«Размазня» за $2,8 млн и солнечные очки Джона Леннона за £300 000: новости арт-рынка

Новости рынка: Бернар Арно против налога на богатство, Sotheby’s везет в Абу-Даби искусство на $150 млн
Миллиардер, владелец конгломерата LVMH, создатель фонда Louis Vuitton (здание фонда в Булонском лесу построил притцкеровский архитектор Фрэнк Гери) и ведущий мировой коллекционер современного искусства Бернар Арно публично выступил против планов Франции ввести налог для граждан со сверхдоходами. По словам Арно, это может привести к «краху либеральной экономики». С идеей о двухпроцентном налоге, которым должны облагаться все французы с состоянием от €100 млн, выступает экономист Габриэль Цукман. По его подсчетам, этот шаг может пополнить бюджет страны на €20 млрд. Арно, чье состояние, по оценкам Forbes, составляет $157 млрд, заявляет, что новый налог будет «смертелен для французской экономики».
Sotheby’s везет в Абу-Даби искусство на $150 млн. Аукционный дом последовательно наращивает активность в регионе с конца прошлого года после заключения инвестиционной сделки с Фондом национального благосостояния Абу-Даби (ADQ), доля которого в аукционном бизнесе теперь составляет порядка 25–30%. С 1 по 2 октября на площадке фонда Бассама Фрейхи (BFAF) Sotheby’s проведет камерную предаукционную выставку шести шедевров модернизма. Ее экспонатами станут работы Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Фриды Кало, Рене Магритта, Камиля Писсарро и Эдварда Мунка. Их суммарная оценочная стоимость в $150 млн делает предстоящую выставку самым дорогостоящим проектом Sotheby’s в регионе. Все работы будут выставлены на продажу в ноябре в рамках нью-йоркских торгов.
Меньше суток простояла у вашингтонского Капитолия статуя держащихся за руки президента США Дональда Трампа и осужденного за сексуализированные преступления финансиста Джеффри Эпштейна. По словам представителей Министерства внутренних дел США, памятник был демонтирован, так как «не соответствовал выданному разрешению». Портал Artnews сообщает, что пожелавшие остаться анонимными авторы скульптуры под названием «Секретное рукопожатие» получили официальное разрешение на ее установку от Службы национальных парков в воскресенье, 22 сентября. Пара появилась на Национальной аллее во вторник. Сразу после этого художникам было направлено требование демонтировать ее в течение 24 часов. Но они не успели этого сделать, так как парковая служба самостоятельно избавилась от работы ночью, разломав на части.
Демонтированная в конце июля «Большая глина № 4» швейцарского художника Урса Фишера переехала с набережной у Дома культуры «ГЭС-2» на новое место. Им стал внутренний двор здания компании «Новатэк», которая, как и «ГЭС-2», принадлежит миллиардеру Леониду Михельсону. Летом пресс-служба «ГЭС-2» анонсировала появление новой скульптуры вместо «Большой глины» в августе, но пока освободившееся место на Болотной набережной по-прежнему пустует.
$400 млн за якобы пострадавшие в пожаре картины и Поллок в обмен на мотоцикл
Верховный суд Манхэттена отклонил иск инвестора и коллекционера Рона Перельмана к страховой компании, касающийся пяти произведений искусства, которые, по словам владельца, были повреждены в пожаре 2018 года. Речь идет о двух произведениях Энди Уорхола, двух картинах Эда Рушея и одной абстракции Сая Туомбли, которые украшали собой поместье Перельмана в Ист-Хэмптоне. Пожар охватил его в 2018 году и, как показало расследование, действительно повредил часть из нескольких десятков принадлежащих Перельману работ. При этом сам он в последующие годы, столкнувшись с финансовыми проблемами, успешно распродавал оставшиеся произведения. По разным оценкам, в период с 2020 по 2022 год Перельман заработал порядка $1 млрд на продаже принадлежавших ему работ, также находившихся в Ист-Хэмптоне во время пожара. Например, при посредничестве Ларри Гагосяна абстракцию Брайса Мардена за $30 млн купил Кен Гриффин. С 2020 года Перельман пытался отсудить у страховщиков $400 млн за пять работ Уорхола, Рушея и Туомбли, утверждая, что после пожара они утратили свою «ауру». Судья постановил, что на картинах нет видимых следов повреждения.
Внучка голливудского актера Стива Маккуина судится из-за картины Джексона Поллока стоимостью $68 млн с адвокатом из Южной Каролины Брентом Борхертом. По словам Борхерта, он вместе с сестрой унаследовал абстракцию от родителей, живших в Малибу. Молли Маккуин утверждает, что знаменитый актер передал им картину в обмен на мотоцикл и объект недвижимости, но сделка так и не была завершена, так как один из Борхертов-старших разбил мотоцикл. Как утверждает наследница актера, отец неоднократно требовал вернуть ему картину, но умер, так и не дождавшись справедливости.
