К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Я это уже слышал: что такое феномен Баадера-Майнхоф и как он искажает нашу реальность

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Синдромом Баадера-Майнхоф называют когнитивное искажение, при котором новая информация, которую человек узнал только что, воспринимается им как нечто часто встречающееся. Такой феномен не всегда легко заметить, но от этого само явление не становится редким. О том, как работает синдром Баадера-Майнхоф и в чем его особенности, Forbes Life узнал у психологов

Что такое синдром Баадера-Майнхоф

Осенью 2025 года фронтмен британской группы The 1975 Мэтти Хили оставил комментарий под фанатским видео в TikTok, где обсуждалась теория о том, что песня About You посвящена его отношениям с Тейлор Свифт. «Нет, это не так. То, что вы описываете, — это синдром Баадера-Майнхоф. Я никогда не писал песен о реальных людях — это хитрость и дешевка», — написал музыкант под одним из вирусных постов. СМИ обращают внимание, что музыканты неоднократно то начинали, то прерывали связь в период с 2014 по 2025 год — и за это время, по мнению фанатов, они посвятили друг другу несколько песен и даже альбомов. В частности, речь идет о треке The 1975 «About You», а также альбомах Свифт Midnights и The Tortured Poets Department. 

Комментарий Хили моментально разошелся по соцсетям, а музыкант невольно популяризировал психологический термин — синдром Баадера-Майнхоф — когнитивное искажение, при котором новая информация, которую человек узнал только что, воспринимается им как нечто часто встречающееся.

Ирония ситуации в том, что она сама по себе иллюстрирует этот феномен: стоило поклонникам однажды увидеть связь между песней и предполагаемыми отношениями Хили и Свифт, как эта идея начала казаться им очевидной и повсюду подтверждаемой —  в текстах песен, интервью, старых видео. Сработал классический механизм когнитивного искажения: мозг «подсвечивает» новую информацию, придавая ей ложную частотность.

 

Синдром (или феномен) Баадера-Майнхоф также называют иллюзией частотности — это разновидность когнитивного искажения, при котором человек, впервые узнав что-то новое, начинает видеть это повсюду. Самый простой пример, который часто встречается в психологических разборах такого синдрома, — новый автомобиль: при виде рекламы модели условной Tesla человеку может казаться, что такая машина есть у всех, и это убеждение лишь подкрепляется в случае, если ее приобретет кто-то из знакомых или она просто появится на парковке у дома.

Сам же термин в психологической науке довольно новый — он появился лишь в середине 1990-х годов. Так, в 1994 году американский журналист Терри Маллен написал письмо в газету St. Paul Pioneer Press, в котором пересказал свою беседу с другом. В их разговоре была упомянута террористическая группировка левого толка «Фракция Красной армии», известная как «Баадер Майнхоф» и названная в честь ее лидеров — Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф. Она была наиболее активной в семидесятые годы ХХ века и известна акциями поджогов и погромов, а также ограблениями и политическими убийствами, целью которых была борьба с империализмом. На следующий день после этой встречи Терри Маллен увидел в той же газете статью об этой группе — и это совпадение его настолько удивило, что он рассказал о нем журналистам издания, написав им письмо и назвав случившееся «феноменом Баадера-Майнхоф». 

 

Как позднее выяснилось, с подобным феноменом сталкивался не только Маллен. Читатели St. Paul Pioneer Press, прочитав письмо журналиста, рассказали изданию, что тоже сталкивались с таким опытом: узнав новый факт, они думали, что уже встречались с ним раньше — им казалось, это «что-то» окружает их повсюду. Наиболее популярным термин стал в 2005 году, когда профессор и лингвист Арнольд Цвикки из Стэнфордского университета употребил название frequency illusion («иллюзия частотности») в своем блоге, связав его с когнитивной психологией.

Как работает феномен Баадера-Майнхоф

Причиной возникновения синдрома Баадера-Майнхоф становится знакомство человека с новой информацией, будь то какое-то событие, идея, концепция, термин и не только. «В результате разового столкновения с этой информацией мозг становится невероятно чувствительным к ней, и человек начинает внезапно видеть ее повсюду, придавая ей слишком большое значение», — объясняет принцип работы феномена телесно-ориентированный психотерапевт и психолог Татьяна Сивоволова.

«Простыми словами, увидев впервые в жизни картину современного художника, которая вас впечатлила, вы можете замечать ее уже в репродукциях, рекламных баннерах, журналах, услышать, как о ней говорят коллеги. Так создается иллюзия, что картина стала популярной — хотя на самом деле это не так, а вся причина ее повсеместности — в вашем восприятии», — приводит пример специалист.  

