К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Музыка Кандинского и ангелы Беато Анджелико: самые ожидаемые европейские выставки

Яеи Кусама. Желтое дерево. 2010 (Фото DR)
Яеи Кусама. Желтое дерево. 2010 (Фото DR)
Пионеры дадаизма, изобретатели перформансов, Тернер с Констеблем и «зеркальные комнаты» Яеи Кусамы, — музеи Европы делают ставку на проверенные временем имена художников и гарантированные эмоции у зрителей. Выставки нового сезона работают как проекты арт-терапии. Forbes Life выбрал 15 самых интересных
«Ван Гог и семья Рулен. Наконец вместе»

«Ван Гог и семья Рулен. Наконец вместе»

Где: Музей Ван Гога, Амстердам

Когда: до 11 января 2026 года

В 1888 году в Арле Винсент Ван Гог подружился с почтальоном Жозефом Руленом и написал серию портретов его семьи: самого почтальона, его жены Огюстин и троих детей — Армана, Камиль и младенца Марселя. Для Ван Гога, никогда не имевшего семьи, страдавшего от проблем c ментальным здоровьем и одиночества, серия портретов Руленов имела особое значение.

Он писал брату Тео, что Жозеф относится к нему с «молчаливой серьезностью и нежностью, как старый солдат к молодому», и что он счастлив работать над портретами. Портреты семьи Рулен разошлись по многим коллекциям и музеям мира, и впервые их большая часть воссоединится в Амстердаме в музее Ван Гога на выставке «Ван Гог и семья Рулен. Наконец вместе».

«Леонора Каррингтон»

«Леонора Каррингтон»

Где: королевский дворец в Милане

Когда: до 11 января 2026 года

В Палаццо Реале в Милане идет первая в Италии персональная выставка британской художницы, «ведьмы сюрреализма» Леоноры Каррингтон. Художница выросла в обеспеченной английской семье, в 1930-х годах вошла в круг парижских сюрреалистов, у нее был роман с Максом Эрнстом, который в 1940-м эмигрировал в Мексику.

Леонора Каррингтон сочетала в своих работах мистику, феминистские образы, мифологию и экологию. Каррингтон работала в разных направлениях, помимо живописи она была писателем и критиком. Но во всех произведениях художница и писательница создавала уникальную фантастическую вселенную, сочетавшую повседневное со сказкой. После того, как Венецианская биеннале в 2022 году использовала название работы Каррингтон «Молоко снов», цены на работы художницы на рынке заметно выросли, а востребованность ее наследия музеями увеличилась в разы. Так, Каррингтон была одной из центральных фигур на выставке в честь 100-летия сюрреализма в Центре Помпиду осенью 2024 года.

«Беато Анджелико»
Фра Беато Анджелико, «Благовещение» (Фото DR)

«Беато Анджелико»

Где: палаццо Строцци, Флоренция

Когда: до 25 января 2026 года

Фонд палаццо Строцци и музей Сан-Марко объединились, чтобы создать крупнейшую за последние 70 лет выставку Фра Беато Анджелико: более 140 произведений живописи, скульптуры, графики из Лувра, Берлинской картинной галереи, Метрополитен-музея и других институций. Это уникальная возможность увидеть воссоединение алтарных образов.

Экспозиция изучает путь художника, символизирующего флорентийское искусство XV века и сочетавшего в своем стиле наследие поздней готики с принципами зарождающегося Возрождения. Также проект исследует связь Фра Беато Анджелико с художниками Мазаччо, Филиппо Липпи, скульпторами Гиберти, Микелоццо ди Бартоломео и Луки делла Роббиа. 

«Элеанор Энтин. Ретроспектива»

«Элеанор Энтин. Ретроспектива»

Где: Музей современного искусства Люксембурга 

Когда: до 8 февраля 2026 года

В Люксембурге открыта первая в Европе ретроспектива американской феминистки Элеанор Энтин, ключевой фигуры концептуального искусства 1970-х годов. Энтин и сегодня — действующая художница, активист борьбы за права женщин. Ее мультимедийная практика затрагивает темы идентичности, гендера, классовых и социальных структур и личной биографии.

