К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Музей Орсе устроил суд над Мане, Брюллов выставлен за $1 млн: новости арт-рынка

Постановочный суд над «Завтраком на траве» Эдуарда Мане (Musée d'Orsay)
Постановочный суд над «Завтраком на траве» Эдуарда Мане (Musée d'Orsay)
Искусственный интеллект атрибутировал «Лютниста» Караваджо, «Кувшинки» Моне выставили на продажу, в Италии конфисковали поддельные работы Сальвадора Дали. Об этих и других актуальных новостях арт-рынка — в еженедельной подборке Forbes Life

Новости рынка: Christie’s лидирует, Саудовская Аравия налаживает культурные связи с Deutsche Bank

Согласно подсчетам портала Artnet, Christie’s обгоняет другие аукционные дома по продажам произведений искусства за первую половину 2025 года. С января по конец июля этот показатель составил $1,5 млрд, что на 1,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Для Sotheby’s спад оказался более заметным: продажи искусства снизились на 14%, до отметки в $1,2 млрд. Тут, по мнению экспертов, в первую очередь дали знать о себе эксперименты аукционного дома со схемой начисления комиссионных: новые правила были введены в мае 2024 года и отменены в начале 2025-го. Сильнее остальных пострадал Phillips, продажи которого составили всего $190 млн, продемонстрировав падение на четверть. Аналитики Artnet учитывали только аукционные продажи произведений искусства в живом и онлайн-формате. Частные продажи и сделки с предметами роскоши не учитывались. 

В Эр-Рияде под патронажем наследного принца и премьер-министра королевства Мухаммеда ибн Салмана прошла первая конференция по культурным инвестициям. По ее итогам власти Саудовской Аравии заключили целый ряд соглашений на общую сумму примерно в $1,3 млрд. В их число вошел меморандум о культурном партнерстве с Deutsche Bank. Упор будет сделан на образовательные инициативы и обменные программы, что логично соотносится с планами создания Эр-Риядского университета искусств, который должен открыться уже в 2026 году. 

Клас Ольденбург и Кошье ван Брюгген, «Садовая лопатка» (Глеб Леонов)

На месте демонтированной в конце июля «Большой глины № 4» Урса Фишера у Дома культуры «ГЭС-2» установлена скульптура Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген «Садовая лопатка». Ее высота превышает семь метров, а вес составляет почти девять тонн. Создана она была в 2001 году, впервые показана в рамках выставки, проходившей в нью-йоркском Метрополитен-музее в 2002 году. С той поры и до недавнего времени скульптура украшала собой кампус издательства Dotdash Meredith в Айове (сама компания сейчас готовится к переезду), а затем появились сообщения о продаже «Садовой лопатки». При этом уточнялось, что изначально руководство компании пыталось найти покупателя среди местного сообщества. В пресс-службе «ГЭС-2» подтвердили, что установленный у Дома культуры объект — тот же самый, что находился в Айове (существует как минимум три незначительно отличающихся друг от друга версии скульптуры). В официальном пресс-релизе говорится, что «объект происходит из частной коллекции». Кроме того, уточняется, что «Садовая лопатка» установлена как временный объект, запускающий новую кураторскую программу «ГЭС-2», посвященную паблик-арту. 

 
Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Итальянский рынок: наследники концерна Fiat делят коллекцию, конфискованы подделки Сальвадора Дали

Итальянская полиция на прошлой неделе конфисковала более 20 поддельных работ, приписываемых Сальвадору Дали. Все они экспонировались на выставке «Дали, между искусством и мифом», проходившей в пармском палаццо Тараскони. К числу изъятых произведений относятся рисунки, гравюры, гобелены и другие предметы. Они привлекли внимание представителей испанского фонда «Гала — Сальвадор Дали» еще месяц назад, когда их показывали в Риме. Когда работы перевезли в Парму, итальянские правоохранители получили от лица фонда обращение с просьбой выяснить их подлинность. Сейчас специальный отдел карабинеров пытается установить связь между конфискованными работами и обнаруженной в феврале 2025 года в Риме подпольной мастерской по производству поддельных произведений искусства.

Поддельные работы Сальвадора Дали, изъятые итальянскими карабинерами (CCHPU)

Члены семьи Аньелли, основавшей автомобильный концерн FIAT, спорят из-за принадлежащей им коллекции искусства. Формированием собрания изначально занимался патриарх династии, Джованни Аньелли. После его смерти в 1945 году дело продолжил внук Джанни, скончавшийся в 2003-м. По состоянию на 2023 год считалось, что в коллекцию входит более 630 работ с суммарной оценкой более чем в $1 млрд. В 2023 году итальянская телекомпания Rai сообщила о том, что отдельные работы из собрания были незаконно проданы и вывезены за границу. Главной пострадавшей считает себя Маргарита Аньелли, дочка Джанни Аньелли. Она утверждает, что за пропажей работ, включая полотна Пабло Пикассо и Фрэнсиса Бэкона, стоят трое ее детей от первого брака.  