 

Большое значение имеет и эмоциональный аспект — в частности, то состояние, в котором мы находимся в момент получения новой информации. По словам Сивоволовой, в моменты сильных переживаний у человека активизируется выработка нескольких гормонов, таких как адреналин, кортизол и дофамин. Каждый из них, в случае с синдромом Баадера-Майнхоф, работает по-своему:

  • адреналин повышает уровень возбуждения мозга, помогает сосредоточиться и закрепить важную информацию, делая запоминание более ярким и стойким;
  • кортизол также влияет на память, готовит  к действиям в сложных ситуациях, усиливает фокус внимания на важных аспектах и увеличивает связь между эмоциями и переживанием;
  • дофамин, являясь гормоном награды и мотивации, усиливает запись информации, связанной с каким -либо ярким событием, делая его еще более запоминающимся. Он как бы «закрепляет» новые знания, подкрепляя наше внутреннее ощущение «Я это искал». 

«В совокупности эти биохимические реакции усиливают эффект Баадера-Майнхоф, — поясняет психолог. — Ярко окрашенные  эмоциональные события быстрее и сильнее закрепляются в памяти, и мозг начинает чаще обращать внимание на связанный с ними контент. Ведь все, что связано с нашими эмоциями, имеет для нас повышенную значимость».   

С этой точкой зрения согласна и клинический психолог Мария Вольная. «Мозг особенно хорошо запоминает те данные, которые связаны с эмоциональной значимостью, — говорит она. — Когда человек переживает эмоционально насыщенное событие, например новую влюбленность или конфликт, мозг активирует систему внимания и эмоциональной памяти в зоне лимбической системы — миндалевидное тело и гиппокамп. Они маркируют событие как важное и запускают механизм усиленного восприятия любых связанных с ним стимулов».

По словам психолога, так работает фильтрация внешнего мира: если эмоция сильна, внимание человека сужается, фокусируясь лишь на том, что связано с этим эмоциональным фоном. «Вот почему после ссоры с начальником на работе «все вокруг» кажутся агрессивными и несправедливыми, а после расставания мы думаем, что повсюду звучат только песни о любви», — перечисляет примеры из повседневной жизни специалист. 

Как распознать синдром Баадера-Майнхоф

Для того, чтобы заметить этот феномен в повседневной жизни, по мнению психологов, достаточно отслеживать свои мысли, фокус внимания и реакции. «Например, вы слышите новое слово, узнаете новую идею или тему — и вдруг замечаете, что она как будто повсюду. Это может касаться чего угодно — от марки машины или необычной профессии до неизвестного ранее заболевания или политической темы», — объясняет клинический психолог Мария Вольная.

 

Специалист также уточняет, что у феномена Баадера-Майнхоф есть и своя польза — он помогает мозгу адаптироваться к новым знаниям, «вшивая» их в текущую картину мира. «Это часть процесса обучения, но даже в этом сохраняется опасность искажения объективности из-за того, что мы начинаем переоценивать распространенность того или иного явления, наделять его чрезмерной важностью и подменять общую статистику личной оценкой», — уточняет психолог. 

«Это когнитивное искажение тесно связано с механизмом селективного восприятия, и если не осознавать его, оно может сильно влиять на качество принимаемых решений, — продолжает Вольная. — Например, если человек однажды слышит, что «все стартапы сейчас уходят в EdTech», его внимание будет выхватывать только примеры EdTech-проектов, игнорируя остальную статистику. Так формируется иллюзия подтверждения, которая может затруднить объективную оценку ситуации. На глубинном уровне это связано с подсознательными программами: то, что соответствует внутренним убеждениям (часто неосознаваемым), воспринимается как «реальность», остальное отсекается. Поэтому осознанная работа с вниманием ключ к адекватному восприятию действительности».

В такой ситуации, чтобы сохранить «трезвый» взгляд на мир вокруг, полезны две практики. Первая — задать себе вопросы, чтобы вернуть рациональность тому, как мы воспринимаем реальность:

  • Это действительно так часто встречается или просто я стал(-а) чаще обращать на это внимание? 
  • Где мой фокус внимания?
  • Почему именно эта тема так меня задевает?
  • Какие чувства стоят за интересом к этой теме?
  • К каким действиям я прихожу, сталкиваясь с этой темой?

Другая тактика — попытка «размыкать» фокус внимания. Для этого, с точки зрения психологии, подойдут:

 
  • техника временного сдвига: посмотреть на ситуацию глазами самого себя через год;
  • письменные практики: выписать свои мысли, чувства и эмоции, чтобы увидеть, где именно возникает когнитивное искажение;
  • подход «внутреннего наблюдателя» — через попытку заметить, на что вы, наоборот, не обращаете внимания.

«Феномен Баадера-Майнхоф сам по себе не опасен — он показывает, как работает наше восприятие, — заключает психолог. — Но он становится проблемой, когда перестает осознаваться. Поэтому главная рекомендация — вернуть себе управление над своим вниманием, ведь именно фокус внимания определяет то, какой мы видим реальность. А значит, и то, какие решения принимаем».       

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+