За свою 50-летнюю карьеру Энтин работала в жанре инсталляции, живописи, рисунка, текста, фотографии, перформанса, но прежде всего — видеоарта. Самая известная работа Энтин — серия фотографий-открыток «100 сапог» (1971–1973), в которой 100 резиновых сапог «путешествуют» по Америке и фотографируются на пляже, у церкви, на улице. Ключевая работа для понимания Энтин и важнейший боди-арт перформанс — «Ваяние: традиционная скульптура» 1972 года. Энтин сделала серию снимков своего обнаженного тела. На протяжении 37 дней художница сбрасывала вес, создавая его форму с помощью диеты, как классические мастера высекали фигуру из камня.  В 2019 году художница продолжила проект, создав «Ваяние: 45 лет спустя» с фотографиями своего постаревшего тела. 

«Сезанн, Моне, Ренуар: французский импрессионизм из музея Лангматт»
Пьер Огюст Ренуар, «Лодка» (Фото DR)

«Сезанн, Моне, Ренуар: французский импрессионизм из музея Лангматт»

Где: Нижний Бельведер, Вена

Когда: до 8 февраля 2026 года

Бельведер представляет выставку произведений из коллекции швейцарского музея Лангматт. Одно из первых и наиболее значимых частных собраний французского импрессионизма в Швейцарии было сформировано супругами Дженни и Сидни Браун. Начиная с 1907 года коллекционеры приобретали произведения Сезанна, Моне, Писарро, Ренуара, Коро. Свою виллу Лангматт и коллекцию семья завещала городу Бадену с условием сохранить их как музей. 

«Марисоль»
фото DR

«Марисоль»

Где: Музей современного искусства Луизиана, пригород Копенгагена

Когда: до 22 февраля 2026 года

В музее современного искусства Луизиана проходит выставка венесуэльско-испанской художницы Марисоль (Мария Соль Эскобар, 1930–2016). «Королева поп-арта», близкая подруга Энди Уорхола блистала на художественной сцене, в 1960-е годы ее имя не сходило с обложек журналов, включая Time. Художница прославилась раскрашенными деревянными скульптурами, соединявшими эстетику поп-арта с мотивами народного искусства Центральной и Южной Америки. Сегодня наследие художницы вновь востребовано, а выставка в Луизиане — первая крупная ретроспектива Марисоль в Европе. 

«Театр Пикассо»
Пабло Пикассо, «Художник и его натурщица» (Фото DR)·https://www.tate.org.uk/whats-on/tate-modern/theatre-picasso

«Театр Пикассо»

Где: Тейт Модерн, Лондон

Когда: до 12 апреля 2026 года

Галерея Тейт Модерн к столетию картины Пабло Пикассо «Три танцовщицы» из своего собрания открывает выставку «Театр Пикассо». На протяжении всей жизни художник интересовался театром, танцовщицами, тореадорами. Он был очарован способностью актеров к перевоплощению. Пикассо сам сформировал о себе миф как о признанном мастере и одновременно чужаке, вечно нарушающем традиционные правила, меняющем каноны и ищущем новые формы.

Галерея Тейт объединяет более 45 работ художника из своей коллекции и из других европейских собраний. Помимо живописи на выставке представлены скульптура, текстиль и графика. 

«Яеи Кусама»
Яеи Кусама, «Желтое дерево» (Фото DR)

«Яеи Кусама»

Где: Музей фонда Бейелер, пригород Базеля

Когда: 12 октября 2025 — 25 января 2026 года

Фонд Бейелер открывает ретроспективу японской художницы Яеи Кусамы, чья карьера в искусстве длится уже 70 лет. Экспозиция, созданная совместно с художницей и ее студией, показывает культовые произведения, в том числе одну из знаменитых «бесконечных зеркальных комнат» и ранние работы, не известные в Европе. Кроме того, на выставке будут представлены новые работы Кусамы.

