К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Количество договоров франчайзинга выросло на 2,4% в январе-мае 2025 года

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Рынок франчайзинга в этом году замедлился чуть ли не в 10 раз. За первые пять месяцев 2025-го в стране было заключено на 2,4% больше сделок по продаже франшизы, чем за тот же период прошлого года, подсчитал Роспатент. В 2024 году рост приближался к 20%

За первые пять месяцев 2025 года в Роспатенте было зарегистрировано 3571 договор коммерческой концессии в отношении товарных знаков, по которым оформляются сделки франчайзинга — это на 2,4% больше, чем в аналогичном периоде 2024 года, рассказал руководитель ведомства Юрий Зубов. При этом, по его данным, количество товарных знаков, передаваемых в договорах, выросло на 13%, до 5002.

Telegram-канал Forbes Франшизы
Канал о франшизах и успехе в бизнесе
Подписаться

Роспатент фиксирует уверенный рост интереса отечественного бизнеса к сделкам франчайзинга в отношении брендов, отметил Зубов. Но темпы этого роста замедляются. В 2024 году российские предприниматели заключили более 8200 сделок франчайзинга, на 18,2% больше, чем в 2023-м, и в 1,8 раза больше, чем в 2019 году, делился данными Роспатент. Быстрее всего в прошлом году росли продажи франшиз в ресторанном бизнесе и доставке продуктов, а больше всего договоров заключили сети ремонта гаджетов и магазинов табака.

Договоры коммерческой концессии — хоть и значительная, но все же часть рынка франчайзинга, отмечают эксперты. Отношения в этой области стороны могут оформлять по договорам лицензирования и оферты, но очевидно, что сейчас рынок франчайзинга заметно падает из-за высокой ставки рефинансирования и общего замедления экономики, говорит основатель компании Franch Global Сергей Дегтярев.

 

Франчайзеры заметили падение продаж франшиз во второй половине 2024 года, но так как цикл сделки может доходить по полугода, наиболее ярко ситуация проявилась к началу 2025-го, продолжает он. Сейчас многие хорошие бренды продают в два-три раза меньше франшиз, чем в прошлом году, некоторые сохранили уровень 2024-го, а у наиболее успешных идет небольшой рост относительно прошлого года, рассказывает Дегтярев.

Наиболее заметно снизился спрос в сегменте средних франшиз, в то время как самые недорогие и, наоборот, дорогие предложения сталкиваются с этим в меньшей степени, отмечает руководитель каталога франшиз Franshizа.ru Анна Рождественская. Недорогие франшизы всегда хорошо покупают — находится достаточно желающих попробовать себя в бизнесе, а спрос на франшизы с инвестициями в 10-30 млн рублей поддерживается регионами, где сейчас многие местные предприниматели хотят «прислониться» к большой известной сети, чтобы использовать силу ее бренда, получить ее подержку и бизнес-наработки, объясняет она.

 

По мнению Дегтярева, признаков стабилизации пока на рынке нет, и франчайзеры активно занимаются оптимизацией и повышением эффективности: «Приходится изобретать велосипед, чтобы оставаться на месте — выпускать новые продукты, более профессионально работать с показателями продаж и т.д.».

Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) также признает замедление спроса, но считает, то по итогам года рынок все-таки вырастет. По ее оценке, темпы роста рынка в денежном выражении снизятся с прошлогодних 13,4% до 9%, что по итогам роста даст объем рынка в 3,32 трлн рублей.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+