К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Супергрозы США и светящийся планктон: лучшие фотографии на тему устойчивого развития

 Camille Seaman / The Blue Eye II (H), Kansas, USA, May 2008 (Фрагмент)
Camille Seaman / The Blue Eye II (H), Kansas, USA, May 2008 (Фрагмент)
Исчезающее соленое озеро в Юте, книги в Венеции и разрушение Альп — жюри ведущей мировой фотопремии в области устойчивого развития Prix Pictet определило лучшие серии снимков, которые показывают нестабильность отношений человека и природы. Forbes рассказывает о победителе премии и шести фотографах, вошедших в шорт-лист

Prix Pictet — мировая премия в области фотографии за отражение концепции устойчивого развития, которую вручают с 2008 года. Организаторы ежегодно посвящают премию какой-либо теме, например, воде, человеку, огню, Земле. Так, в 2024-м темой был выбран шторм.

«Шторм — это природное явление и метафора невидимых и неумолимых сил в современном мире. Тема отражает растущую изменчивость, которая включает экологический коллапс, политические потрясения, экономическую нестабильность и социальные волнения, из-за которых мы, кажется, постоянно балансируем на грани следующего кризиса», — пояснили организаторы премии смысл темы года.

Процесс определения победителя проходит следующим образом. 350 экспертов в области визуальных искусств выдвигают номинантов на премию, которые представляют работы на рассмотрение независимого жюри. Оно отбирает шорт-лист из 12 человек. Главный критерий — работы должны представлять собой выдающуюся в художественном отношении серию фотографий по теме года. Выдвигаться на премию могут работы непрофессиональных фотографов, также у Prix Pictet нет ограничений по жанру и возрасту.

 

В финале конкурса из участников шорт-листа жюри выбирает победителя, который получает 100 000 швейцарских франков ($126 000). Церемония объявления победителя 2024 года прошла 25 сентября в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, лауреатом стал чилийский фотограф Альфредо Джаар за серию работ «Конец». Forbes рассказывает о ней и других наиболее интересных снимках. 

«Конец» — Альфредо Джаар, Чили
Alfredo Jaar·The End (GSL_f), 2025

«Конец» — Альфредо Джаар, Чили

Серия работ посвящена Большому Соленому озеру в штате Юта, которое ученые называют «экологической ядерной бомбой». Водоем разрушается из-за чрезмерного забора воды. Согласно научным данным, с середины XIX века озеро потеряло 73% воды и 60% площади поверхности, что привело к появлению токсичной пыли и повышению солености до опасного уровня. Птицы, которые раньше останавливались здесь во время миграции, теперь гибнут.

В то же время озеро и прилегающие к нему болота обеспечивают промышленность штата Юта полезными ископаемыми (соль, магний, литий и другие) и создают тысячи рабочих мест. Экономическая эксплуатация этого региона ежегодно приносит $2,5 млрд. Однако исследователи предполагают, что озеро высохнет в ближайшем будущем.

«Моя цель — показать трагическую судьбу озера и одновременно раскрыть его необычайную красоту и потенциал. Несмотря на тяжелую ситуацию, в которой мы находимся, я хотел создать образы, наполненные красотой и печалью. Перед лицом трагедии я решил напечатать эти снимки в небольшом формате, как своего рода визуальный шепот, оплакивающий нашу умирающую планету», — рассказал фотограф Альфредо Джаар.

«Это скалы или облака?» — Марина Каневе, Италия
Marina Caneve·Val di Zoldo. Destruction #02, 2018

«Это скалы или облака?» — Марина Каневе, Италия

В основе проекта лежит гипотеза о повторении крупномасштабной гидрогеологической катастрофы в Доломитовых Альпах. С 3 по 4 ноября 1966 года мощный шторм принес в регион экстремальные осадки, вызвавшие масштабные наводнения и оползни. В результате были разрушены дороги, мосты, затоплены долины, уничтожены деревни, погибли и пострадали десятки людей. В условиях изменения климата число и сила опасных природных явлений растет, и ученые предполагают, что катастрофа 1966 года может повториться. 

Каневе в своих работах избегает традиционных образов горы и создает новые, неопределенные изображения, которые позволяют зрителю исследовать, расшифровывать и переосмысливать ландшафт. Камера фиксирует пейзажи ее детства и людей, которые живут в горах и прекрасно знают о возможных опасностях жизни среди вершин.

