванченко, — так что это тоже может сыграть свою роль и стать своеобразным тренажером для памяти. Ведь сталкиваясь с новым сюжетным поворотом или намеком на ранее произошедшие события, нужно не только вспомнить, что конкретно произошло, но и воспроизвести в памяти этот момент».

Что касается развития воображения, эксперт полагает, что напрямую его измерить невозможно: «В данном случае это больше фантазии авторов исследования. О воображении здесь можно говорить лишь косвенно: чем больше мы загружаем в нашу память зрительных, чувственных и аудиальных впечатлений, тем большее количество вещей наш интеллект в теории может создать в воображении, трансформируя это в творчество».

 

Что же касается снятия стресса, то эксперт уверена — когда мы погружаемся в любимые истории, размышляем о них или говорим про них, то это включает процесс успокоения. «Люди, которые сталкивались с проблемами со сном, нередко рассказывали о том, как они себя убаюкивали, рассказывая самим себе истории на ночь. В этом смысле фильмы и сериалы могут быть той самой «историей на ночь» — сосредотачиваясь на происходящем на экране, человек переключается. С помощью своей эмпатии и воображения зритель уходит от собственных проблем и стрессов в жизнь выдуманных героев, которую ему показывают на экране», — объясняет нейропсихолог.

Возникает вопрос: способен ли «запойный» просмотр превратиться в напряженный марафон и вызвать «мозговую перегрузку»? Все зависит от типа контента. Если человек запоем поглощает обучающие или образовательные программы, это совершенно точно может привести к перегрузке, поскольку мозгу требуется большое количество энергии и концентрации для усвоения новой информации. «В какой-то момент это может довести ваш мозг до «точки кипения», — рассказывает эксперт.

Однако если речь идет о развлекательном контенте, то ситуация иная. Здесь мозгу не требуется познавательное вовлечение, а значит, не нужно напрягаться, чтобы достать или запомнить какую-либо информацию. Но, как отмечает Ванченко, многое зависит от сложности воспринимаемого материала: если смотреть сериал, в котором много элементов квантовой физики или философии, придется приложить усилия, чтобы понимать внутренний мир шоу и соотношения различных событий и персонажей. В остальном же, по ее словам, перегрузки от развлекательного контента ожидать не стоит. Единственное, что может ощущаться — усталость глаз.

В исследовании ученых университета Джорджии отмечаются потенциальные негативные аспекты, основанные на смежных данных. В их числе — нарушения сна при постоянном потреблении контента запоем, ощущение потери контроля и снижение качества жизни (в частности, впадение в уныние после завершения полюбившегося шоу).

Подтверждает эти аспекты и исследование в сфере медиа-психологии, проведенное Еленой Эрдман и Тобиасом Динлином, учеными Гогенгеймского университета. В ходе исследования они выявили, что из-за продолжительного просмотра сериалов у некоторых любителей биндж-вотчинга теряется контроль над чувством времени и смещается привычный режим сна, что влечет за собой нарушения сна, снижение физической активности и тягу к прокрастинации. Отмечается также чувство вины за потраченное время, за которое, по мнению испытуемых, можно было бы сделать что-то более полезное. 

 

Это еще одна ловушка, в которую попадает каждый охотник за «легким дофамином», то есть удовольствием, для получения которого не нужно прилагать дополнительных усилий. Алена Ванченко отмечает, что для людей с зависимым типом личности — тех, кто чрезмерно нуждается в поддержке и одобрении других и при этом испытывает страх быть покинутым, — «запойное» потребление контента может стать деструктивной привычкой. По ее словам, «легкий дофамин» от просмотра вызывает быстрое привыкание. Например, человек приходит домой, смотрит две–три серии сериала, снимает стресс, получает свою дозу удовольствия и расслабления. Но как только сериал заканчивается, источник удовольствия внезапно исчезает, что вызывает уныние на химическом и психологическом уровне.

Эксперт сравнивает это с потерей чего-то, что приносит удовлетворение: «Это своего рода горе и утрата, и переживать это будет тяжелее». Кроме того, такие привычки могут сопровождаться головными болями и нарушениями сна — компьютерные зависимости воздействуют на человека схожим образом. Тревожный сон особенно вероятен после просмотра остросюжетного контента: переживания на экране вызывают сильные эмоции, которые впоследствии отражаются в снах.

Повторный биндж-вьюинг как знакомая одежда

В соцсетях тем временем нередко встречаются истории от миллениалов и зумеров, которые все чаще выбирают для «запойного» просмотра и чтения уже давно знакомые вещи. Повторный просмотр знакомых сериалов или чтение уже известных книг создает чувство безопасности. 

Психологи объясняют это через эффект когнитивного облегчения (cognitive ease): когда контент знаком и предсказуем, мозг тратит меньше энергии на обработку информации, что создает чувство комфорта, снижает тревогу и повышает удовольствие от просмотра. Этот феномен подробно описан Дэниелом Канеманом в книге «Думай медленно… Решай быстро».

 

Более того, обсуждение любимых старых шоу в соцсетях помогает поддерживать социальные связи и чувство принадлежности к группе. Таким образом повторный биндж-вьюинг становится не просто развлечением, а инструментом психологической разгрузки и социального взаимодействия.

«С точки зрения психологии, такие просмотры для мозга выполняют функцию старой удобной одежды: содержат нас в комфорте, — рассуждает Ванченко. — Процесс познания — это всегда риск найти то, что вам не понравится. Поэтому пересмотр уже знакомых нам шоу успокаивает, ведь нам не нужно тратить лишнюю энергию, мы точно знаем, на что подписываемся, а значит, удовольствие гарантировано, а неприятные сюрпризы исключаются из уравнения. Мозг всегда стремится к чему-то знакомому, это его естественная система».

Так что же делать с желанием посмотреть еще одну серию или дочитать еще одну главу? Самое правильное решение — не противиться ему и не оправдываться за это. «В некоторых случаях биндж-вьюинг может стать новой зависимостью, но в общей своей массе это лишь способ разгрузки мозга и его расслабления, что особенно важно в эпоху, когда мы находимся в постоянной информационно-технологической загрузке. Мозгу просто нужно как-то отдыхать от постоянного процесса познания, как и нам всем, поэтому «запойное» потребление контента — не порок. Так что читайте и смотрите на здоровье, но помните — не зря говорят, что все хорошо в меру», — заключает Ванченко. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+