
Как развивалась эстетическая медицина в последние 20 лет
Сегодня регенеративная медицина весьма актуальна в связи с глобальным старением населения Земли. Так, доля россиян в возрасте 55 лет и старше выросла до 30% в 2024 году. Одновременно 45+ сегодня — это пик социальной активности, но после 25 лет синтез коллагена и гиалуроновой кислоты снижается примерно на 1% каждый год. Тем не менее, желание «выглядеть на 10–15 лет моложе паспортного возраста» вполне достижимо.
В 1970-х лучшим антивозрастным уходом для лица считались маски и массажи, но уже в 1990-е стало понятно, что такого поверхностного воздействия недостаточно. Запросы пациентов росли, а пластика не решала все задачи: пигментации, темных кругов, расширенных сосудов и морщин.
Дело в том, что кожа имеет разные слои: эпидермис — первый слой кожи, главная его функция — не пропускать вовнутрь ничего вредного, но из-за этого полезное тоже проникает в глубокий слой, дерму, где решаются ключевые вопросы молодости и здоровья кожи, с большим трудом.
В 2001 году в мире произошла революция: зарегистрировали первые биоревитализанты — те самые знаменитые инъекции на основе гиалуроновой кислоты. Эта процедура изменила принципы косметологии: активные вещества научились доставлять в глубокие слои кожи с помощью иглы — сразу в дерму. И отныне врачи могли не только омолаживать, но и работать на опережение — заранее корректировать генетические маркеры старения, а также разные внешние виды стресса — экологию, УФ-лучи, старение кожи от курения и вредной еды.
Мягкий подход к антиэйдж: в чем плюс безинъекционного метода
В 2024 году россияне сделали 16,6 млн аппаратных процедур (RF-лифтинг, фототерапия, криолиполиз, гальванизация, микротоковая терапия и другое) — это на 63% больше, чем годом ранее, согласно исследованию «Право на здоровье». Такая популярность понятна — процедуры работают. Их задача — убрать из кожи старый коллаген и заставить фибробласты вырабатывать новый за счет высоких температур: от 42°C до 60°C. Но если кожа обезвожена, то риск побочных реакций многократного повышается: посттравматичная пигментация, фиброз, эффект «марлевой кожи» и не только.
Раньше, чтобы подготовить кожу к аппаратным процедурам, косметологи рекомендовали биоревитализацию на основе гиалуроновой кислоты. Но с каждым годом пациенты клиник все чаще хотят процедуры с минимальной реабилитацией и травматизацией кожи. Для сравнения: инъекционных процедур (ботулинотерапия, контурная пластика, биоревитализация и другое), согласно исследованию «Право на здоровье», было проведено в 2024 году почти в половину меньше, чем аппаратных — 8,7 млн. Более того, жидкие дозы витаминов, аминокислот и пептидов в итоге не воздействуют на саму клетку — все они попадают только в межклеточное пространство, то есть работают опосредованно. Это похоже на общение через гугл-переводчик.
Сейчас и врачи, и пациенты стали более осознанными. Они понимают, что лучше провести несколько процедур, но мягко, чем один раз и радикально. Вся индустрия теперь нацелена на результат с минимальной травмой. А потому последние десять лет ученые всех стран мира работали над оболочками для активных ингредиентов, которые были бы родственными мембране клеток и легко преодолевали эпидермальный барьер кожи, то есть могли бы как супергерои проходить сквозь стены без иглы. Нанес средство на кожу — а все процессы терапии уже запущены.
Как работает формула экзовезикул — экзосомы
Высокие разработки проникают в косметологию из фармы. Многие крупнейшие фармконцерны после клинических исследований своего стартапа предлагают рынку эстетической медицины формулы, адаптированные под запросы врачей-косметологов. Так, сначала появились липосомы. Затем экзовезикулы, которые биоинженеры научились наполнять нужным содержимым, используя нанотехнологии и искусственный интеллект.
Везикулы, или экзовезикулы (от лат. vesicula — «пузырек»), — это крошечные нанопузырьки, которые выделяются почти всеми клетками нашего организма. Раньше считали, что функция таких пузырьков — клининг, или аутофагия, удаление клеточных отходов. Но в 2013 году Джеймс Ротман, Рэнди Шекман и Томас Зюдоф доказали, что везикулы — курьеры, они переносят из клетки в клетку белки, РНК, аминокислоты и липиды, факторы роста.
Экзосомы могут передавать точную и адресную информацию конкретной клетке, как соседней, так и удаленной. Они передвигаются по организму с помощью биологических жидкостей: системе кровообращения, лимфатической системе, спинномозговым жидкостям, слюне и даже грудного молока. «За открытие системы везикулярного транспорта — основной транспортной системы в наших клетках» Ротман, Шекман и Зюдоф получили Нобелевскую премию.
Информационный обмен между клетками — одна из главных функций экзосом. Сегодня их можно приблизительно разделить на три категории (но изучение функций экзосом продолжается):
- Экзосомы-«осведомители», обмениваясь которыми клетки узнают, что происходит вокруг них, и с учетом этого адаптируются к изменениям.
- Экзосомы-«организаторы», которые сообщают о повреждении и мобилизуют организм на восстановление.