«Люциферины — между собакой и волком» — Том Фехт, Германия
Tom Fecht and Laffanour·Galerie Downtown, Paris·LUCIFER'S VORTEX (Luciferine #2433), 2020

«Люциферины — между собакой и волком» — Том Фехт, Германия

Серия снята на атлантическом побережье Бретани и фиксирует редкую естественную биолюминесценцию — свечение, исходящее от одного из видов планктона, люциферинов. Со временем эти организмы, вероятно, исчезнут из-за потепления океанов. Сейчас же можно наблюдать, как планктон во время полнолуния сталкивается с молекулами кислорода на поверхности океана и начинает сиять. Подобно умирающим кораллам, люциферины указывают на точку невозврата и разрушение привычной среды обитания. 

«Амазограмы» — Роберто Уаркайя, Перу
Roberto Huarcaya·Amazograma #1 (Detail), 2014

«Амазограмы» — Роберто Уаркайя, Перу

Проект создан в соавторстве с природой, утверждает автор 30-метрового снимка. Дело в том, что пока во время работы над ним в джунглях Амазонки команда разматывала рулон светочувствительной бумаги под упавшей пальмой, начался тропический шторм. Четыре вспышки молнии осветили ландшафт и «записались» на бумажное полотно.

Так появился столь протяженный негатив, который стал не только объектом искусства, но и символом хрупкого экологического баланса. «Это изображение — предупреждение: без глубокой, уважительной связи с природой как с живым существом природные и культурные штормы могут поставить под вопрос жизнь в привычном нам виде», — считает Уаркайя.

«Сезон ураганов» — Ханна Модиг, Швеция
Hannah Modigh·Boy and Cherry Picker Truck, 2012

«Сезон ураганов» — Ханна Модиг, Швеция

Серия рассказывает о жизни в штате Луизиана в США во время и после сезона ураганов. В проекте природная стихия работает не только как контекст, но и как метафора внутреннего состояния людей и сообществ. Модиг хотела исследовать причины жестокости в штате (число заключенных на душу населения здесь выше, чем в любой другой стране мира), где особенно распространено насилие в отношении чернокожего населения. 

Делая снимки, она увидела, что повод для страха перед ураганами и повод для агрессии у людей один и тот же — естественная угроза. В культуре «белых мачо» злость, как отмечает фотограф, позволительна, страх — нет. Но подлинная сила состоит в том, чтобы преобразовать страх в действие. Именно это помогает спастись от стихии и позволяет внутреннему шторму утихнуть.

«Большое облако» — Камилла Симэн, Дания
Camille Seaman·Supercell in Minnesota, near Browerville, 20 June 2014

«Большое облако» — Камилла Симэн, Дания

Фотограф с 2008 года делала снимки суперячеек — гроз, способных провоцировать град величиной с грейпфрут и торнадо. Эти природные явления достигают до 80 км в ширину и поднимаются на 20 км, заслоняют солнце и погружают окружающий мир во тьму. В серию попали работы, сделанные в Техасе, Оклахоме, Канзасе, Небраске и Южной Дакоте.

Симэн освоила тонкости «охоты» за штормами и научилась делать «портреты» опасных погодных явлений. Снимки визуализируют нарастающие климатические риски (экстремальные ливни, шквалы, ураганы), но без излишней сенсационности в демонстрации их последствий. 

«Высокая вода в Венеции» — Патриция Зелано, Италия
Patrizia Zelano and Zamagni d’Arte, Rimini·Acqua Alta a Venezia #24, 2019

«Высокая вода в Венеции» — Патриция Зелано, Италия

Ночью 13 ноября 2019 года Венеция пережила одно из самых мощных наводнений за последние 100 лет. Зелано спасала от поднявшейся воды книги — энциклопедии, научные трактаты, художественные тексты, — которые стали основой ее исследования границы между исчезновением и сопротивлением. Серия снимков представляет собой четыре этапа путешествия по истории.

Первые три фотографии предлагают зрителю пройти путь от Античности к Средневековью, где книги становятся реликвиями. Во втором разделе представлена открытая книга с пострадавшими от воды страницами-гармошками и розовыми пятнами. Третья часть открывается разбухшим томом итальянской энциклопедии, четвертая состоит из фотографий высушенных книг, сложенных стопками, как на фламандском натюрморте. Завершает путешествие десятый снимок с классическими видами на венецианские каналы.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+