 

Музейные новости: суд над Мане

Музей Орсе устроил постановочный суд над картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Полотно было впервые показано на парижском Салоне отверженных в 1863 году, вызвав бурную полемику. Критикам и зрителям показалась непристойной фигура обнаженной женщины, непринужденно отдыхающей рядом с двумя полностью одетыми мужчинами. На прошлой неделе в парижском Музее Орсе прошел постановочный судебный процесс, участники которого попробовали примерить на себя роли современников картины, включая реальных персонажей вроде Шарля Бодлера и Эмиля Золя, которые в свое время встали на защиту Мане. Среди них были студенты Французской федерации дебатов, несколько действующих адвокатов и один судья. Участники много шутили. Почти все обвинительные речи начинались со знаменитой цитаты Эмиля Золя «Я обвиняю» (правда, изначально сказанной по другому поводу). Прибегая к современной лексике, Мане называли «кликбейтером» и обвиняли в «Мане-пуляции». Самым убедительным было признано выступление студента, игравшего роль Шарля Бодлера. По его словам, вызов общественным нормам морали в работе не подлежит сомнению, но вместо обвинений творчество Мане заслуживает лишь поощрения. 

Предстоящие аукционы: Еситомо Нара за £8,5 млн и Брюллов за $1 млн

Еситомо Нара, «Туманные дни» (Christie’s)

Список топ-лотов лондонских торгов Christie’s, намеченных на 15 октября, возглавляет картина Еситомо Нары «Туманные дни». Эстимейт написанного в 1998 году полотна составляет £6,5–8,5 млн. По словам аукционистов, это один из ярчайших образцов зрелого стиля художника, созданный в последние годы его жизни в Германии. Представители Christie’s уточняют, что «Туманные дни» — одна из всего порядка 20 масштабных (высотой более 150 см) картин Нары, написанных в период с 1996 по 2000 год. Впервые полотно появилось на нью-йоркских торгах Sotheby’s в 2023 году. Тогда при эстимейте в $18 млн лот по неизвестным причинам был снят с продажи накануне аукциона. 

Седьмые торги дома «АукциON» пройдут под заголовком «Сюда» в апартаментах «Vesper Тверская» 10 октября. На них выставлены 60 работ 50 современных художников от классиков послевоенного нонконформизма до молодых авторов. Топ-лотом считается «Портрет с руками» (2007) кисти Олега Целкова с оценкой в €80 000–85 000. Также с молотка пустят работы Михаила Рогинского, Игоря Вулоха, Михаила Шварцмана, Владимира Яковлева. 

 
Карл Брюллов, «Диана, Эндимион и Сатир» (Московский аукционный дом)

Московский аукционный дом проведет большие осенние торги 12 октября 2025 года. Главным топ-лотом считается полотно Карла Брюллова «Диана, Эндимион и Сатир». Аукционисты настаивают на музейном статусе работы, ссылаясь на тот факт, что другие версии этой же композиции хранятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея. Согласно ожиданиям организаторов, картина может уйти с молотка за $1 млн и тем самым установить новый мировой аукционный рекорд на произведения художника. Сегодня он составляет £433 600 (или примерно $582 000 в пересчете по курсу на момент публикации). На этой отметке он находится с 2005 года, когда на Christie’s ушел эскиз к «Возвращению Папы Пия IX в Рим в 1850 году». В общей сложности на московские торги 12 октября выставят более 170 лотов с суммарной оценкой порядка 800 млн рублей.

Прошедшие аукционы: Поленов за 23,6 млн рублей и рекорд на работу Гигера

Топ-лотом проходивших 30 сентября торгов Christie’s, посвященных коллекции французского искусствоведа и куратора Даниэля Абади, стала работа Василия Кандинского. Абстракция 1931 года под названием «Устойчивость» была продана за €482 600. 

Василий Кандинский, «Устойчивость» (Christie’s)

ARTinvestment отчитался об итогах юбилейного, 600-го аукциона «Первые имена», завершившегося 3 октября. По подсчетам организаторов, суммарная выручка по результатам продажи 17 лотов превысила отметку в 200 млн рублей. Топ-лотом стало полотно Василия Поленова. Согласно аукционистам, его работа «Христос на Генисаретском озере» из евангельского цикла ушла с молотка за 23,6 млн рублей. 

Торги Heritage Auctions, посвященные коллекции оскароносного режиссера Гильермо дель Торо, в сумме собрали $1,6 млн. В ходе аукциона был установлен новый ценовой рекорд на произведения швейцарского художника Ханса Руди Гигера, прославившегося работой над кинокартиной «Чужой» (1979) Ридли Скотта. «Турист» был продан за $350 000, вдвое превысив ожидания аукционистов. 

