«Дом Гиннесса»: как сериал вплетает историю легендарной семьи в политический контекст

Конец XIX века, Дублин. Сэр Бенджамин Гиннесс, внук и наследник Артура Гиннесса, основавшего всемирно известный пивной бренд Guinness, скончался. Как и его предшественник, Бенджамин сумел укрепить позиции семейного бизнеса и расширить сферу его влияния, а также продолжил политическую деятельность, оставив после себя место в парламенте. После кончины патриарха на четверых его наследников, сыновей Артура (Энтони Бойл), Эдварда (Луис Патридж), Бенджамина (Фионн О’Ши) и дочь Энн (Эмили Фэрн), ложится обязанность разделить наследство и решить, кто возглавит клан.
Энн — замужняя женщина, у которой почти нет никаких прав и веса в обществе того времени. Бенджамин-младший — «потерянный» наследник Гиннессов — любит выпить, а также накопил долгов из-за азартных игр, поэтому в качестве основных претендентов остаются старшие братья, Артур и Эдвард.
Первый не проявляет интереса к семейному бизнесу, рассчитывая на политическую карьеру. На похоронах отца они договариваются с Эдвардом, что тот выкупит у Артура его долю и станет единоличным владельцем компании. Однако затем выясняется, что Бенджамин-старший перестраховался и в завещании прописал строгое правило: бизнесом владеют либо оба старших сына, либо никто. Так договор братьев теряет силу, вынуждая их учиться вести дела сообща. При этом Артур все еще нацелен на место в парламенте, а Эдвард думает об экспансии в Северную Америку — популярному в Ирландии бренду давно стало тесно на родине.
Истории семьи разворачивается на фоне очередного обострения обстановки в стране, веками раздираемой религиозным (католики и протестанты не могут ужиться вместе) и политическим (ирландские националисты из Фенианского братства планируют подрывную деятельность для достижения независимости Северной Ирландии) конфликтом.
«Дом Гиннессов» изначально, хотя и ненамеренно, ввел зрителей в заблуждение. Казалось логичным, что проект расскажет историю Артура Гиннесса — того самого дублинского пивовара и филантропа, запустившего легендарный бренд на унаследованные 100 фунтов. Но Стивен Найт перенес сюжет во вторую половину XIX века, когда пивной бренд уже успел стать национальным достоянием, озолотил семью Гиннессов на несколько поколений вперед, но, как водится, не принес им счастья.
Выбранный временной отрезок интересует Найта по ряду причин. Во-первых, это время, когда Guinness готовился расширяться за пределы Ирландии в условиях тяжелой экономической ситуации внутри страны. Пока несколько семей богатели, большая часть ее жителей существовала за чертой бедности. Самая совестливая из наследников Гиннесса, дочь Энн, отправится по городам и увидит страшные последствия национального голода, унесшего жизни около миллиона человек. И это важный социальный фон, который по замыслу Стивена Найта должен не только отрезвить саму Энн, но и просветить аудиторию о реальном положении дел в Ирландии того периода.
Во-вторых, Найту после «Острых козырьков» все еще интересно разобраться во всех гранях неутихающего конфликта в Северной Ирландии, веками борющейся за независимость. В 1801 году, за два года до смерти основателя династии Артура Гиннесса, регион официально стал частью Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, что обернулось многочисленными восстаниями. К концу века, в момент действия сериала, ирландско-католическая республиканская организация Фенианское братство планировала начать военный конфликт между Великобританией и Канадой, чтобы в период раздора и ослабления сил Соединенного Королевства добиться независимости Северной Ирландии. Методы братства были радикальными, и ради достижения цели они не признавали ни закон, ни внешние авторитеты. В сериале организацию олицетворяет Эллен Кохран (Нив Маккормак) — вымышленная героиня и собирательный образ.
Временами кажется, что Стивену Найту (а он выступил только в качестве сценариста, за режиссуру отвечают Том Шенкленд и Муния Аки) этот сложный политический фон гораздо интереснее семейной саги. Ощущается и его личная симпатия к ирландцам, сражающихся за независимость. Он также скрещивает исторический сюжет с современными художественными решениями: так, богатство Гиннессов будто подчеркивают золотисто-желтые тона сериала, однако, когда сюжет шагает за пределы дорогих районов, изображение становится мертвенно-синим.
Музыкальный фон также осовременен: революционеры конца XIX века протестуют под музыку популярных сегодня ирландских оппозиционных артистов — от пост-панк-группы Fontaines D.C. до политически активных рэперов из Kneecap, которых одна часть мира за их открытую пропалестинскую и антиизраильскую позицию поддерживает, а другая — отменяет.
«Дом Гиннесса» выглядит подчеркнуто театральным и неспешным проектом, который обходится с предоставленным хронометражем (восемь почти часовых эпизодов) так, словно у авторов есть все время мира, а внимание зрителей — неиссякаемо. То ли Стивен Найт сразу нацелился растянуть историю на несколько сезонов, то ли просто сделал ставку на размеренный ритм, чтобы сериал ощущался как чтение неторопливого романа.
Первая часть сезона действительно выглядит экспозиционной: аудитория знакомится с большим числом героев — разного происхождения, политических и религиозных взглядов. Пока Гиннессы заняты дележкой семейного наследства и распределением сил внутри клана, окружающие их второстепенные персонажи живут идеями региональной независимости от Соединенного Королевства.
Этот подход, очевидно, был комфортен самому Найту, мыслящему в формате большого произведения, которое он намерен развивать. Осталось лишь дождаться решения стриминга, выжидающего и пока не анонсировавшего продолжение. Зрители тоже будто не склоняются к однозначному мнению: на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes у шоу 87% одобрения от критиков и куда более сдержанные 62% от аудитории. Последняя скромно оценила проект и на IMDB — рейтинг сериала 7,4. Это не критичный результат, но явно не тот, на который рассчитывали авторы и Netflix, нуждающийся в больших хитах.
«Дом Гиннесса» — продуманный, основательный и выходящий за пределы истории одной семьи проект, заинтересованный скорее показать контекст, в котором рос и процветал легендарный бренд, ведь о его развитии сериал говорит в последнюю очередь, не скрывая ключевой интерес к судьбе Северной Ирландии и ее жителей.
