Я это уже слышал: что такое феномен Баадера-Майнхоф и как он искажает нашу реальность

Что такое синдром Баадера-Майнхоф
Осенью 2025 года фронтмен британской группы The 1975 Мэтти Хили оставил комментарий под фанатским видео в TikTok, где обсуждалась теория о том, что песня About You посвящена его отношениям с Тейлор Свифт. «Нет, это не так. То, что вы описываете, — это синдром Баадера-Майнхоф. Я никогда не писал песен о реальных людях — это хитрость и дешевка», — написал музыкант под одним из вирусных постов. СМИ обращают внимание, что музыканты неоднократно то начинали, то прерывали связь в период с 2014 по 2025 год — и за это время, по мнению фанатов, они посвятили друг другу несколько песен и даже альбомов. В частности, речь идет о треке The 1975 «About You», а также альбомах Свифт Midnights и The Tortured Poets Department.
Комментарий Хили моментально разошелся по соцсетям, а музыкант невольно популяризировал психологический термин — синдром Баадера-Майнхоф — когнитивное искажение, при котором новая информация, которую человек узнал только что, воспринимается им как нечто часто встречающееся.
Ирония ситуации в том, что она сама по себе иллюстрирует этот феномен: стоило поклонникам однажды увидеть связь между песней и предполагаемыми отношениями Хили и Свифт, как эта идея начала казаться им очевидной и повсюду подтверждаемой — в текстах песен, интервью, старых видео. Сработал классический механизм когнитивного искажения: мозг «подсвечивает» новую информацию, придавая ей ложную частотность.
Синдром (или феномен) Баадера-Майнхоф также называют иллюзией частотности — это разновидность когнитивного искажения, при котором человек, впервые узнав что-то новое, начинает видеть это повсюду. Самый простой пример, который часто встречается в психологических разборах такого синдрома, — новый автомобиль: при виде рекламы модели условной Tesla человеку может казаться, что такая машина есть у всех, и это убеждение лишь подкрепляется в случае, если ее приобретет кто-то из знакомых или она просто появится на парковке у дома.
Сам же термин в психологической науке довольно новый — он появился лишь в середине 1990-х годов. Так, в 1994 году американский журналист Терри Маллен написал письмо в газету St. Paul Pioneer Press, в котором пересказал свою беседу с другом. В их разговоре была упомянута террористическая группировка левого толка «Фракция Красной армии», известная как «Баадер Майнхоф» и названная в честь ее лидеров — Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф. Она была наиболее активной в семидесятые годы ХХ века и известна акциями поджогов и погромов, а также ограблениями и политическими убийствами, целью которых была борьба с империализмом. На следующий день после этой встречи Терри Маллен увидел в той же газете статью об этой группе — и это совпадение его настолько удивило, что он рассказал о нем журналистам издания, написав им письмо и назвав случившееся «феноменом Баадера-Майнхоф».
Как позднее выяснилось, с подобным феноменом сталкивался не только Маллен. Читатели St. Paul Pioneer Press, прочитав письмо журналиста, рассказали изданию, что тоже сталкивались с таким опытом: узнав новый факт, они думали, что уже встречались с ним раньше — им казалось, это «что-то» окружает их повсюду. Наиболее популярным термин стал в 2005 году, когда профессор и лингвист Арнольд Цвикки из Стэнфордского университета употребил название frequency illusion («иллюзия частотности») в своем блоге, связав его с когнитивной психологией.
Как работает феномен Баадера-Майнхоф
Причиной возникновения синдрома Баадера-Майнхоф становится знакомство человека с новой информацией, будь то какое-то событие, идея, концепция, термин и не только. «В результате разового столкновения с этой информацией мозг становится невероятно чувствительным к ней, и человек начинает внезапно видеть ее повсюду, придавая ей слишком большое значение», — объясняет принцип работы феномена телесно-ориентированный психотерапевт и психолог Татьяна Сивоволова.
«Простыми словами, увидев впервые в жизни картину современного художника, которая вас впечатлила, вы можете замечать ее уже в репродукциях, рекламных баннерах, журналах, услышать, как о ней говорят коллеги. Так создается иллюзия, что картина стала популярной — хотя на самом деле это не так, а вся причина ее повсеместности — в вашем восприятии», — приводит пример специалист.
