Супергрозы США и светящийся планктон: лучшие фотографии на тему устойчивого развития

Prix Pictet — мировая премия в области фотографии за отражение концепции устойчивого развития, которую вручают с 2008 года. Организаторы ежегодно посвящают премию какой-либо теме, например, воде, человеку, огню, Земле. Так, в 2024-м темой был выбран шторм.
«Шторм — это природное явление и метафора невидимых и неумолимых сил в современном мире. Тема отражает растущую изменчивость, которая включает экологический коллапс, политические потрясения, экономическую нестабильность и социальные волнения, из-за которых мы, кажется, постоянно балансируем на грани следующего кризиса», — пояснили организаторы премии смысл темы года.
Процесс определения победителя проходит следующим образом. 350 экспертов в области визуальных искусств выдвигают номинантов на премию, которые представляют работы на рассмотрение независимого жюри. Оно отбирает шорт-лист из 12 человек. Главный критерий — работы должны представлять собой выдающуюся в художественном отношении серию фотографий по теме года. Выдвигаться на премию могут работы непрофессиональных фотографов, также у Prix Pictet нет ограничений по жанру и возрасту.
В финале конкурса из участников шорт-листа жюри выбирает победителя, который получает 100 000 швейцарских франков ($126 000). Церемония объявления победителя 2024 года прошла 25 сентября в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, лауреатом стал чилийский фотограф Альфредо Джаар за серию работ «Конец». Forbes рассказывает о ней и других наиболее интересных снимках.
«Конец» — Альфредо Джаар, Чили
Серия работ посвящена Большому Соленому озеру в штате Юта, которое ученые называют «экологической ядерной бомбой». Водоем разрушается из-за чрезмерного забора воды. Согласно научным данным, с середины XIX века озеро потеряло 73% воды и 60% площади поверхности, что привело к появлению токсичной пыли и повышению солености до опасного уровня. Птицы, которые раньше останавливались здесь во время миграции, теперь гибнут.
В то же время озеро и прилегающие к нему болота обеспечивают промышленность штата Юта полезными ископаемыми (соль, магний, литий и другие) и создают тысячи рабочих мест. Экономическая эксплуатация этого региона ежегодно приносит $2,5 млрд. Однако исследователи предполагают, что озеро высохнет в ближайшем будущем.
«Моя цель — показать трагическую судьбу озера и одновременно раскрыть его необычайную красоту и потенциал. Несмотря на тяжелую ситуацию, в которой мы находимся, я хотел создать образы, наполненные красотой и печалью. Перед лицом трагедии я решил напечатать эти снимки в небольшом формате, как своего рода визуальный шепот, оплакивающий нашу умирающую планету», — рассказал фотограф Альфредо Джаар.
«Это скалы или облака?» — Марина Каневе, Италия
В основе проекта лежит гипотеза о повторении крупномасштабной гидрогеологической катастрофы в Доломитовых Альпах. С 3 по 4 ноября 1966 года мощный шторм принес в регион экстремальные осадки, вызвавшие масштабные наводнения и оползни. В результате были разрушены дороги, мосты, затоплены долины, уничтожены деревни, погибли и пострадали десятки людей. В условиях изменения климата число и сила опасных природных явлений растет, и ученые предполагают, что катастрофа 1966 года может повториться.
Каневе в своих работах избегает традиционных образов горы и создает новые, неопределенные изображения, которые позволяют зрителю исследовать, расшифровывать и переосмысливать ландшафт. Камера фиксирует пейзажи ее детства и людей, которые живут в горах и прекрасно знают о возможных опасностях жизни среди вершин.
«Люциферины — между собакой и волком» — Том Фехт, Германия
Серия снята на атлантическом побережье Бретани и фиксирует редкую естественную биолюминесценцию — свечение, исходящее от одного из видов планктона, люциферинов. Со временем эти организмы, вероятно, исчезнут из-за потепления океанов. Сейчас же можно наблюдать, как планктон во время полнолуния сталкивается с молекулами кислорода на поверхности океана и начинает сиять. Подобно умирающим кораллам, люциферины указывают на точку невозврата и разрушение привычной среды обитания.
«Амазограмы» — Роберто Уаркайя, Перу
Проект создан в соавторстве с природой, утверждает автор 30-метрового снимка. Дело в том, что пока во время работы над ним в джунглях Амазонки команда разматывала рулон светочувствительной бумаги под упавшей пальмой, начался тропический шторм. Четыре вспышки молнии осветили ландшафт и «записались» на бумажное полотно.
Так появился столь протяженный негатив, который стал не только объектом искусства, но и символом хрупкого экологического баланса. «Это изображение — предупреждение: без глубокой, уважительной связи с природой как с живым существом природные и культурные штормы могут поставить под вопрос жизнь в привычном нам виде», — считает Уаркайя.
«Сезон ураганов» — Ханна Модиг, Швеция
Серия рассказывает о жизни в штате Луизиана в США во время и после сезона ураганов. В проекте природная стихия работает не только как контекст, но и как метафора внутреннего состояния людей и сообществ. Модиг хотела исследовать причины жестокости в штате (число заключенных на душу населения здесь выше, чем в любой другой стране мира), где особенно распространено насилие в отношении чернокожего населения.
Делая снимки, она увидела, что повод для страха перед ураганами и повод для агрессии у людей один и тот же — естественная угроза. В культуре «белых мачо» злость, как отмечает фотограф, позволительна, страх — нет. Но подлинная сила состоит в том, чтобы преобразовать страх в действие. Именно это помогает спастись от стихии и позволяет внутреннему шторму утихнуть.
«Большое облако» — Камилла Симэн, Дания
Фотограф с 2008 года делала снимки суперячеек — гроз, способных провоцировать град величиной с грейпфрут и торнадо. Эти природные явления достигают до 80 км в ширину и поднимаются на 20 км, заслоняют солнце и погружают окружающий мир во тьму. В серию попали работы, сделанные в Техасе, Оклахоме, Канзасе, Небраске и Южной Дакоте.
Симэн освоила тонкости «охоты» за штормами и научилась делать «портреты» опасных погодных явлений. Снимки визуализируют нарастающие климатические риски (экстремальные ливни, шквалы, ураганы), но без излишней сенсационности в демонстрации их последствий.
«Высокая вода в Венеции» — Патриция Зелано, Италия
Ночью 13 ноября 2019 года Венеция пережила одно из самых мощных наводнений за последние 100 лет. Зелано спасала от поднявшейся воды книги — энциклопедии, научные трактаты, художественные тексты, — которые стали основой ее исследования границы между исчезновением и сопротивлением. Серия снимков представляет собой четыре этапа путешествия по истории.
Первые три фотографии предлагают зрителю пройти путь от Античности к Средневековью, где книги становятся реликвиями. Во втором разделе представлена открытая книга с пострадавшими от воды страницами-гармошками и розовыми пятнами. Третья часть открывается разбухшим томом итальянской энциклопедии, четвертая состоит из фотографий высушенных книг, сложенных стопками, как на фламандском натюрморте. Завершает путешествие десятый снимок с классическими видами на венецианские каналы.