- Экзосомы-«глашатаи», которые рассылают информацию (так называемая РНК-информация) о начале болезни.
Не только социальные процессы влияют на развитие науки, но и научные открытия оказывают сильнейшее влияние на наши представления о мире. Экзосомы связаны с иммунными реакциями, вирусной патогенностью, беременностью, сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями центральной нервной системы и прогрессированием рака. Белки, метаболиты и нуклеиновые кислоты, доставленные экзосомами в клетки-реципиенты, эффективно изменяют их биологический ответ.
Свойства экзосом в регулировании сложных внутриклеточных путей открыли их потенциальную полезность в терапевтическом контроле многих заболеваний, включая нейродегенеративные и рак. Экзосомы могут быть сконструированы для доставки различных терапевтических полезных составляющих, включая короткие РНК, нуклеотиды, химиотерапевтические агенты и иммунные модуляторы, с возможностью направлять их доставку к желаемой цели. Состав липидов и белков экзосомов может влиять на их фармакокинетические свойства, а их природные составляющие могут играть роль в улучшенной биодоступности и минимизации неблагоприятных реакций.
Помимо терапевтического потенциала, экзосомы также могут быть полезны для оказания помощи в диагностике заболеваний. Они были зарегистрированы во всех биологических жидкостях, и состав комплексного груза экзосом легко доступен через отбор проб биологических жидкостей (жидкостные биопсии). Жидкая биопсия на основе экзосом подчеркивает их потенциальную полезность в диагностике и определении прогноза пациентов с раком и другими заболеваниями. Размер рынка экзосом оценивался в $250,8 млн в 2022 году и, как ожидается, достигнет $3,2 млрд в 2032 году с CAGR 29,9% с 2023-го по 2032 год.
В дерматологии исследования по применению экзосом также выглядят весьма оптимистично. Наиболее популярные виды терапии: постпроцедурный уход после аппаратного воздействия, выпадение волос, пигментация, anti-age терапия. По сути мы свидетели революции регенеративной медицины. Во-первых, бесклеточный характер (то есть использование не самих живых клеток, а их сигнальных молекул — экзосом) снижает риск: терапия абсолютно биосовместима и не вызывает иммунного отклика, в отличие от клеточных технологий. Не может быть «передозировки» экзосом, потому что каждая везикула точно «упакована», имеет точный адрес доставки и конкретное место «стыковки»
«Стеллар Мед» удалось создать термоэкзосомы Sense Kiss EXO, которые устойчивы к высоким температурам аппаратных процедур. Таким образом поверхностное нанесение косметического средства по глубине и комплексу эффектов открывает новые возможности регенерации кожи, без «уколов красоты».
Термовезикулы Sense Kiss Exo
Экзосомы обычно используют после агрессивных бьюти-процедур, чтобы усилить процесс заживления кожи, уменьшить раздражение, отечность и в целом снизить риск нежелательных явлений после аппаратной косметологии. Компания «Стеллар Мед» разработала новый вид экзосом, которые выдерживают высокие температуры аппаратных процедур. И опять же использовали один из основных драйверов индустрии — биоподобные технологии. Именно изучение бактерий позволяет понять, как организм может справляться с различными видами стрессов и увеличить шансы на активное долголетие.
Для потенциального снижения биологического возраста кожи биоинженеры изучили один вид бактерий — экстремальных термофил (Thermus thermophilus). Их используют для определения структуры многих важных биомолекул всех живых организмов, проще говоря — это наномашины для синтеза белка.
Thermus thermophilus была выделена Таиро Осимой и Кацутомо Имахори из геотермального японского источника в городе Изу, а российские ученые исследуют термофилус из источников Камчатки, Осетии. Жизнь у этих бактерий не простая, при этом она комфортно себя чувствуют как при температуре кипения, так и замерзания воды. Они способны расти и размножаться при максимальных температурах, поэтому им посвящают множество исследований, в том числе — об укреплении иммунного ответа.
Мы использовали бактерию термофилус для синтезирования нановезикул, устойчивых к микроигольчатому RF-лифтингу, а именно для процедуры фракционно-вакуумной безоперационной блефаропластики Sense Kiss. Вместо инъекций мы рекомендуем нашу формулу, так как мембраны термовезикул не разрушаются даже при температуре +60°C, и при этом не требует хранения в холодильнике, как другие представленные на рынке.
Мы специально используем в одной формуле несколько видов экзосом. У них разный размер и толщина мембраны (20–60 нм). Это важно, чтобы создать так называемый каскадный эффект регенерации: первые пузырьки открываются через минуту после нанесения, подготавливая кожу к агрессивному воздействию; вторые — через сутки, чтобы помочь процессам заживления, снятия раздражения и отеков; третьи — через двое суток, чтобы усилить эффект построения новых клеток; а четвертые — только через неделю, чтобы стимулировать синтез нового коллагена и сосудов.
После процедуры пациент может получить для домашнего ухода ампулу с термовезикулами, что, с нашей точки зрения, сравнимо по эффекту от курса биоревитализации. Можно говорить о том, что термовезикулы Sense Kiss Exo выступают как новая альтернатива классическим инъекциям биорепарации либо новый вид эффективного домашнего ухода.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