Большое значение имеет и эмоциональный аспект — в частности, то состояние, в котором мы находимся в момент получения новой информации. По словам Сивоволовой, в моменты сильных переживаний у человека активизируется выработка нескольких гормонов, таких как адреналин, кортизол и дофамин. Каждый из них, в случае с синдромом Баадера-Майнхоф, работает по-своему:
- адреналин повышает уровень возбуждения мозга, помогает сосредоточиться и закрепить важную информацию, делая запоминание более ярким и стойким;
- кортизол также влияет на память, готовит к действиям в сложных ситуациях, усиливает фокус внимания на важных аспектах и увеличивает связь между эмоциями и переживанием;
- дофамин, являясь гормоном награды и мотивации, усиливает запись информации, связанной с каким -либо ярким событием, делая его еще более запоминающимся. Он как бы «закрепляет» новые знания, подкрепляя наше внутреннее ощущение «Я это искал».
«В совокупности эти биохимические реакции усиливают эффект Баадера-Майнхоф, — поясняет психолог. — Ярко окрашенные эмоциональные события быстрее и сильнее закрепляются в памяти, и мозг начинает чаще обращать внимание на связанный с ними контент. Ведь все, что связано с нашими эмоциями, имеет для нас повышенную значимость».
С этой точкой зрения согласна и клинический психолог Мария Вольная. «Мозг особенно хорошо запоминает те данные, которые связаны с эмоциональной значимостью, — говорит она. — Когда человек переживает эмоционально насыщенное событие, например новую влюбленность или конфликт, мозг активирует систему внимания и эмоциональной памяти в зоне лимбической системы — миндалевидное тело и гиппокамп. Они маркируют событие как важное и запускают механизм усиленного восприятия любых связанных с ним стимулов».
По словам психолога, так работает фильтрация внешнего мира: если эмоция сильна, внимание человека сужается, фокусируясь лишь на том, что связано с этим эмоциональным фоном. «Вот почему после ссоры с начальником на работе «все вокруг» кажутся агрессивными и несправедливыми, а после расставания мы думаем, что повсюду звучат только песни о любви», — перечисляет примеры из повседневной жизни специалист.
Как распознать синдром Баадера-Майнхоф
Для того, чтобы заметить этот феномен в повседневной жизни, по мнению психологов, достаточно отслеживать свои мысли, фокус внимания и реакции. «Например, вы слышите новое слово, узнаете новую идею или тему — и вдруг замечаете, что она как будто повсюду. Это может касаться чего угодно — от марки машины или необычной профессии до неизвестного ранее заболевания или политической темы», — объясняет клинический психолог Мария Вольная.
Специалист также уточняет, что у феномена Баадера-Майнхоф есть и своя польза — он помогает мозгу адаптироваться к новым знаниям, «вшивая» их в текущую картину мира. «Это часть процесса обучения, но даже в этом сохраняется опасность искажения объективности из-за того, что мы начинаем переоценивать распространенность того или иного явления, наделять его чрезмерной важностью и подменять общую статистику личной оценкой», — уточняет психолог.
«Это когнитивное искажение тесно связано с механизмом селективного восприятия, и если не осознавать его, оно может сильно влиять на качество принимаемых решений, — продолжает Вольная. — Например, если человек однажды слышит, что «все стартапы сейчас уходят в EdTech», его внимание будет выхватывать только примеры EdTech-проектов, игнорируя остальную статистику. Так формируется иллюзия подтверждения, которая может затруднить объективную оценку ситуации. На глубинном уровне это связано с подсознательными программами: то, что соответствует внутренним убеждениям (часто неосознаваемым), воспринимается как «реальность», остальное отсекается. Поэтому осознанная работа с вниманием ключ к адекватному восприятию действительности».
В такой ситуации, чтобы сохранить «трезвый» взгляд на мир вокруг, полезны две практики. Первая — задать себе вопросы, чтобы вернуть рациональность тому, как мы воспринимаем реальность:
- Это действительно так часто встречается или просто я стал(-а) чаще обращать на это внимание?
- Где мой фокус внимания?
- Почему именно эта тема так меня задевает?
- Какие чувства стоят за интересом к этой теме?
- К каким действиям я прихожу, сталкиваясь с этой темой?
Другая тактика — попытка «размыкать» фокус внимания. Для этого, с точки зрения психологии, подойдут:
- техника временного сдвига: посмотреть на ситуацию глазами самого себя через год;
- письменные практики: выписать свои мысли, чувства и эмоции, чтобы увидеть, где именно возникает когнитивное искажение;
- подход «внутреннего наблюдателя» — через попытку заметить, на что вы, наоборот, не обращаете внимания.
«Феномен Баадера-Майнхоф сам по себе не опасен — он показывает, как работает наше восприятие, — заключает психолог. — Но он становится проблемой, когда перестает осознаваться. Поэтому главная рекомендация — вернуть себе управление над своим вниманием, ведь именно фокус внимания определяет то, какой мы видим реальность. А значит, и то, какие решения принимаем».
