Sokolov в 2025 году увеличит сеть франчайзинговых магазинов не менее чем на 30%

Sokolov откроет в этом году 80-85 ювелирных магазинов по франшизе в России и странах СНГ под брендами Sokolov, Sokolov Diamonds и Diamant, увеличив таким образом партнерскую сеть почти на треть, рассказала Forbes директор управления развития франчайзинга ювелирного холдинга Антонина Жукова. За прошлый год компания открыла по франшизе 80 точек, и сейчас в ее сети 241 франчайзинговый и около 780 собственных магазинов.
«Мы активно смотрим и изучаем рынки разных стран», — говорит Жукова о дальнейших планах по развитию франчайзинга. Сейчас, уточняет она, франшиза Sokolov, кроме стран СНГ, работает только в Сербии, где есть два магазина, а о выходе на другие западные рынки пока говорить не приходится из-за сложностей с международными банковскими платежами.
По оценке СЕО холдинга Николая Полякова, весь российский рынок ювелирной розницы за 2024 год увеличился на 25,6%, до 459,4 млрд рублей. Оборот Sokolov вырос выше рынка — на 34% и достиг 68,1 млрд рублей. При этом расширение сети франшиз стало одним из драйверов роста наряду с развитием собственных магазинов и интернет-продаж, отмечено в сообщении компании. Оборот розничной сети по сравнению с предыдущим годом увеличился на 29%, до 28,6 млрд рублей, интернет-продажи — на 45%, до 24,3 млрд рублей. Продажи оптовикам выросли на 28%, до 15,2 млрд рублей, и 7,1 млрд рублей из этого объема составили продажи франчайзи — это на 41% больше, чем в 2023 году.
По данным INFOLine, Sokolov входит в топ-3 крупнейших ювелирных ретейлеров страны наряду с Sunlight и «585 Золотой». Крупнейший в 2024 году по числу магазинов холдинг «585 Золотой» в конце ноября отказался от развития по франшизе, объявив партнерам о прекращении сотрудничества. Компания решила централизировать управление для повышения эффективности, объяснял тогда Forbes гендиректор «585 Золотой» Дмитрий Лазарев. В тот момент франчайзинговыми были около 30% от 900 магазинов «585 Золотой» и Лазарев обещал, что они закроются до 2024 года, но часть будет замещена собственными магазинами компании.
Компания Sunlight сейчас не расширяет свою сеть по франшизе, рассказал Forbes представитель компании. Более подробно комментировать этот вопрос он не стал.
Ранее от франчайзинга отказался еще один крупный ювелирный ретейлер — Adamas. «В настоящее время мы в большей степени сосредоточены на развитии собственной сети, что позволяет нам контролировать все аспекты бизнеса — от стандартов обслуживания до качества продукции», — объяснил гендиректор компании Владислав Головкин, не исключив, впрочем, что она может вернуться к развитию по этой схеме, но на новых для себя рынках, например в Белоруссии.
Для холдинга Sokolov развитие по франчайзингу остается одним из приоритетных направлений деятельности, уверяет Жукова.
«Франшизу зачастую рассматривают в качестве бюджетной альтернативы развитию собственной розничной сети. Однако, это процесс сложный и трудозатратный», — признает Жукова. Холдингу развиваться по франшизе помогает наличие большой сети оптовых клиентов, объясняет она: «Многие из них открывают наши франшизы в дополнение к собственным локальным сетям в регионах».