Предстоящие торги: коллекция Притцкеров за $120 млн, очки Джона Леннона и юбилей «Литфонда»
В ноябре Sotheby’s будет распродавать семейную коллекцию Джея Притцкера, американского бизнесмена, основателя сети отелей Hyatt и самой престижной архитектурной премии в мире. Суммарный эстимейт подборки, выставленной на продажу, составляет $120 млн. Топ-лотом обещает стать полотно Винсента Ван Гога «Парижские романы (Желтые книги)» 1887 года, которое аукционисты оценивают в $40 млн. В 1888 году картина с изображенной на ней грудой книг в узнаваемых современниками мягких желтых обложках (пионером этого недорого формата было издательство Charpentier), экспонировалась в рамках парижского Салона независимых. В последний раз «Желтые книги» появлялись на лондонских торгах Christie’s в 1988 году и были проданы за $12,2 млн. Из коллекции Притцкеров Sotheby’s также выставит на аукцион работы Анри Матисса, Поля Гогена, Жоржа Брака, Жоана Миро и других художников.
Phillips решил последовать примеру Christie’s и Sotheby’s. В ноябре аукционный дом впервые в своей истории выставит на продажу останки динозавра. Полный на две трети комплект скелета молодого трицератопса оценен в $2,5–3,5 млн. По примеру «старших товарищей» Phillips уже дал останкам кличку Сэра в честь персонажа детского фильма «Земля до начала времен» (1988). Длина особи, умершей в четырехлетнем возрасте, составляла порядка четырех метров, то есть была вдвое меньше взрослой. По словам аукционистов, шансов обнаружить столь же хорошо сохранившийся комплект останков у археологов почти не осталось.
В октябре поклонники The Beatles смогут приобрести солнцезащитные очки Джона Леннона за £300 000 на торгах Propstore. Эти очки модели Windsor Glasses в позолоченной оправе American Optical музыкант носил с 1973 по 1974 год, после чего потерял в драке на концерте Smothers Brothers в лос-анджелесском клубе Troubadour. Сам Леннон называл тот период своей жизни «потерянными выходными»: будучи в разлуке с Йоко Оно, он много пил. Впервые в солнцезащитных очках узнаваемой круглой формы музыкант появился в 1967 году в комедии Ричарда Лестера «Как я выиграл войну». С тех пор они стали неотъемлемой частью его образа. В прошлом выставленные на продажу очки неоднократно появлялись на торгах, в последний раз — в 2008 году на Christie’s. Тогда они ушли за $78 000.
Очередной нумизматический аукцион дома «Редкие Монеты» намечен на 4 октября. Суммарная оценка 1057 выставленных на торги лотов превышает четверть миллиарда рублей. Топ-лотом распродажи считается полтина 1701 года со стартовой ценой в 45 млн рублей. Эта серебряная монета входит в группу первых русских монет европейского типа: на ней отчеканен погрудный портрет Петра I в профиль. Еще один топ-лот — пробная серебряная монета номиналом в 20 копеек 1760 года, единственный известный в мире экземпляр. Стартовая цена лота составляет 26 млн рублей.
Аукционный дом «Литфонд» отметит 10-летие юбилейными торгами, которые пройдут в Москве и в Санкт-Петербурге 9 октября. Суммарный эстимейт лотов — порядка 350 млн рублей. В секции живописи топ-лотом распродажи станет полотно классика академической русской живописи Алексея Боголюбова «Парусник у берега моря» (лидирующая ставка — 6,5 млн рублей). К числу топ-лотов также относятся работы Аристарха Лентулова, Виктора Васнецова и Александра Куприна. Специально к юбилейному аукциону «Литфонда» на продажу выставлен «Братский поцелуй» Дмитрия Врубеля из собрания сына художника (лидирующая ставка — 340 000 рублей). Среди книжных лотов выделяются редкие издания произведений Александра Пушкина: второе издание «Руслана и Людмилы» 1828 года в издательской гравированной обложке (лидирующая ставка — 6 млн рублей) и первое полное издание романа в стихах «Евгений Онегин» 1833 года (лидирующая ставка — 1,5 млн рублей).
Прошедшие торги: «Размазня» Лихтенштейна за $2,8 млн и Пикассо в Гонконге
Выручка Sotheby’s по итогам прошедших 26 сентября 2025 года торгов, на которых было выставлено 90 работ Роя Лихтенштейна из собрания семьи художника, составила $26,6 млн, то есть почти вдвое больше суммарной оценки. Дороже остальных ушла картина 1988 года «Отражения: размазня I», проданная за $2,8 млн.
