Авангард, ткани Индии и Бенуа: выставки для всей семьи в Москве и Санкт-Петербурге
«Архетипы авангарда»
Новыми и оригинальными выставками русского авангарда зрителя в последние несколько лет удивить сложно, но Третьяковка попыталась. На шедевры Малевича, Родченко, Гончаровой и других (всего более 120 экспонатов) предлагается взглянуть через призму психоанализа. Всех авангардистов куратор Ирина Кочергина распределила по категориям в соответствии с системой архетипов Кэрол Пирсон. Оказалось, что Михаил Ларионов — «шут» и «дитя», Ольга Розанова — «опекун», а Василий Кандинский — «мудрец». Поверить в это отчасти помогают приведенные рядом с картинами цитаты самих художников.
Где: Третьяковская галерея на Кадашевской набережной, Москва
«Волга. Москва. Нева»
Подготовленная Музеем Москвы и ВДНХ выставка посвящена искусству саратовских символистов, работавших в Москве и Ленинграде в 1920—1940-х. Кураторы Ксения Гусева и Надежда Плунгян давно и последовательно занимаются популяризацией термина «советский модернизм», который позволяет более адекватно описывать происходившее в художественной жизни СССР, не сводя его исключительно к соцреализму. Новый проект посвящен плеяде волжских художников первой половины XX века — выходцев из Саратова, заметно повлиявших на искусство Москвы и Ленинграда. Посетителей ждут более 200 картин, графических и скульптурных работ, включая произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина и многих других.
Где: ВДНХ, павильон «Рабочий и колхозница», Москва
«Все Бенуа — Всё Бенуа»
Потенциальный хит сезона. Идея посвящения семье Бенуа выросла из выставки «Первая позиция. Русский балет», которая проходила в «Манеже» в 2023 году. Новый проект не такой дорогой-богатый и в большей степени опирается на региональную идентичность, ведь без семьи Бенуа Петербург был бы иным. И — возможно, это даже важнее — миф о Петербурге тоже был бы не таким, каким мы его знаем.
Архитектор Сергей Падалко перекроил обычный порядок восприятия выставок в «Манеже»: на этот раз начало осмотра на втором этаже. Ведет туда «версальская» лестница; поднявшись, зритель оказывается в стеклянном лабиринте и под взглядом Петрушки, героя одноименного балета авторства Александра Бенуа, начинает погружение в фэнтезийный мир главного героя. Здесь и театральные работы, и серия, посвященная Версалю. Кураторы уделяют особое внимание роли Александра Бенуа как хранителя эрмитажной картинной галереи. Эрмитаж предоставил для выставки 98 предметов, среди них — те, что оказались в собрании благодаря энергичным действиям Бенуа, а также те, что неразрывно связаны с его личностью. В том числе недавно приобретенную версию «Острова мертвых» Арнольда и Карло Беклиных. Первый этаж (то есть второй в нынешнем порядке осмотра) посвящен «Азбуке Бенуа», которую Александр Николаевич создал в 1903-04 годах для своего сына Коки, Николая Александровича Бенуа.
ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург
«Индия. Ткань времени»
Белая футболка, джинсы, и модный сегодня «пижамный шик» — все это наследие Индии. Масштабная (более 300 костюмов и образцов тканей) выставка в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» демонстрирует, какое влияние индийская текстильная традиция оказывает на мировую модную индустрию. Большинство экспонатов приехали в Москву из Национального музея ремесел в Дели. Семь залов выставки посвящены истории хлопка, шелка, шерсти, вышивке, окрашиванию, орнаментам и сари. Старинные вышивки здесь соседствуют с сумками Chanel, а восточные орнаменты — с психоделическими расцветками одежды периода хиппи.
