К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Контролировать время: как и зачем ухаживать за наручными часами

Механизм часов Konstantin Chaykin Panda (Фото предоставлено пресс-службой)
Механизм часов Konstantin Chaykin Panda (Фото предоставлено пресс-службой)
Знаменитые марки утверждают, что их часы проживут больше 100 лет — и будут переданы от отца к сыну. Правда, они не уточняют, что для этого часы надо холить, лелеять, проверять, лечить и обновлять в специализированных сервисах — точно так же, как мы делаем это с авто. Эксперт по высокому часовому искусству Алексей Тарханов специально для Forbes Life рассказывает, что входит в техобслуживание и как часто его надо проводить, даже если ваша модель на ходу и пока без единой царапин

«Вы не владеете часами Patek Philippe. Вы просто сохраняете их для следующего поколения», — сообщает нам известная реклама бренда. Но не все умеют сохранять их. В ремонтной мастерской на мануфактуре Patek Philippe мастер своего дела Франк Перне показывает фотографии, достойные фильма ужасов. Это «патеки», которые им приносят. Крышку этих часов открывали чуть ли не зубилом, в этих — шестеренку из золота заменили металлической, тут модуль календаря приклеили к платине суперклеем, а там циферблат подкрашивали фломастером, как когда-то стрелку на чулках.

Снимки выглядят устрашающе, точно плохо отремонтированная челюсть на рентгене. «Когда у тебя есть Ferrari, ты же не гонишь его чинить к жестянщику на углу, — объясняет Перне. — А вот с часами так сплошь и рядом поступают». Он настаивает, что не только чинить часы должны специалисты, но они же должны делать плановое ТО.

«Техосмотр для часов придумали часовщики, чтобы тянуть деньги с клиентов, которым они уже продали товар», — пишет один завсегдатай часовых форумов. Его оппоненты не согласны и спорят не столько о необходимости сдавать свои сокровища на профилактику, а, скорее, о том, как часто их сдавать.

 
Часы Chopard Alpine Eagle XL Chrono (Фото предоставлено пресс-службой)

Носить часы в ремонт стало таким же мужским развлечением, как стрижка бороды у профессионалов, хоть и не столь частым. Обычная рекомендация по техосмотру звучит так: работающие часы нужно носить в сервис раз в 4–5–7 лет, если только вы не заметили явных нарушений в работе механизма.

Сигналы поломок просты: часы начинают отставать или неожиданно останавливаются, перестают держать полный завод, и их приходится подзаводить чаще обычного. Ротор автоподзавода вращается с необычным звуком. Берегитесь конденсата под стеклом: это значит, внутрь попала влага — и тут надо спешить. Жаль, что у часов нет службы скорой помощи.

 

Все, что нужно знать о часовом сервисе

Первая задача обслуживания — замена масла, которое со временем густеет, и проверка уплотнителей, защищающих механизм от воды — злейшего врага часов, особенно спортивных, тем более дайверских моделей. Не менее опасны для работы механизма магнитные поля, а в современном мире они повсюду. Модели без специальной защиты специалисту порой приходится размагничивать, чтобы вернуть точность хода.

Сложность ТО зависит от состояния здоровья часов, его проверяют на специальных машинах. Иногда приходится производить полное техническое обслуживание: разборку механизма, очистку всех деталей, сборку, замену смазки, проверку герметичности и финальный контроль точности и запаса хода. Процесс небыстрый и может занять в лучшем случае несколько недель. Порой обращаться придется именно к той марке, которая часы выпустила, и это всегда обойдется значительно дороже, чем у независимого мастера. Но это уже вопрос сохранения ценности изделия.

Самые известные марки обещают отремонтировать любую свою модель, выпущенную за 100 с лишним лет своего существования. У них хранятся запасы деталей на столетие вперед (и назад) и есть мастера, способные изготовить любую недостающую часть на старинных станках. Не только Patek Philippe готов починить и поставить на ход даже старинные часы, выпущенные под его именем. Точно так же поступит, к примеру, и Zenith.

 

ТО во времена тихой роскоши: куда податься?

В России до 2022 года сервисные центры известных марок работали ничуть не хуже, чем на Западе. Машины и обученные в мирное время мастера остались на местах, но вот запасы деталей пополняются нерегулярно. Проблема не только в том, чтобы их привезти, но и в том, чтобы за них заплатить. Или ухитриться отправить сложную модель на лечение за границу. Все это делается, но об этом, тем более в подробностях, отечественные дистрибьюторы рассказывают только в личных беседах. Тем более не комментируют ситуацию западные бренды, которые делают вид, что не знают, как их часы или детали попадают на российский рынок. А может, и правда не хотят знать.

Однако некоторые станции техобслуживания продолжили работу почти в прежнем режиме. У «ЭлПиАй РУС» этим занимается LPI Watch Club. «Обслуживаем не только все бренды, по которым авторизованы (Tag Heuer, Breitling и др.), но берем и другие швейцарские часы люкс-сегмента, — говорят там. — Как правило, обслуживание стоит производить раз в 4–5 лет. Санкционные проблемы с поставками, конечно же, присутствуют, но безвыходных ситуаций не бывает, в случае необходимости обращаемся к коллегам».

У марки Ulysse Nardin, давно и тесно связанной с Россией, в Москве остались сертифицированные мастера и запасы деталей, они продолжают ремонтировать и обслуживать часы почти любой сложности в своем фирменном центре. Год назад в галерее «Времена года» был открыт «Бутик сервисного обслуживания» Legacy Craft Service, созданный на основе оборудования и технологий швейцарской группы Richemont, прекратившей деятельность в России. Сами швейцарцы считают, что он устроен почти идеально.

С российскими часами все, конечно, проще. «Мы советуем нашим клиентам приносить часы на обслуживание каждые четыре года, — говорит генеральный директор Петродворцового часового завода «Ракета» Дэвид Хендерсон-Стюарт. — Обычно мы укладываемся в месяц: все детали производим сами, нам не нужно создавать запасы».

Самый титулованный российский часовщик Константин Чайкин говорит, что его мануфактура «принимает часы как в пределах гарантийных двух лет, так и после — на техническое обслуживание». И поскольку ситуация теперь зеркальна — западные покупатели, которых у него немало, не имеют прямого доступа к сервису в России, — он открыл авторизованные сервисные центры за рубежом, в «несанкционных» странах.

 

Реклама не врет: жизнь хорошо спроектированного и сделанного на совесть механизма действительно можно продлевать почти до бесконечности. Но будьте осторожны, если у вас винтажная или коллекционная модель. Любое очевидное вмешательство — восстановление циферблата, полировка корпуса — снизит ее стоимость. Тут важен баланс между хорошим техническим состоянием и «патиной времени». И обязательно сохраняйте документы о техническом обслуживании. У часов нет сервисной книжки, как у автомобиля, но все произведенные с ними манипуляции должны быть описаны и аккуратно собраны в папку — на тот случай, если вы решите с ними однажды расстаться. Сделать можно все, вопрос только во времени, в стоимости, в доступности мастеров, которых мы бы советовали выбирать с неменьшим вниманием, чем дантистов или кардиологов.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+