Судьба шедевров: путаница в авторстве трех «Лютнистов» Караваджо, «Кувшинки» Моне 

Искусственный интеллект помог в атрибуции одной из версий знаменитого «Лютниста» Караваджо. На сегодня известно о трех работах итальянского мастера с таким названием. До недавнего времени бесспорными произведениями Караваджо считались две из них: одна, хранящаяся в петербургском Эрмитаже, и вторая — из коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея. Вопросы вызывала третья версия из английского Бадминтон-хауса. В 1969 году она была продана на Sotheby’s как копия кисти неизвестного художника всего за £750. В 2001 году тот же аукционный дом продавал ее уже как работу художника круга Караваджо. Тогда полотно ушло с молотка за £71 000, а покупателем оказался британский историк искусства Кловис Уитфилд, который уверен, что картина написана рукой самого Караваджо. Недавно его точку зрения подтвердил анализ компании Art Recognition, проведенный с использованием ИИ-технологий. Заключение алгоритма гласит, что вероятность авторства Караваджо составляет 85,7%. При этом ИИ засомневался в атрибуции версии, хранящейся в Метрополитен-музее.

 
Версия «Лютниста» Караваджо из коллекции Бадминтон-хауса (Clovis Whitfield)

Обанкротившийся американский финансист Джордж Аллен Вайс пытается продать картину Клода Моне за $36,5 млн, чтобы частично погасить свои долги перед Bank of America, превышающие $100 млн. Речь идет об одной из версий знаменитых «Кувшинок», написанной в 1914–1917 годы. По словам адвокатов Вайса, покупатель уже найден, но его имя не разглашается. 

Новые площадки в Москве и Суздале

Стала известна дата открытия московского музейно-выставочного центра «Коллекция», создателем которого выступают миллиардер Андрей Молчанов и его жена Елизавета. Новый музей откроется 2 декабря 2025 года. Он расположен на территории жилого квартала «Зиларт», в пятиэтажном здании, которое спроектировал архитектор Сергей Чобан и бюро СПИЧ. Пока что просторные выставочные залы с потолками под пять метров и оборудованные по последнему слову техники пустуют. На площади перед музеем установлен ажурный «Самосвал» Вима Дельвуа, а дверцы лифтов и эскалаторные пролеты разукрашены уличными художниками. По замыслу художественного руководителя музея Александра Боровского, музей откроется тремя выставками: одна из них будет посвящена африканскому искусству, вторая — петербургской скульптуре второй половины ХХ века, а третья — инсталляции Гриши Брускина. По словам директора «Коллекции» Ирины Толпиной, входной билет будет стоить 900 рублей. 

Музей «Коллекция» (Илья Иванов)

Суздальское сообщество МИРА откроет 11 октября новую выставочную площадку под открытым небом «Аквариум». Пространство с прозрачными стеклянными стенами предусмотрено для показа современного искусства, в первую очередь — скульптур и инсталляций. Первым экспонатом «Аквариума» станет скульптура «Дыхание земли» Аллы Перовой, вдохновленная ландшафтом суздальской земли. 

Новые выставки в Москве, Казани и Черноголовке

В подмосковном наукограде Черноголовке открылась выставка «Резонанс», ставшая результатом арт-резиденции «Гало», появившейся этим летом и предназначенной для авторов, исследующих взаимосвязи между искусством, городской средой, природой и наукой. Участниками первого сезона стали четыре современных художника. Их отчетный проект расположился на трех городских площадках: в Доме ученых, бывшем здании городского ЗАГСа и в исследовательском центре. Мария Инькова представила работу Lucida Morgana, исследующую природу миража. Историю местных и привнесенных растений и сорняков иллюстрируют работы Дарьи Неретиной. Сергей Костырко превратил микроскопические поверхности материалов для солнечных батарей и фотокатодов в звук и объемные формы. А одна из двух инсталляций Мая Стерлеговых стала ольфакторным портретом Черноголовки.

 
Мария Инькова, Lucida Morgana (Дмитрий Егоров)

В московской галерее ART&BRUT до 1 ноября проходит выставка «Подуй, пожалуйста, и в мою сторону» петербургского художника и предметного дизайнера Саши Браулова, который с детских лет увлекается вышивкой. Его текстильная серия «Архитектура авангарда», насчитывающая уже порядка полусотни работ, воспроизводит нереализованные проекты, утраченные памятники архитектуры, а также уцелевшие до наших дней постройки. Кроме того, Браулов работает над серией «Документальная вышивка» и создает уличные работы, в которых камерные бытовые сюжеты сопровождаются подбадривающими фразами. На выставке в ART&BRUT собраны новые работы художника из разных серий, объединенные мотивом неуловимой силы, которая в разных проявлениях действует на человека. 

Юрий Купер, «Трава с яблоками» (Askeri Gallery)

В Казанском кремле 13 октября откроется персональная выставка Юрия Купера «Сфумато». Проект, организованный московской Askeri Gallery, приурочен к 85-летнему юбилею художника. В экспозицию войдет более 20 монументальных полотен мастера, несколько скульптур, проекции театральных залов, архитектурные и пространственные проекты. Выставка продлится до 15 марта 2026 года.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+