Музей Орсе устроил суд над Мане, Брюллов выставлен за $1 млн: новости арт-рынка

Новости рынка: Christie’s лидирует, Саудовская Аравия налаживает культурные связи с Deutsche Bank
Согласно подсчетам портала Artnet, Christie’s обгоняет другие аукционные дома по продажам произведений искусства за первую половину 2025 года. С января по конец июля этот показатель составил $1,5 млрд, что на 1,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Для Sotheby’s спад оказался более заметным: продажи искусства снизились на 14%, до отметки в $1,2 млрд. Тут, по мнению экспертов, в первую очередь дали знать о себе эксперименты аукционного дома со схемой начисления комиссионных: новые правила были введены в мае 2024 года и отменены в начале 2025-го. Сильнее остальных пострадал Phillips, продажи которого составили всего $190 млн, продемонстрировав падение на четверть. Аналитики Artnet учитывали только аукционные продажи произведений искусства в живом и онлайн-формате. Частные продажи и сделки с предметами роскоши не учитывались.
В Эр-Рияде под патронажем наследного принца и премьер-министра королевства Мухаммеда ибн Салмана прошла первая конференция по культурным инвестициям. По ее итогам власти Саудовской Аравии заключили целый ряд соглашений на общую сумму примерно в $1,3 млрд. В их число вошел меморандум о культурном партнерстве с Deutsche Bank. Упор будет сделан на образовательные инициативы и обменные программы, что логично соотносится с планами создания Эр-Риядского университета искусств, который должен открыться уже в 2026 году.
На месте демонтированной в конце июля «Большой глины № 4» Урса Фишера у Дома культуры «ГЭС-2» установлена скульптура Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген «Садовая лопатка». Ее высота превышает семь метров, а вес составляет почти девять тонн. Создана она была в 2001 году, впервые показана в рамках выставки, проходившей в нью-йоркском Метрополитен-музее в 2002 году. С той поры и до недавнего времени скульптура украшала собой кампус издательства Dotdash Meredith в Айове (сама компания сейчас готовится к переезду), а затем появились сообщения о продаже «Садовой лопатки». При этом уточнялось, что изначально руководство компании пыталось найти покупателя среди местного сообщества. В пресс-службе «ГЭС-2» подтвердили, что установленный у Дома культуры объект — тот же самый, что находился в Айове (существует как минимум три незначительно отличающихся друг от друга версии скульптуры). В официальном пресс-релизе говорится, что «объект происходит из частной коллекции». Кроме того, уточняется, что «Садовая лопатка» установлена как временный объект, запускающий новую кураторскую программу «ГЭС-2», посвященную паблик-арту.
Итальянский рынок: наследники концерна Fiat делят коллекцию, конфискованы подделки Сальвадора Дали
Итальянская полиция на прошлой неделе конфисковала более 20 поддельных работ, приписываемых Сальвадору Дали. Все они экспонировались на выставке «Дали, между искусством и мифом», проходившей в пармском палаццо Тараскони. К числу изъятых произведений относятся рисунки, гравюры, гобелены и другие предметы. Они привлекли внимание представителей испанского фонда «Гала — Сальвадор Дали» еще месяц назад, когда их показывали в Риме. Когда работы перевезли в Парму, итальянские правоохранители получили от лица фонда обращение с просьбой выяснить их подлинность. Сейчас специальный отдел карабинеров пытается установить связь между конфискованными работами и обнаруженной в феврале 2025 года в Риме подпольной мастерской по производству поддельных произведений искусства.
Члены семьи Аньелли, основавшей автомобильный концерн FIAT, спорят из-за принадлежащей им коллекции искусства. Формированием собрания изначально занимался патриарх династии, Джованни Аньелли. После его смерти в 1945 году дело продолжил внук Джанни, скончавшийся в 2003-м. По состоянию на 2023 год считалось, что в коллекцию входит более 630 работ с суммарной оценкой более чем в $1 млрд. В 2023 году итальянская телекомпания Rai сообщила о том, что отдельные работы из собрания были незаконно проданы и вывезены за границу. Главной пострадавшей считает себя Маргарита Аньелли, дочка Джанни Аньелли. Она утверждает, что за пропажей работ, включая полотна Пабло Пикассо и Фрэнсиса Бэкона, стоят трое ее детей от первого брака.
