Ретроспектива Трюффо в «Зотове» и спектакль на парковке: афиша с 2 по 8 октября

Концерт Perla Barocca в ДК «Рассвет»
Формула perla barocca — в буквальном переводе «жемчужина неправильной формы» — верно фиксирует внутреннее противоречие барокко, одновременно воспевающего красоту и демонстрирующего несовершенство, и этот парадокс, проявляясь в избыточной форме и эмоциональной напряженности, остается ключевым признаком стиля.
Барокко предстает то как мистико‑вычурная эстетика, в которой внешняя декорация берет верх над содержанием, то как глубинный протест против ренессансных канонов, взывающий мятежным языком к тревоге и неопределенности эпохи. Показав, что «барочность» не ограничена хронологией и продолжая находить ее в последующих столетиях, концертная программа предложит слушателям произведения от Перселла, Генделя и Вивальди до современной музыки Яна Круля, премьера сочинения которого состоится в этот вечер в ДК «Рассвет».
Когда: 2 октября
Где: ДК «Рассвет»
Столярный пер., д. 3, корп. 15
Специальный показ фильма Франсуа Озона «Мое преступление» в Музее «Гараж»
На следующей неделе Музей «Гараж» завершает серию кинопоказов, объединенных общим названием «Цвет мирового кино». Но еще можно успеть посмотреть криминальную историю Франсуа Озона о подругах‑обманщицах, актрисе и адвокатессе, разворачивающуюся в Париже 1930‑х. В свойственной себе театральной манере Озон показывает конфликт пола и власти.
Начинающая актриса Мадлен Вердье, обвиненная в убийстве продюсера, получает защиту от верной подруги, молодой адвокатессы Полин Молеон. Обратив судебное заседание в сцену, подружки выстраивают тщательно подготовленный монолог о неравенстве и стремлении женщин к самостоятельности. Суд, поддавшись общественному порыву, встает на сторону Мадлен, но по мере раскрытия фактов правда всплывает наружу, и легкость триумфа сменяется этической дилеммой о допустимости обмана ради свободы.
Когда: 5 октября
Где: Музей «Гараж»
ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32
Премьера фильма Ари Астера «Эддингтон» в кинотеатре «Художественный»
«Художественный» первым показывает комедийный вестерн Ари Астера «Эддингтон» — новый проект американской независимой студии A24 с Хоакином Фениксом, Эммой Стоун и Педро Паскалем в главных ролях. Фильм, показанный на Каннском кинофестивале и номинированный на Золотую пальмовую ветвь, описывает нарастающее противостояние между шерифом и мэром.
В мае 2020 года в провинциальном городке мэр планирует возведение крупного центра обработки данных на базе искусственного интеллекта, что приводит к тому, что шериф, не желая уступать, выдвигает свою кандидатуру на пост градоначальника.
Когда: 8 октября
Где: кинотеатр «Художественный»
Арбатская пл., д. 14
Выставка «Светлая Оттепель» в Центре Вознесенского
Центр Вознесенского продолжает цикл выставок, посвященный оттепели: второй проект серии — «Светлая Оттепель» — покажет светозвуковые практики и инженерные опыты, трансформировавшие городскую среду. Обращаясь к технооптимистической утопии, питаемой авангардными идеями начала XX века и новыми научными открытиями, выставка связывает музыку, визуальную синкретику, световую архитектуру и дизайн выставочных пространств.
Магистральным сюжетом проекта становится история студенческого конструкторского бюро «Прометей», созданного при Казанском авиационном институте и объединившего медиавизионеров со всего СССР. Авторы, опираясь на практики Кандинского и Скрябина, демонстрируют, как оттепель превратила локальное экспериментаторство в массовый культурный феномен, вовлекая науку, космос и повседневность в общую программу синтеза искусств.