Где: Музей-заповедник «Царицыно», Москва
«Зайлярис»
Картины в авторской технике «бегемотописи» и работы, созданные с использованием цветного искусственного меха и мягких игрушек. Ретроспектива Ростана Тавасиева — один из самых ярких проектов зимнего выставочного сезона. «Зайлярис» охватывает более чем двадцатилетний период творчества художника. Экспозицию дополняют проекты, вдохновленные давним интересом художника к теме космоса и научной фантастике: от ранних ассамбляжей с образами звездного неба и мультсериала «Капля креацина» до новейших живописных, скульптурных и графических серий.
Где: ММОМА на Гоголевском бульваре, Москва
«Все напоказ?»
«Все напоказ?» — новый проект девелоперов MR Group по преображению исторического здания при помощи современного искусства. В прошлом году кураторы вдохнули новую жизнь в Усадьбу Демидова, теперь взялись за городскую усадьбу конца XVIII века в Замоскворечье. В кураторском дуэте тоже произошла пересменка: Мария Салина осталась, а Ирина Горлова заменила Катю Бочавар. Приглашенные художники от Гриши Брускина и Нины Котел до Аси Заславской и Алины Глазун в первую очередь попытались переосмыслить жизнь купеческой Москвы, результатом чего стала тотальная инсталляция. «Выставка построена из множества пластов — видимых и воображаемых, в которых подлинные документы переплелись с дерзкими и изобретательными мистификациями», — объясняет Ирина Горлова.
Где: историческая усадьба в 1-м Казачьем переулке, Москва
«Искусство портрета. Личность и эпоха»
Эрмитаж, подчеркивая статус энциклопедического музея, рассказывает о портрете в самом широком смысле: от Древнего Египта до дипфейков, от ташыкских посмертных масок до работ Ван Дейка, Анни Лейбовиц Владислава Мамышева-Монро. Выставка в Николаевском зале Главного комплекса получилась, возможно, слишком всеохватной для людей, привыкших разбираться в конкретных темах, стилях и эпохах. Это скорее представительный «учебник» по всеобщей истории искусства. К тому же эрмитажные кураторы в таких проектах подводят зрителя к сопоставлениям и собственным небольшим открытиям, что всегда приятно.
Где: Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама». К завершению реставрации»
В Аполлоновом зале Эрмитажа традиционно выставляют знаковые для музея вещи, прошедшие через реставрацию. Там хороший свет, живопись можно отлично рассмотреть. Обычно «Жертвоприношение Авраама» находится в зале Рембрандта напротив «Возвращения блудного сына» и как бы предлагает зрителю сравнить позднего драматичного Рембрандта с его же работой середины 1630-х. В то время он всего несколько лет как переехал из Лейдена в шумный, быстро растущий торговый Амстердам, на него влияла манера его учителя Питера Ластмана и насыщенное барокко старшего современника, великого Питера Пауля Рубенса.
Реставрация «Жертвоприношения Авраама», по словам художника-реставратора высшей категории и заведующего Лабораторией научной реставрации станковой живописи Эрмитажа Виктора Коробова, оказалась для него сложнейшей за двадцать три года в музее. Поверх авторской живописи было несколько основательных реставрационных слоев, и было крайне сложно отделить эти поздние записи. Особенно непросто было работать с фалангой большого пальца правой руки Авраама: там обнаружили вольное дополнение XVIII века поверх сквозного отверстия. Реставрация этой работы — событие не только для Эрмитажа, но и для специалистов и зрителей. Картина теперь стала заметно «холоднее» и насыщенее. Можно сказать, сегодня мы видим ее практически заново.
Где: Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Архип Куинджи. Иллюзия света»
Редкий случай, когда и без того компактные по современным меркам залы Корпуса Бенуа намеренно уменьшили еще больше. Архитектор Юрий Аввакумов сделал из шести залов восемь почти квадратных комнат с рассеянным светом, и работы Куинджи в таких условиях смотрятся отлично. Ведь большинство произведений художника — небольшие, а рассеянный свет отсылает к свету в мастерской Куинджи. На выставке есть и пейзажи Северо-Запада, и Крым, и, конечно, знаменитая «Лунная ночь на Днепре», которой посвящен финальный зал.