Музейные новости: суд над Мане
Музей Орсе устроил постановочный суд над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Полотно было впервые показано на парижском Салоне отверженных в 1863 году, вызвав бурную полемику. Критикам и зрителям показалась непристойной фигура обнаженной женщины, непринужденно отдыхающей рядом с двумя полностью одетыми мужчинами. На прошлой неделе в парижском Музее Орсе прошел постановочный судебный процесс, участники которого попробовали примерить на себя роли современников картины, включая реальных персонажей вроде Шарля Бодлера и Эмиля Золя, которые в свое время встали на защиту Мане. Среди них были студенты Французской федерации дебатов, несколько действующих адвокатов и один судья. Участники много шутили. Почти все обвинительные речи начинались со знаменитой цитаты Эмиля Золя «Я обвиняю» (правда, изначально сказанной по другому поводу). Прибегая к современной лексике, Мане называли «кликбейтером» и обвиняли в «Мане-пуляции». Самым убедительным было признано выступление студента, игравшего роль Шарля Бодлера. По его словам, вызов общественным нормам морали в работе не подлежит сомнению, но вместо обвинений творчество Мане заслуживает лишь поощрения.
Предстоящие аукционы: Еситомо Нара за £8,5 млн и Брюллов за $1 млн
Список топ-лотов лондонских торгов Christie’s, намеченных на 15 октября, возглавляет картина Еситомо Нары «Туманные дни». Эстимейт написанного в 1998 году полотна составляет £6,5–8,5 млн. По словам аукционистов, это один из ярчайших образцов зрелого стиля художника, созданный в последние годы его жизни в Германии. Представители Christie’s уточняют, что «Туманные дни» — одна из всего порядка 20 масштабных (высотой более 150 см) картин Нары, написанных в период с 1996 по 2000 год. Впервые полотно появилось на нью-йоркских торгах Sotheby’s в 2023 году. Тогда при эстимейте в $18 млн лот по неизвестным причинам был снят с продажи накануне аукциона.
Седьмые торги дома «АукциON» пройдут под заголовком «Сюда» в апартаментах «Vesper Тверская» 10 октября. На них выставлены 60 работ 50 современных художников от классиков послевоенного нонконформизма до молодых авторов. Топ-лотом считается «Портрет с руками» (2007) кисти Олега Целкова с оценкой в €80 000–85 000. Также с молотка пустят работы Михаила Рогинского, Игоря Вулоха, Михаила Шварцмана, Владимира Яковлева.
Московский аукционный дом проведет большие осенние торги 12 октября 2025 года. Главным топ-лотом считается полотно Карла Брюллова «Диана, Эндимион и Сатир». Аукционисты настаивают на музейном статусе работы, ссылаясь на тот факт, что другие версии этой же композиции хранятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея. Согласно ожиданиям организаторов, картина может уйти с молотка за $1 млн и тем самым установить новый мировой аукционный рекорд на произведения художника. Сегодня он составляет £433 600 (или примерно $582 000 в пересчете по курсу на момент публикации). На этой отметке он находится с 2005 года, когда на Christie’s ушел эскиз к «Возвращению Папы Пия IX в Рим в 1850 году». В общей сложности на московские торги 12 октября выставят более 170 лотов с суммарной оценкой порядка 800 млн рублей.
Прошедшие аукционы: Поленов за 23,6 млн рублей и рекорд на работу Гигера
Топ-лотом проходивших 30 сентября торгов Christie’s, посвященных коллекции французского искусствоведа и куратора Даниэля Абади, стала работа Василия Кандинского. Абстракция 1931 года под названием «Устойчивость» была продана за €482 600.
ARTinvestment отчитался об итогах юбилейного, 600-го аукциона «Первые имена», завершившегося 3 октября. По подсчетам организаторов, суммарная выручка по результатам продажи 17 лотов превысила отметку в 200 млн рублей. Топ-лотом стало полотно Василия Поленова. Согласно аукционистам, его работа «Христос на Генисаретском озере» из евангельского цикла ушла с молотка за 23,6 млн рублей.
Торги Heritage Auctions, посвященные коллекции оскароносного режиссера Гильермо дель Торо, в сумме собрали $1,6 млн. В ходе аукциона был установлен новый ценовой рекорд на произведения швейцарского художника Ханса Руди Гигера, прославившегося работой над кинокартиной «Чужой» (1979) Ридли Скотта. «Турист» был продан за $350 000, вдвое превысив ожидания аукционистов.
