1. Какой формат бизнеса предлагается франчайзи
IThub — колледж информационных и креативных технологий, который готовит специалистов для развития цифровой экономики. Он предлагает бизнес-ориентированное обучение по таким направлениям, как программирование и управление IT-продуктом, информационная безопасность и системное администрирование, маркетинг и коммерция, дизайн, разработка игр и кинопроизводство. Учебные программы формируются исходя из запросов бизнеса в каждом регионе присутствия.
Выпускники получают два диплома государственного образца: диплом о среднем профессиональном образовании по специальности и диплом о профессиональной переподготовке по выбранной бизнес-роли. К моменту выхода на рынок труда у них имеются практические навыки в рамках выбранной профессии и готовое портфолио, созданное за время обучения.
Целевая аудитория франшизы — работники сферы образования, импакт-инвесторы (социальные инвесторы), губернаторы, мэры городов, представители GR-сектора, региональных министерств образования и цифрового развития.
Франшиза IThub, как B2B и B2C-продукт на стыке бизнеса и IT–образования, предусматривает два вида партнерства.
- Для образовательных учреждений и предпринимателей:
1) готовый платный премиальный колледж «под ключ»;
2) индустриальная поддержка;
3) условия для внесения вклада в развитие человеческого капитала;
4) полное сопровождение на всех этапах
2. Для региональных властей (в формате частно-государственного партнерства):
1) решение проблемы оттока молодежи;
2) формирование кадрового резерва для цифровой экономики;
3) создание центра компетенций и ядра IT-кластера;
4) повышение инвестиционной привлекательности региона
Для запуска точки потребуется нежилое помещение площадью от 700 кв. м с потолками от 3,5 м и электрической мощностью не менее 65 кВт. Оно должно находиться в зоне с хорошей транспортной доступностью на расстоянии не менее 100 м от магазинов по продаже алкоголя (по требованию Федерального закона №171-ФЗ)
2. Какова история создания франшизы
В 2017 году предприниматель Михаил Сумбатян открыл частный колледж на базе Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС». Он уже имел опыт руководства государственным учебным заведением, но в частном видел больше возможностей для творчества и коллабораций с бизнесом. Он хотел, чтобы учебная программа отвечала потребностям рынка и ожиданиям работодателей.
В 2018 году колледж переименовали в IThub. В 2022-м компания начала развиваться по франшизе, и сейчас ее учебные учреждения представлены в 15 городах России. Все образовательные и IT-проекты бренда — колледжи, школы IThub school, олимпиада «Траектория будущего», компания IThub — объединены в экосистему IThub group.
Учебные заведения IThub готовят специалистов на шести кафедрах. Формат занятий преимущественно очный. Каждая кафедра сотрудничает с бизнес-партнерами, которые предлагают студентам участвовать в работе над реальными проектами. Благодаря этому студенты формируют профессиональное портфолио уже во время обучения.
С момента запуска франшизы компания участвует в федеральных и международных конкурсах и занимает призовые места. В 2023 году IThub победил в конкурсе Edtech Awards как лидер сегмента СПО, в 2024-м, уже резидент Сколково, занял первое место в конкурсе самых перспективных опытных франшиз FranchCamp, а в 2025 получил золото в номинации «Образование для индустрии» Национальной премии негосударственного образования
3. Кто является бенефициарным владельцем франшизы
Михаил Суренович Сумбатян (21,5%-ное владение через ООО «СТО»)
4. С каким юрлицом франчайзера будет заключен договор
ООО «О!ХАБ», ИНН 9709091692, дата регистрации 10.03.2023 (изначально деятельность велась с ООО «Стратегии технологий образования»)
5. Устойчиво ли финансовое положение франчайзера
По данным компании, чистая прибыль за 2023 год составила 903 млн рублей, за 2024 год — 1,207 млрд рублей
6. Приходилось ли франчайзеру разрешать конфликты с франчайзи в судах
Согласно картотеке арбитражных дел, за последние три года у франчайзера не было судов с франчайзи
7. Зарегистрирован ли товарный знак
Товарный знак зарегистрирован (820433), дата регистрации — 19.07.2021, правообладатель — ООО «Стратегии технологий образования» (ООО «СТО»). Лицензия на использование товарного знака передана ООО «О!ХАБ» лицензионным договором №11/09/2025 от 11.09.2025
8. Передаются ли франчайзи права на использование товарного знака
Да, передаются
9. Используется договор коммерческой концессии или выбран другой тип соглашения
С франчайзи заключается лицензионный договор
10. Каковы этапы открытия бизнеса по франшизе
1) Знакомство с франшизой:
— предоставление информации о бизнесе,
— экскурсия по колледжу в Москве,
— ответы на вопросы;
2) заключение договора:
— договор заключается на пять лет с возможностью пролонгации;
3) поиск помещения:
— консультация по подбору помещения, соответствующего требованиям и стандартам;
4) составление бизнес-модели:
— анализ экономических показателей в городе франчайзи и расчет индивидуальной бизнес-модели;
5) распаковка (детальный обзор каждого процесса):
— управление — план-график подготовки колледжа к запуску и набора студентов;