Когда: c 8 октября
Где: Центр Вознесенского
ул. Большая Ордынка, д. 46, стр. 3
Премьера танцевального спектакля «Под землей» в Доме культуры «ГЭС-2»
Премьера танцевального спектакля на подземной парковке «ГЭС‑2» ставит в центр внимания слияние фолка и современной хореографии. Постановка, созданная хореографом и режиссером Ольгой Цветковой, обращена к теме внутренних трансформаций. Парковка, выступая транзитным пространством и символом перехода, служит сценой, где восемь танцовщиков, находясь в состоянии между ожиданием и действием, словно стремятся сдвинуть бетонный потолок подземного пространства Дома культуры.
Художник Руслан Рычагов, используя анахроничные детали, с помощью многослойных костюмов передает ощущение выпадения из времени, а ансамбль «Толока» под руководством музыкального драматурга Владимира Горлинского, собрав аутентичный звуковой ландшафт из молитвенных, колыбельных и свадебных песен, помещает происходящее в контекст размышлений о времени и общности, задаваясь вопросом, что мы ищем или от чего укрываемся под землей.
Когда: 8–10 октября
Где: Дом культуры «ГЭС-2»
Болотная наб., д. 15
Ретроспектива Франсуа Трюффо «От бунта до нежности» в Центре «Зотов»
В «Зотове» чествуют Франсуа Трюффо, показывая сразу четыре его фильма 1959–1968-х. Считавшийся самым личным и страстным режиссером французской Новой волны, Трюффо исследовал две мощные движущие силы — энергию бытия и нежность чувств — которые раз за разом отражались в его картинах, оставаясь при этом глубоко автобиографичными.
В рамках ретроспективы зритель увидит и его дебют, встряхнувший мировое кино, и поздние фильмы, в которых тонкие исследования любви, обращающиеся к памяти и ранению души, перерастают в зрелые художественные высказывания. Как юношеский гнев, прорывающийся в черно‑белых кадрах, сменяется сложными взрослыми страстями и цветовой лирикой, так и неуемная, почти болезненная чуткость к жизни остается постоянной позицией режиссера.
Когда: до 8 октября
Где: Центр «Зотов»
Ходынская ул., д. 2, стр. 1
Выставка «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» в Третьяковской галерее
До конца октября на Кадашевской набережной можно увидеть проект, который прослеживает эволюцию творчества Ильи Машкова, начинавшуюся с радикальных поисков «Бубнового валета» и завершившуюся работами соцреализма. Экспозиция, собранная из государственных и частных собраний, сопоставляет произведения разных жанров и периодов, показывая, как автор, многократно возвращавшийся к одним темам и переосмыслявший их с интервалом в пять–десять лет, выстраивал свою эстетическую линию.
Выставка ставит перед зрителем вопрос о границах художественного достоинства: одни критики провозглашают поздние полотна шедеврами, равными старым мастерам, другие — видят в них банальность и китч, а кураторы, представляя обе позиции, предлагают заново оценить место Машкова в истории русского искусства.
Когда: до 26 октября
Где: Государственная Третьяковская галерея, корпус на Кадашевской набережной,
Кадашевская наб., д. 12
Выставка «Фундаментальный лексикон. Современное искусство из собрания Фонда Синара» в МАММ
Мультимедиа Арт Музей продолжает цикл проектов «Частные коллекции в МАММ» и на этот раз представляет выставку «Фундаментальный лексикон. Современное российское искусство из собрания Фонда Синара». Экспозиция, опираясь на собрание Фонда, показывает ключевые вехи отечественного авангарда и современности.
Основанный в 2022 году Фонд аккумулировал свыше 2000 произведений, включая знаковые работы классиков, что позволило кураторам выставки, выбирая объекты, развернуть визуальную историю современного российского искусства с 1950‑х по 2020‑е годы. На двух этажах музея зрители смогут увидеть произведения Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова и авторов поколения перестройки, чьи инициативы, сформировав сцену, продолжают влиять на художественный ландшафт сегодня.
Когда: до 30 ноября
Где: Мультимедиа арт музей, Москва
ул. Остоженка, д. 16