Судьба шедевров: путаница в авторстве трех «Лютнистов» Караваджо, «Кувшинки» Моне
Искусственный интеллект помог в атрибуции одной из версий знаменитого «Лютниста» Караваджо. На сегодня известно о трех работах итальянского мастера с таким названием. До недавнего времени бесспорными произведениями Караваджо считались две из них: одна, хранящаяся в петербургском Эрмитаже, и вторая — из коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея. Вопросы вызывала третья версия из английского Бадминтон-хауса. В 1969 году она была продана на Sotheby’s как копия кисти неизвестного художника всего за £750. В 2001 году тот же аукционный дом продавал ее уже как работу художника круга Караваджо. Тогда полотно ушло с молотка за £71 000, а покупателем оказался британский историк искусства Кловис Уитфилд, который уверен, что картина написана рукой самого Караваджо. Недавно его точку зрения подтвердил анализ компании Art Recognition, проведенный с использованием ИИ-технологий. Заключение алгоритма гласит, что вероятность авторства Караваджо составляет 85,7%. При этом ИИ засомневался в атрибуции версии, хранящейся в Метрополитен-музее.
Обанкротившийся американский финансист Джордж Аллен Вайс пытается продать картину Клода Моне за $36,5 млн, чтобы частично погасить свои долги перед Bank of America, превышающие $100 млн. Речь идет об одной из версий знаменитых «Кувшинок», написанной в 1914–1917 годы. По словам адвокатов Вайса, покупатель уже найден, но его имя не разглашается.
Новые площадки в Москве и Суздале
Стала известна дата открытия московского музейно-выставочного центра «Коллекция», создателем которого выступают миллиардер Андрей Молчанов и его жена Елизавета. Новый музей откроется 2 декабря 2025 года. Он расположен на территории жилого квартала «Зиларт», в пятиэтажном здании, которое спроектировал архитектор Сергей Чобан и бюро СПИЧ. Пока что просторные выставочные залы с потолками под пять метров и оборудованные по последнему слову техники пустуют. На площади перед музеем установлен ажурный «Самосвал» Вима Дельвуа, а дверцы лифтов и эскалаторные пролеты разукрашены уличными художниками. По замыслу художественного руководителя музея Александра Боровского, музей откроется тремя выставками: одна из них будет посвящена африканскому искусству, вторая — петербургской скульптуре второй половины ХХ века, а третья — инсталляции Гриши Брускина. По словам директора «Коллекции» Ирины Толпиной, входной билет будет стоить 900 рублей.
Суздальское сообщество МИРА откроет 11 октября новую выставочную площадку под открытым небом «Аквариум». Пространство с прозрачными стеклянными стенами предусмотрено для показа современного искусства, в первую очередь — скульптур и инсталляций. Первым экспонатом «Аквариума» станет скульптура «Дыхание земли» Аллы Перовой, вдохновленная ландшафтом суздальской земли.
Новые выставки в Москве, Казани и Черноголовке
В подмосковном наукограде Черноголовке открылась выставка «Резонанс», ставшая результатом арт-резиденции «Гало», появившейся этим летом и предназначенной для авторов, исследующих взаимосвязи между искусством, городской средой, природой и наукой. Участниками первого сезона стали четыре современных художника. Их отчетный проект расположился на трех городских площадках: в Доме ученых, бывшем здании городского ЗАГСа и в исследовательском центре. Мария Инькова представила работу Lucida Morgana, исследующую природу миража. Историю местных и привнесенных растений и сорняков иллюстрируют работы Дарьи Неретиной. Сергей Костырко превратил микроскопические поверхности материалов для солнечных батарей и фотокатодов в звук и объемные формы. А одна из двух инсталляций Мая Стерлеговых стала ольфакторным портретом Черноголовки.
В московской галерее ART&BRUT до 1 ноября проходит выставка «Подуй, пожалуйста, и в мою сторону» петербургского художника и предметного дизайнера Саши Браулова, который с детских лет увлекается вышивкой. Его текстильная серия «Архитектура авангарда», насчитывающая уже порядка полусотни работ, воспроизводит нереализованные проекты, утраченные памятники архитектуры, а также уцелевшие до наших дней постройки. Кроме того, Браулов работает над серией «Документальная вышивка» и создает уличные работы, в которых камерные бытовые сюжеты сопровождаются подбадривающими фразами. На выставке в ART&BRUT собраны новые работы художника из разных серий, объединенные мотивом неуловимой силы, которая в разных проявлениях действует на человека.
В Казанском кремле 13 октября откроется персональная выставка Юрия Купера «Сфумато». Проект, организованный московской Askeri Gallery, приурочен к 85-летнему юбилею художника. В экспозицию войдет более 20 монументальных полотен мастера, несколько скульптур, проекции театральных залов, архитектурные и пространственные проекты. Выставка продлится до 15 марта 2026 года.
