К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бомбардиро Крокодило: что такое брейнрот-контент и почему абсурд хорошо продается

Акула Тралалело Тралала в синих Nike (Фото Wikipedia / @amoamimandy)
Акула Тралалело Тралала в синих Nike (Фото Wikipedia / @amoamimandy)
Бомбардиро Крокодило играет в футбол с «Зенитом», зеленый филин Duolingo шантажирует пользователей в пушах, «Белая Дача» снимает сериал про застенчивый шпинат, а вдоль трасс висят баннеры «ААААААААААААААААвиасейлс». На первый взгляд — полный хаос, но за странными маскотами и мемной эстетикой скрывается холодный расчет. Коммуникационный стратег Unisender Юлиана Китт и контент-креатор Unisender Марья Уросова разбирают, зачем бренды играют в абсурд и почему пользователи на него реагируют

Брейнрот-маркетинг: что это такое

Брейнрот — это гиперстранный, по сути, бесполезный, но очень прилипчивый контент. Термин завирусился после взорвавшего соцсети видео с акулой Тралалело Тралала на трех ногах в синих Nike — а за ним в ленты пришли Тунг Тунг Тунг Сахур с поленом и битой, Балерина Капучино с чашкой вместо головы и другие нарочито трешовые 3D-анимации с псевдоитальянскими именами. 

Такой креатив легко спутать с другими виральными жанрами: обычным юмористическим контентом, где всегда есть панчлайн и понятная логика; классическими мемами, в которые обычно зашиты культурные отсылки; кринж-маркетингом, намеренно вызывающим неловкость; шок-контентом, построенным на острой провокации. Главное отличие брейнрота в том, что он намеренно лишен смысла и логики — но при этом безобиден и относительно безопасен для репутации бренда. 

Другими словами, брейнрот — это микс следующих признаков:

 
  • абсурдная простота, в которой нет никаких тайных смыслов и «пасхалок»;
  • эффект сбоя: нелепые визуалы и персонажи, неожиданные звуковые фрагменты и сочетания;
  • высокая меметичность;
  • сверхкороткий жизненный цикл: брейнрот мгновенно привлекает массовое внимание, но так же быстро теряет актуальность.

Почему абсурд работает: психология и алгоритмы 

«Брейнрот-контент — точный выстрел по трем мишеням: сбой в шаблоне (внимание), эмоциональная заряженность (память) и социальный катализатор (вовлечение). Мозг, перегруженный огромным количеством информации, раскладывает ее по полочкам и создает шаблоны, пытаясь предсказать развитие событий на основе набранного опыта. К тому же мы используем контент в социальных сетях как средство для регуляции эмоций, сбегая в онлайн от жизненных обстоятельств. А брейнрот сбивает нашу стройную матрицу и гарантирует ту самую порцию быстрого дофамина в мире неопределенности — моментальную разрядку смешком от абсурда. И чем эмоционально заряженнее и страннее стимул, тем прочнее он вшивается в память, обходя рациональные фильтры, тем больше вызывает желание разделить опыт с другими. Брейнрот становится социальным токеном, поводом для связи: «Ты это видел?», — объясняет магистр психологии, коуч МСС ICF, основатель Академии профессионального коучинга и психологии 5 Prism Юрий Мурадян. 

Балерина Капучино и Бомбардиро Крокодило (Фото Wikipedia)

Другими словами, треш-креатив задействует базовые когнитивные механизмы: эффект неожиданности (включается реакция на нарушение шаблона) и эффект искаженной значимости (чем эмоционально заряженнее стимул, тем дольше мы его удерживаем в памяти). Поэтому даже тотально неинформативный контент оказывается более запоминающимся, чем продуманная рациональная реклама. Это работает еще и потому, что в мире перегруженного внимания разумные сложные посылы тонут. 

 

К тому же ролик превращается в повод для разговора и запускает цепочку репостов и комментариев. А алгоритмы соцсетей не различают полезный и бесполезный контент, они ориентируются только на объем реакций пользователей: больше эмоций, лайков и комментариев — больше охватов. 

Реальные кейсы: когда нелепость бренду на руку

Брейнрот-контент дешев, вызывает мгновенную реакцию «что это было?» и легко расходится в соцсетях. В отличие от другого вирального маркетинга здесь не важна идея — важна цепкость. Когда брендам нужно запомниться буквально за секунду, чтобы выделиться, они прибегают к брейнроту. Зачастую это формат коротких видео, но некоторые компании переносят абсурд в пуши в мобильные приложения, email-рассылки и даже офлайн: наряжаются в ростовых кукол, устраивают «дурацкие» ивенты.

  • Aviasales и бегущий самолет

Aviasales удачно использует тренды и давно известен любовью к комичным постам и комментариям в соцсетях — именно это обеспечивает ему высокую вовлеченность. Недавно он превзошел себя: в ролике самолет с пририсованными лапами гуся бежит под вирусный трек «Бежит по краю света одинокий воин ветра» — видео собрало 4,5 млн просмотров в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). А следом вышла вторая версия с подписью: «Когда руководство увидело, что постят эсэмэмщики» — и привлекла почти вдвое больше внимания. О билетах не сказано ни слова, но бренд получил охват, реакции и волну репостов, в том числе в Telegram, TikTok и на других платформах.

 
  • Duolingo и филин-сталкер

Duolingo превратили своего зеленого совенка-маскота в звезду TikTok — агрессивную, обидчивую и навязчивую. Дуо, так зовут персонажа, «преследует» пользователей, устраивает истерики, если вы забыли сделать урок, кидается предметами и ревнует к другим приложениям. Компания даже инсценировала его смерть — и тут же «воскресила», намекнув, что все это благодаря тому, что пользователи выполняли свои ежедневные уроки. Только в Х (ранее Twitter, заблокирована в России) пост собрал 2,5 млн просмотров.