— площадка — калькулятор аудиторного фонда, инструкции по организации помещений колледжа, дизайн-проект, брендирование;
— IT — подключение IT-сервисов, обучение работе с порталом IThub;
— персонал — консультации по найму, подключение к единой платформе HH IThub;
— продажи — онлайн- и офлайн-продажи, скрипты проведения приемной кампании;
— маркетинг — стратегия и тактический план запуска, инструменты для организации продаж;
— образование по ФГОС и учебные процессы — сопровождение учебной, воспитательной и методической работы;
6) официальное открытие:
— чек-лист открытия,
— очная супервизия,
— персональная поддержка (аккаунт-поддержка) специалистов компании по операционным вопросам
11. Что входит во франчайзинговый пакет
- Программное обеспечение — образовательная платформа New LXP IThub и регламенты работы с ней;
- комплекс руководств и стандартов по открытию и управлению колледжем:
— по подготовке колледжа IThub к открытию,
— по организации и сопровождению учебной, воспитательной и методической работы,
— по управлению персоналом и маркетингом, политика работы со СМИ,
— по применению фирменного стиля, в т.ч. использованию логотипа,
— по корпоративной айдентике «Концепция дизайн-проекта IThub» и «Брендирование пространства»,
— по изготовлению POS-материалов для внешних и внутренних мероприятий. - книга продаж (техники и методы продаж, алгоритм обработки входящих заявок, работа в CRM-системе и др.);
- брендбук;
- макеты для брендирования пространства и рекламных материалов
12. Кто берет на себя расходы на маркетинг и занимается рекламой
Федеральным маркетингом занимается франчайзер. Это подразумевает продвижение бренда в социальных сетях и поисковых системах, рекламу на федеральных образовательных порталах и в СМИ, участие в отраслевых выставках и конференциях. Расходы на региональный маркетинг несет франчайзи. Управляющая компания предоставляет готовые материалы, методики и стратегии продвижения
13. Предполагается ли доступ к централизованному программному обеспечению
Да, к платформе New LXP IThub, рекрутинговой платформе HH IThub, порталу IThub, AMOcrm, системе сквозной аналитики
14. Кто выбирает локации
Франчайзи подбирает помещение, управляющая компания консультирует при поиске и проверяет выбранную локацию на соответствие стандартам и бизнес-модели
15. Предоставляются ли исключительные права на какую-то территорию
Да, эксклюзивные права предоставляются на город
16. Как устроена система обучения
После подписания договора управляющая компания предоставляет партнерам доступ к образовательной платформе LXP IThub и порталу IThub (базе знаний со всеми необходимыми материалами), проводит обучение и сертификацию педагогов и административного состава партнера и обучение стандартам по открытию и управлению образовательной организацией СПО
17. Как устроена система поддержки
Каждого партнера сопровождает персональный менеджер, который курирует все этапы запуска и развития, является контактным лицом в управляющей компании и проводит регулярные стратегические созвоны
18. Довольны ли сотрудничеством действующие франчайзи
Дарья Довбыш, Санкт-Петербург:
Я работаю в системе образования с 2012 года, занимаюсь крупными государственными проектами. Успела поработать в Сбере и МФТИ, тоже в рамках развития технологического образования. В 2022 году я проходила учебный курс, на котором нам провели экскурсию в IThub. Меня настолько вдохновили концепция и ценности колледжа, что я решила попробовать реализовать мой опыт, а заодно и еще много чему научиться. Я присматривалась где-то год: не могла решиться уйти из найма в свободный полет. Во франшизе стабильности куда меньше, но личностный и профессиональный буст невероятный.
Пожалуй, главный запрос к руководителю колледжа IThub — мультизадачность. Нужно быть и маркетологом, и администратором, и продажником, и пиарщиком. На старте было непросто получить лицензию и разрешения в таком требовательном и искушенном месте, как Петербург, и преодолеть изначальный скептицизм родителей. Каждому клиенту требуется индивидуальное сопровождение и внимание. Зато с кадрами проблем нет — главное, правильно мотивировать. Еще я бы отметила роль регионального образовательного комьюнити и советов других предпринимателей, например по работе с целевой аудиторией.
Самое важное — верить в свои силы и знать, что ты можешь это сделать. Не сомневаться, не задаваться вопросами, а идти вперед.
Наталья Кандаурова, Ставрополь:
На момент знакомства с франшизой я семь лет руководила частным колледжем. Первые классы по формату IThub я запустила в его стенах в 2023 году. Дети на первый набор пришли невероятно творческие, осознанные и позитивные. На 2024-й учебный год набралось уже в три раза больше студентов.
Я познакомилась с основателем, Михаилом Сумбатяном, на совещании по образованию. Изначально я искала идеи для развития своего колледжа — стоять на месте в нашей сфере нельзя. По итогу я захотела перенять что-то себе и протестировать их. За год я поняла, что методология IThub работает, и в то же время — что концепция сильно отличается от традиционного преподавания. Так что я решила подыскать отдельное помещение и открыться с нуля.