Художница, чей стиль характеризуется исследованием повторяющихся структур и узоров и созданием новых пространств, работает в разных медиумах: на выставке будет представлена живопись, скульптура, инсталляции, рисунок, коллаж, хэппенинги, перформансы и проекты в области моды и литературы. 

«Кандинский. Музыка цвета»
Василий Кандинский, «Красный-желтый-голубой» (Фото DR)

«Кандинский. Музыка цвета»

Где: Парижская филармония

Когда: 15 октября 2025 — 1 февраля 2026 года

Парижская филармония совместно с Центром Помпиду представляет крупнейшую выставку — исследование роли музыки в жизни и творчестве Василия Кандинского. Проект объединяет около 200 произведений. Музыка окружала художника с детства: выросший в Москве и Одессе в образованный семье, он играл на виолончели и фисгармонике, увлекался музыкой Вагнера. Кандинский был современником новых музыкальных направлений, вдохновленных русским фольклором периода конца XIX — начала XX века, когда композиторы старались соединить академическую музыку с народной традицией (среди самых ярких представителей — Мусоргский).

С помощью иммерсивного маршрута со звуковым сопровождением зрителям выставки в парижской филармонии предлагается переместиться в музыкальный контекст эпохи художника. Это проект о синтезе искусств, исследующий «горизонт слушателя» модернизма и абстрактной живописи, взаимное влияние и соответствия между музыкой, формами и цветом. На выставке отдельно восстановлен воображаемый «кабинет меломана» Кандинского: коллекция пластинок, музыкальных книг и партитур, фотографии с друзьями композиторами и музыкантами. 

«Уорхол, Поллок и другие американские пространства»
Энди Уорхол, «Джеки II» (Фото DR)

«Уорхол, Поллок и другие американские пространства»

Где: Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Когда: 21 октября 2025 — 25 января 2026 года

Выставка в мадридском Музее Тиссена-Борнемисы исследует пространства в работах американских художников. Особое внимание уделено Энди Уорхолу и Джексону Поллоку. Любители крупноформатных произведений, Уорхол и Поллок постоянно экспериментировали и переизобретали живописную традицию. Балансируя между абстракцией и фигуративностью, они оба по-новому трактовали соотношение фигур и фона. Через многократное повторение и наслоение образов они предлагали иной взгляд на современность и реальность окружающего мира, рассказывая через абстракцию личную историю. 

«Единорог: Мифическое животное в искусстве»
Мартен де Вос, «Единорог» (Фото DR)

«Единорог: Мифическое животное в искусстве»

Где: Музей Барберини, Потсдам

Когда: 25 октября 2025 — 1 февраля 2026 года

Музей Барберини представляет выставку, посвященную образу единорога в искусстве и культуре от древности до современности. Экспозиция объединяет около 150 произведений, охватывающих 4000 лет, среди них живопись, скульптура, предметы кунсткамер, рукописи, гобелены из Лувра, Прадо, Метрополитена, галереи Уффици.

Единорог возбуждал умы художников на протяжении веков и его изображение встречается повсюду, от христианских миниатюр до современной фотографии. Единорог стал символом фантазии, знания и двойственности. Среди художников — Арнольд Беклин, Альбрехт Дюрер, Гюстав Моро. 

«Всеобщая выставка»
Martin Argyroglo

«Всеобщая выставка»

Где: площадь Пале-Рояль, фонд Cartier, Париж

Когда: 25 октября 2025 — 23 августа 2026 года

Напротив Лувра на площади Пале-Рояль открывается новое выставочное пространство Фонда современного искусства Cartier. Здание бывшего отдела антиквариата Лувра, построенное в эпоху барона Османа, преобразовано по проекту архитектора Жана Нувеля, создавшего внутри подвижные элементы, позволяющие менять конфигурацию выставочного пространства.

Первая выставка в новом пространстве объединит 600 произведений более 100 художников, участвовавших в программах Фонда Cartier с 1984 года. Как итог 40 лет работы институции, она объединяет архитектуру, науку, технологии, искусство. 