Проходившие 26 сентября 2025 гонконгские торги Christie’s принесли $72,7 млн. Первая пятерка топ-лотов наглядно отражает предпочтения китайских коллекционеров, у которых любовь к классике западного искусства ХХ века сочетается с интересом к топовым азиатским именам. Топ-5 возглавляет «Женский бюст» кисти Пабло Пикассо. При оценке в $11–14 млн этот портрет Доры Маар, музы и возлюбленной художника, ушел с молотка за $25 млн. Следом идут работы Чжао Уцзи ($10 млн), Клода Моне ($4,7 млн) и Яеи Кусамы ($4,4 млн). Замыкает пятерку вновь Пабло Пикассо с «Сидящей обнаженной» ($4,1 млн).
«Первая Фабрика Авангарда» в Иванове и Красноярская биеннале
В Иванове до 5 октября проходит седьмой фестиваль современного искусства «Первая Фабрика Авангарда». Одним из двух его центральных проектов стала подготовленная совместно с галереей Ovcharenko выставка Егора Кошелева «Колеса истории» (куратор — Кирилл Светляков) в арт-пространстве железнодорожного вокзала. Масштабные работы художника населены причудливыми персонажами, вроде гигантского слона или птицы Сирин, образ которой перекликается со статуей, украшающей привокзальную площадь. При этом, отталкиваясь от кольцевой композиции советского панно в здании вокзала, все они посвящены тому, как история движется по кругу. Еще одним важным событием фестиваля стал арт-проект «Лиминальные зоны» в Музейно-выставочном центре.
Программа открывшейся XVI Красноярской музейной биеннале, которая отмечает в этом году 30-летие, выстроена вокруг темы «Принцип надежды». Основной проект под заголовком «Музей надежды» (до 15 февраля 2026 года) составлен из мини-экспозиций 19 музеев со всей России, чьи сотрудники вместе с кураторами и художниками последние полгода занимались созданием небольших инсталляций. Одним из спецпроектов биеннале в этом году стала ретроспектива Михаила Рогинского, которая так же проходит в Музейном центре «Площадь Мира» до 7 января следующего года.
Судьба шедевров: неизвестный портрет Джона Сингера Сарджента
В музее Орсе до 11 января проходит выставка «Сарджент: ослепительный Париж», приуроченная к столетию со дня смерти знаменитого художника Джона Сингера Сарджента. Одним из экспонатов выставки стал неизвестный до 2022 года «Портрет мадам О’Коннор» (1882), который исследователи сравнивают со скандально известным «Портретом мадам Икс». «Икс» произвел настоящий фурор в рамках парижского Салона 1884 года: публика мгновенно узнала в модели светскую львицу Виржини Готро и заподозрила ее в использовании косметики, что в те времена считалось уделом женщин более низких социальных слоев. В написанном за два года до этого «Портрете мадам О’Коннор» Сарджент лишь только начинал оттачивать те приемы, которые впоследствии позволили ему создавать столь впечатляющие женские образы. Ракурс лица, бледная кожа, обнаженное плечо — вот лишь несколько деталей, которые роднят эти две работы. При этом «Портрет мадам О’Коннор» ни разу публично не выставлялся. Вплоть до 2022 года он хранился в закрытом французском собрании и был неизвестен даже ведущим исследователям творчества Сарджента.
Музейные новости: русский авангард в Париже, арт-забеги вокруг Третьяковки
Бахрушинский театральный музей до 2 ноября проводит в Париже выставку «Премьеры русского авангарда. От эскиза к чертежу». Экспозиция состоит более чем из 100 цифровых отпечатков театральных работ ведущих художников-авангардистов, включая таких авторов, как Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александра Экстер, Эль Лисицкий и других. Площадкой выставки стал Российский духовно-культурный православный центр.
Третьяковская галерея запустила инициативу «Бегом за искусством», которая предусматривает осмотр экспозиции с последующими пробежками по специальным маршрутам от Peak Running Club. Ближайшие бесплатные забеги пройдут в октябре и будут приурочены к выставкам «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» (4 октября) и «Александр Дейнека. Гимн жизни» (11 октября). Регистрация осуществляется в тематических постах в телеграм-канале Третьяковской галереи.
Открытые конкурсы для художников: Зарайск, Пермь и Узбекистан
До 5 октября Фонд развития культуры и искусства Узбекистана проводит конкурс на участие в Аральской школе, которая стартует в следующем году. Это новый образовательный проект фонда, созданный с учетом уникальной специфики региона Приаралья. Две первые темы пилотной программы Аральской школы посвящены питанию и воде — взаимосвязанным вопросам, которые определяют способы производства и потребления пищи, влияют на качество жизни и глобальное биоразнообразие.
До 19 октября открыт конкурс для художников на участие в первой арт-резиденции в Зарайске, которая пройдет с 27 октября по 30 ноября. Ее итогом станет масштабная выставка в пространстве «ЦЕХЪ» и историческом доме Мачтета.
Фонд современного искусства MaxArt до 13 октября принимает заявки на участие в девятом сезоне арт-резиденции, который в этот раз пройдет совместно с Пермским краеведческим музеем. Победители получат грант и смогут в течение полутора месяцев работать в мастерских в особняке XIX века.