Колледж занимает этаж в здании, где сидят наши бизнес-партнеры. Так что мы, получается, представляем собой образовательную часть индустриального кластера, который позволяет ребятам быть в контакте с потенциальными работодателями и будущими коллегами.
Самым сложным для меня был маркетинг. Он отличается от маркетинга в моем основном колледже целевой аудиторией и подачей. Это не простой бизнес, здесь нужно прикладывать много усилий и быть одновременно и незашоренным, и ответственным
19. Каким образом были оценены стартовые инвестиции и ежемесячные расходы
Финансовая модель формируется индивидуально для каждого партнера на основе анализа рыночных показателей
20. Каким образом были оценены ежемесячные выручка и прибыль
Текущая собственная оценка франчайзера
21. Из каких расходов складывается общая сумма инвестиций
- паушальный взнос — 5 млн рублей,
- ремонт и брендирование — от 4 млн рублей,
- компьютеры — от 3 млн рублей,
- IT-инфраструктура — от 1,5 млн рублей,
- мебель — 1 млн рублей,
- реклама и маркетинг — 450 000 рублей.
Если партнер открывает колледж с нуля, то в расходы закладываются ремонт и проведение коммуникаций
22. Из каких затрат складывается сумма ежемесячных расходов
- ФОТ,
- коммунальные затраты,
- аренда помещения,
- реклама,
- телефония,
- хозяйственные нужды и др.
23. За что взимается паушальный взнос, каковы размер и сроки уплаты
Паушальный взнос составляет 5 млн рублей и уплачивается после подписания договора за:
- методологию цифровой трансформации образования IThub (свидетельство о депонировании файла №627-356-008 от 08.02.2023, зарегистрировано в базе данных (реестре) АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности»);
- маркетинговую стратегию, тактический план запуска колледжа и инструменты для организации продаж;
- программы обучения по специальностям ФГОС и ДПО, включая контент всех дисциплин на цифровой платформе;
- доступ к образовательной платформе New LXP IThub и порталу IThub;
- комплекс руководств, стандартов по открытию и управлению образовательной организацией;
- пакеты коммерческой деятельности и внутренней документации бизнес-процессов;
- стандарты франчайзинговой сети
24. За что взимается роялти, каковы размер и сроки уплаты
Первые пять лет размер роялти составляет 20% от годовой стоимости обучения каждого студента. Начиная с шестого года роялти снижается до 15%. Партнер получает:
- право использования РИД (результатов интеллектуальной деятельности);
- подключение к IT-инфраструктуре IThub — AMOcrm, системе сквозной аналитики, порталу IThub, телефонии — этот же пункт в паушальном взносе;
- доступ к обучению и сертификации для педагогов и административного состава регионального хаба;
- консультации различных отделов управляющей компании — образования, маркетинга, финансов и HR, корпоративных ценностей, безопасности, IT, партнерства, кадрового центра и административно-хозяйственного отдела;
- очную супервизию;
- персональную поддержку специалистов компании по операционному взаимодействию;
- диплом профессиональной переподготовки по бизнес-роли от АНО ПО IThub Москва;
- консультации по найму в образовании, помощь в формировании команды и собеседовании кандидатов, подключение к единой платформе HH IThub;
- LXP лицензии — организация учебного процесса, контент по специальностям, модуль Space («цифровой кабинет» для студентов, где доступны все необходимые инструменты для обучения без физической привязки месту и оборудованию)
25. Несет ли франчайзи дополнительные денежные обязательства перед франчайзером
Нет
26. Несет ли франчайзер денежные обязательства перед франчайзи
Нет
27. За что может быть оштрафован франчайзи
Лицензиат может быть оштрафован за:
- невыполнение или ненадлежащее выполнение условий эксклюзивности и конфиденциальности, нарушение запретов на уступку прав, на сублицензию и работу с конкурентами;
- предоставление некорректной информации, несоблюдение требований к ведению сайта, систематические жалобы от студентов, создание препятствий для проверок франчайзера и другие нарушения;
- просрочку выплаты роялти. Франчайзи уплачивает пеню в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки
28. Какие зафиксированы основания для досрочного расторжения договора
При досрочном расторжении договора по собственной инициативе франчайзи обязан выплатить франчайзеру отступные в размере суммарной величины роялти за всех студентов за весь оставшийся срок действия договора
29. Есть ли ограничения на работу в отрасли после прекращения сотрудничества
Франчайзи не может вести аналогичный образовательный бизнес, а также становиться партнером компаний-конкурентов в течение трех лет после окончания сотрудничества
30. На какой размер рынка и его будущий рост ориентируется франчайзер
Почти половина студентов и молодых специалистов хотели бы работать в сфере IT. Потребление IT-образования в России на душу населения в 2024 году выросло на 19%, и на столько же выросло число вакансий в этой сфере. Компания ожидает, что спрос на франшизу будет стабильным, так как она позволяет решать проблему дефицита кадров на российском рынке