Контент намеренно абсурден, но идеально встраивается в продуктовую механику: каждое видео, каждый пуш — это напоминание воспользоваться продуктом. И это работает. У бренда миллионы подписчиков в соцсетях, видео стабильно попадают в рекомендации, а уровень ежедневной вовлеченности в приложении растет вместе со славой филина.

  • Tinder и «свалка для бывших»

Весной 2025 года по улицам Мумбаи колесил розовый грузовик с надписью «Осторожно: эмоциональный багаж» — так приложение для знакомств Tinder предложил прохожим избавиться от вещей, напоминающих о бывших. Фото, письма, подарки — все летело в «свалку для эксов». 

Кампанию не назвать «чистым» брейнротом: в ней был смысл, завирусилась она благодаря сочетанию довольно-таки абсурдной формы с терапевтической функцией. Тем не менее это хороший пример, как подружить форматы — и как нестандартный офлайн-объект может превратиться в мем, собрать множество упоминаний от инфлюенсеров и привести людей обратно в приложение. 

Грузовик Tinder (Фото DR)

Как смех превращают в деньги

Разберем поэтапно, как воронка с брейнротом сперва захватывает внимание пользователя, вот он уже сам не заметил, как купил билет, курс или принял участие в акции: 

 
  • захват внимания. Пользователь натыкается на абсурдный ролик, реагирует и переходит посмотреть другие посты — в идеале подписывается;
  • органический охват. Благодаря реакциям мемы и фрагменты кампаний бесплатно разлетаются по Сети. К тому же бренды обычно дополнительно поддерживают вирусные посты платным продвижением, экспертными разборами таких приемов, отсылками в следующих постах; 
  • регулярные касания. Дальше бренд подсовывает «адекватный» контент всем соприкоснувшимся с брейнротом: даже если человек не подписался сразу, ему напомнят алгоритмы;
  • монетизация. Компании остается предложить вам продукт в правильный момент: скидка на продукты, акция на подписку, новый тариф.

Без этой выстроенной цепочки вирусный ролик так и останется для зрителей просто шуткой, а не пошаговым приглашением к покупке. Важно понимать: брейнрот не конкурирует с «нормальным» маркетингом, а работает как точка входа. Его задача — дать первый толчок в алгоритмах, вывести бренд в рекомендации, а дальше в игру вступают привычные форматы: таргетированная реклама, экспертные посты, приглашения подписаться на рассылки и скачать приложение. Так что если после тех же роликов с бегущим самолетом или зеленой совой в вашей ленте стала попадаться обычная реклама этих брендов, то это не совпадение.

Telegram-канал Forbes Life
Официальный телеграм-аккаунт Forbes Life Russia
Подписаться

Когда абсурд не работает: тихие провалы

Заигрывание с абсурдом — рискованная стратегия, которая подходит далеко не всем. Чтобы такая реклама сработала, бренд должен действовать молниеносно, без долгих согласований, и тонко чувствовать грань между безобидной странностью и оскорблением.

Зато, в отличие от откровенной провокации, провал в брейнрот-маркетинге — это не громкий скандал, а тихий провал, который вызывает у аудитории лишь чувство неловкости. Чаще всего он происходит по трем причинам:

  • использование «мертвых» мемов: бренд пытается шутить с помощью тренда, который был популярен год-два назад. Это сразу показывает его оторванность от интернет-культуры и выглядит как неискренняя попытка «быть своим»;
  • неуместное применение тренда: попытка вписать безобидный развлекательный мем в серьезный или болезненный контекст. Вместо смеха это может выглядеть бесчувственно и вызвать у аудитории негативную реакцию;
  • отсутствие связи с брендом. Иногда абсурдный ролик становится вирусным, но он настолько не связан с продуктом, что зрители в итоге даже не понимают, что именно рекламировалось. Внимание получено, но оно не приносит бизнесу никаких плодов.

Что дальше: будущее бессмысленного маркетинга

Абсурд будет становиться все абсурднее: конкуренция за внимание только растет, а алгоритмы не становятся экологичнее. Однако, по нашим прогнозам, этическая ответственность все же будет увеличиваться: бренды, злоупотребляющие абсурдом, в конце концов начнут терять внимание, а остальные будут искать баланс между вовлечением и уважением к клиентам. Также они начнут использовать ИИ не только для генерации подобных креативов, но и для предсказания, «что станет брейнротом завтра» — и пытаться не просто успевать реагировать на тренды, но и задавать их.

 

«Эффективность брейнрота как источника быстрого дофамина таит в себе главную ловушку. Исследования подтверждают: регулярное потребление низкокогнитивного контента снижает активность гиппокампа — центра памяти и обучения. Мозг, привыкая к простейшим стимулам, теряет тонус. Возникает зависимость: мы листаем ленту в поисках новой дозы, а способность к глубокому мышлению ослабевает, — говорит Юрий Мурадян. — В общем, увлечение брейнротом можно счесть яркий симптом усталости мозга, который ищет легкие пути для разрядки. Задача думающего человека тут — не запретить себе листать смешные видео, а осознанно их дозировать, понимая тонкую грань между кратковременной разрядкой и долгосрочной когнитивной платой» 

Бизнесу важно помнить, что брейнрот — отличный инструмент, но не цель: сотни тысяч бесплатных лайков не заменяют стратегию, уж точно не стоят репутации. А пользователям, как советует Мурадян, стоит буквально беречь свои мозги.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+