«Паоло Трубецкой. Скульптор (1866–1938)»
Паоло Трубецкой, «Граф Робер де Монтескью» (Фото DR)

«Паоло Трубецкой. Скульптор (1866–1938)»

Где: Музей Орсе, Париж

Когда: 30 октября 2025 — 11 января 2026 года

В Музее Орсе открывается ретроспектива скульптора-космополита Паоло Трубецкого. Сын русского князя и американской пианистки, он родился и вырос в Италии, работал в России, Франции и США. Один из главных представителей импрессионизма в скульптуре, Трубецкой был особенно успешен как портретист. Его модели Лев Толстой, Бернард Шоу, представители культурной элиты Парижа и первые кинозвезды Америки формируют пантеон главных лиц Belle époque.

Особое место в творчестве скульптора занимают анималистические работы. Трубецкой был вегетарианцем, любил и защищал животных. Его манеру можно назвать живописной, как подчеркивают в Музее Орсе, он работал маленькими энергичными штрихами, которые улавливает и заставляют вибрировать свет на бронзовой поверхности. При обходе его скульптуры будто бы оживают, меняясь при каждом ракурсе, а асимметрия форм делает их еще более подвижными.

Как писал искусствовед Михаил Алленов, «обновление пластического языка скульптуры было связано с импрессионистическим течением», а сам мастер определял свою задачу как «жизнь в ее быстром изяществе». В русском искусстве Трубецкой известен в первую очередь конным памятником Александру III, монументальное гротескное исполнение которого вызвало ожесточенные споры и язвительные комментарии современников.  

«Рауль Хаусман. Видение. Провокация. Дада»
Рауль Хаусман, «Художественный критик» (Фото DR)

«Рауль Хаусман. Видение. Провокация. Дада»

Где: Берлинская галерея

Когда: 8 ноября 2025 — 16 марта 2026 года

В Берлинской галерее пройдет ретроспектива австрийского художника-авангардиста Рауля Хаусмана (1886–1971). Она ставит задачей на примере 200 работ из собраний Германии и зарубежных коллекций показать влияние многогранного и новаторского творчества Хаусмана на последующие поколения художников и его актуальность в контексте современных дискуссий. Отдельный раздел выставки будет посвящен эмиграции Хаусмана из нацистской Германии во Францию.

Первопроходец мультимедийного искусства, Рауль Хаусман стремился отказаться от привычных форм и воплощать завтрашний день. Он был среди тех, кто изобрел коллаж, писал экспериментальные тексты и манифесты, создавал перформансы о взаимодействии тела, пространства и звука, в фотографии объединял тактильное и визуальное. В 1920-е Хаусманн создавал синэстетические аппараты, экспериментируя на стыке инженерии, искусства и восприятия. Самый известный аппарат — оптофон, превращавший световые сигналы в звуковые. По мнению Хаусмана, искусство будущего будет воздействовать на зрителя через несколько каналов восприятия. Художник предвосхитил идеи медиаарта и аудиовизуальные перформансы почти на 100 лет. 

«Тернер и Констебл»
Уильям Тернер, «Пожар в Палате лордов и Палате общин 16 октября 1834 года» (Фото DR)

«Тернер и Констебл»

Где: Британская галерея Тейт (Tate Britain), Лондон

Когда: 27 ноября 2025 — 12 апреля 2026 года

К 250-летию со дня рождения двух мастеров британской живописи — Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера и Джона Констебла — британская галерея Тейт представит масштабную выставку, посвященную их творчеству и соперничеству. Она прослеживает развитие карьер двух современников и новаторов в жанре пейзажа. Тернер писал драматические, пылающие закаты и грандиозные виды, наполненные драмой и светом, а его поздние картины вдохновили Клода Моне. Констебл стремился к искренности и свежести в изображении природы, он как никто другой умел улавливать изменчивый свет английского неба. Критики сравнивали их картины со столкновением «огня и воды». 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+