Выставка хороша всем, кроме ажиотажа. Из-за того, что в «комнатах» не могут одновременно с комфортом находиться много людей, музей продает на каждый сеанс на треть меньше билетов, чем обычно, и достать их непросто.
Где: Корпус Бенуа, Русский музей, Санкт-Петербург
«Прекрасные чудовища»
«Носорог» Альбрехта Дюрера, а также слоны и единороги, как их представляли себе европейские художники XVI–XVIII веков. Этих и многих других реальных и мифических животных можно увидеть на камерной выставке, занявшей 31-й зал Главного здания Пушкинского музея. Один из разделов выставки посвящен феномену кунсткамер, а средневековые картины и гравюры соседствуют здесь с произведениями современных художников. Многие из работ впервые покинули запасники музея и демонстрируются впервые.
Где: ГМИИ им. Пушкина, Москва
«Дом сомнений»
«А что же я такое?», — этот вопрос адресует зрителю Вова Перкин, создатель яркой и самобытной художественной вселенной, населенной причудливыми существами. Выставка «Дом сомнений» — финальный аккорд III Перкиннале современного искусства. Стилизованная под дом экспозиция с работами Перкина поделена на три «комнаты», каждая из которых символизирует определенную стадию эмоционального и психологического состояния: «Навязчивая идея», «Гормон стыда» и «Интуиция». Первые две в качестве самостоятельных выставок уже были показаны в Казани и Нижнем Новгороде соответственно, а третья создавалась специально для Москвы.
Где: галерея «Здесь на Таганке», Москва
«Открытки от художников»
Pogodina Gallery из года в год радует посетителей проектом «Открытки от художников». Это собрание работ современных художников разных поколений. Все они выполнены в камерном формате и отличаются домашним настроением. По замыслу галеристки, проект призван воскресить жанр маленьких подарочных работ, которые художники обычно дарят своим близким и друзьям. В этом году тизером проекта стал стенд Pogodina Gallery на ярмарке «Обертон», а в самой галерее он развернулся в полную силу, объединив произведения более 100 художников.
Где: Pogodina Gallery, Москва
«Новый год! 1890–2020-е годы»
Новогоднее настроение в МАММ задает подборка тематических фотографий и открыток из собственного собрания музея. Это своего рода визуальная хронология того, как отмечали новый с 1890-х годов и вплоть до недавнего прошлого. Катания на коньках и санках, украшение елки, детские утренники — все это представлено сквозь объективы Дмитрия Бальтерманца, Евгения Халдея, Варвары Родченко и других классиков отечественной фотографии.
Где: МАММ, Москва
«Во глубине сибирских руд…»
Выставка в фонде In artibus приурочена к 200-летию со дня декабристского восстания на Сенатской площади и посвящена жизни его главных участников в Сибири. Основу экспозиции составили уникальные изобразительные материалы, созданные на каторге и в ссылке самими декабристами и их близкими. Посетители увидят подборку портретов Николая Бестужева, образы забайкальской флоры и фауны в исполнении декабриста-натуралиста Петра Борисова, листы из альбома «Промывка золота в Восточной Сибири» шведского художника Карла Мазера и многое другое. Дух захватывает от детальной точности рисунков местности, быта и труда каторжан, красоты природы и человеческих лиц.
Где: Фонд In artibus, Москва
«Класс зверей и птиц, цветов и плодов. Академические классы XVIII века»
Тема проекта в Академии звучит очень узко, но по факту это красивая и умная выставка, одновременно зрительская и исследовательская. И идеально подходящая для праздников. Музей собрал прекрасные работы не самых популярных художников (некоторые привезли из Беларуси и, например, Алупки), сфокусировался на компактном временном отрезке и внутренней жизни Академии в тот период, а еще внимательно отнесся к дизайну. Получился небанальный и продуманный проект.
В Рафаэлевском зале музея рассказывают о классе зверей и птиц, показывают работы Иоганна Фридриха Гроота и других художников, писавших «зверино-птичьи» охотничьи сюжеты в XVII - XVIII веках. Дополняют экспозицию чучела животных и птиц. Классу плодов и цветов посвящен Тициановский зал. Показыают натюрморты с рыбами, виноградом, цветами и даже грибами, — настоящее пиршество для глаз, дополненное морскими раковинами и уникальными слепками декоративных рельефов из собрания Музея Академии. Почти вся живопись на выставке — в прекрасном состоянии, пигменты яркие, кожицу персиков хочется потрогать, а виноград съесть.
Где: Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
«Последнее закрытое собрание. Коллекция Куниных»
Галерея показывает семейное собрание, которое хранится в петербургской-ленинградской семье Куниных уже век и последние несколько лет было принципиально закрытым. Уникальность его в том, что оно прошло неделимым через весь XX век, владельцы продали всего одну работу. При этом подбор вещей блестящий, и это настоящая «капсула времени». Яков и Александра Кунины сформировали коллекцию в 1918-22 годах, и в основном она состоит из работ мирискусников. Этакий хрупкий петербургский мираж над ужасами Гражданской войны. Примерно треть коллекции составляют работы Александра Бенуа, в том числе комплекс эскизов к балету «Петрушка».
Учитывая «капсульность» и историю бытования коллекции, дизайн выставки отсылает к петроградской-ленинградской квартире, а в «комнатах»-залах зрителей сопровождает рассказ о семье Куниных в исполнении Вениамина Смехова.
Где: KGallery, Санкт-Петербург
«Карл Росси. К 250-летию со дня рождения архитектора Карла Росси»
Выставка в Петропавловке — одна из самых представительных. Помимо экспонатов из собрания Музея истории города, показывают десятки листов из Эрмитажа, Музея Академии художеств.
Кураторы выстроили экспозицию таким образом, чтобы зрители могли проследить процесс формирования архитектурных ансамблей парадного Петербурга, увидеть, как именно менялись планы. Кроме того, особое внимание уделяют роли зодчего как декоратора и мастера создания интерьеров. Карл Росси — это не только грандиозные ансамбли, но и мебель, канделябры, дизайн интерьеров. Росси виртуозно работал с тканями, например, разработал проект траурного убранства Петропавловского собора после смерти Александра I, задрапировал интерьер, изменив его до неузнаваемости. Словом, выставка объемная и интересная. Про эпоху, когда стили были большими, а Петербург — столицей империи.
Где: Музей истории Петербурга, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург
«Александру Гомулину. На память о хороших и плохих днях»
Александр Гомулин (1876 — после 1940) был петербургским книготорговцем и антикваром. В 1900–1917 годах его магазины были в центре городской букинистической торговли на Литейном проспекте. В его магазинах бывал и Владимир Ленин, и Александр Грин (цитата которого и вынесена в название выставки), и многие исследователи, которым он помогал находить редкие издания. Авторитет Гомулина был очень высок. В первой половине 1930-х он пережил арест и ссылку, а после возвращения устроился антикваром-букинистом в «Академикнигу».
И так как книготорговля и торговля эстампами тесно связаны, Гомулину удалось собрать уникальное собрание печтаной графики. На выставке в ГМИРе — более пятидесяти листов, среди которых эстампы Карло Маратти, Джорджо Гизи, Агостино Карраччи, Якоба Матама, Филипса Галле, Пауля Понтиуса, Жерара Одрана, Клодины Бузонне-Стелла, работы русских мастеров. Они выполнены по оригиналам Рафаэля, Тициана, Веронезе, Ван Дейка, Мурильо и других великих живописцев. В общем, выставка, достойная эрмитажной Галереи графики.
Однако собрание Гомулина не случайно оказалось в Музее истории религии: будущий директор музея Владимир Бонч-Бруевич когда-то бывал в магазинах Гомулина. А перед началом Великой Отечественной Гомулин продал коллекцию музею. Как сообщают в музее, факт продажи графического собрания — последнее, что известно о жизни книжника. Вероятно, он погиб в блокаду.
Где: Музей истории религии, Санкт-Петербург
