Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Представители поколения Z все реже связывают свою карьеру с работой по найму. Вместо корпоративной стабильности они все чаще выбирают предпринимательство — именно через франчайзинг, пишет издание о франшизах Entrepreneur.
От найма к франшизе
По данным крупной площадки по поиску работы Upwork, более 50% представителей поколения Z в США больше не рассматривают работу по найму как основной карьерный путь. В условиях роста студенческих долгов, инфляции и экономической нестабильности они ищут гибкость, возможность быстрого финансового роста и личную реализацию — то, что не всегда предлагает корпоративная среда. Опрос финансового портала MarketWatch подтверждает: «зумеры» рассчитывают на финансовую независимость к 32 годам — но не за счет найма, а через самостоятельное предпринимательство.
Традиционный карьерный путь поколения X и бэби-бумеров для современной молодежи выглядит как что-то странное, признает основатель и гендиректор компании Home Run Franchises Томас Скотт. «Они рассуждают так: «Кто, черт возьми, это придумал? Почему я должен проводить по 40 часов в неделю в тесном офисном отсеке, чтобы оплачивать свои расходы? У меня с детства был доступ к YouTube, и я знаю, что если ты хочешь чего-то добиться в жизни, ты должен начать свой бизнес», — цитирует бизнесмена Entrepreneur.
Франчайзинг кажется молодым людям подходящим форматом для реализации своих надежд: он позволяет начать бизнес с поддержкой сильного бренда и готовой бизнес-моделью — особенно для тех, кто не хочет тратить годы на построение чего-то «с нуля», объясняют эксперты издания.
Первый бизнес, а не вторая карьера
Если в прошлом франчайзинг в США чаще выбирали бывшие топ-менеджеры с капиталом и опытом, то сегодня ситуация меняется. Многие 25–30-летние предприниматели делают франшизу своей первой карьерной ступенью, пишет Entrepreneur.
«Мы видим всплеск интереса со стороны молодых, амбициозных, но неопытных франчайзи, — говорит Дэниел Хэйс, основатель консалтинговой компании Hundred Acre. — Им важна не только прибыль, но и смысл, гибкость и участие в жизни бренда».
Согласно данным Franchise Business Review, пока всего 8% франчайзи в США — моложе 35 лет, но они уже начинают «переворачивать рынок». Франчайзеры адаптируются к запросам молодежи: снижают порог входа в бизнес, делают обучение более цифровым, а бренды — визуально понятными для соцсетей и маркетинга от первого лица.
Одна из таких компаний — сеть по продаже замороженных десертов Frios Gourmet Pops. В 2018 году, когда ее купил нынешний владелец Клифф Кеннеди, она состояла из 18 точек, а увеличил их число до 110, сделав ставку на молодежь. «Думаю, многие их них видели, как родители потеряли работу, и теперь хотят сами распоряжаться своим будущим», — объясняет он активность молодых предпринимателей. Вложения во франшизу Frios Gourmet Pop начинаются от $60 000, и она, со своими изысканными десертами, продуманной визуальной концепцией и активностью в соцсетях, полностью соответствует требованиям современного общества, воспитанного на красивых картинках. Кеннеди, которому сейчас 42, активно привлекает партнеров моложе 30 лет, и сейчас их в компании почти треть. «Они быстро схватывают, делают контент в TikTok, и работают с аудиторией на равных», — хвалит бизнесмен молодых франчайзи. Молодежь часто добивается успеха, подтверждают данные Home Run Franchises: представителям поколения Z и миллениалам принадлежит около 30% франчайзинговых точек в сети, но почти все они входят в число лучших по выручке.
Еще один пример — сеть студий растяжки Stretch Zone: половина ее франчайзи моложе 40 лет, среди которых около 10% младше 30 лет. Стратегия выхода из бизнеса тоже понятна: многие открывают сразу две-три точки, развивают их в течение трех-пяти лет, а затем продают с прибылью.
Молодых людей привлекает то, что многие франшизы можно открыть с инвестицией от $50 000 до $150 000, получив кредит по программе поддержке малого бизнеса, отмечает Хэйс. Стратегия выхода из бизнеса тоже понятна: многие открывают сразу две-три точки, развивают их в течение трех-пяти лет, а затем продают с прибылью.
В российском франчайзинге сейчас ситуация по сути противоположная, отмечает руководитель каталога Frashiza.ru Анна Рождественская. Франшизы долгое время считались делом молодых, а сейчас многие эксперты и франчайзеры отмечают, что средний возраст франчайзи растет, в этот бизнес приходят все более опытные инвесторы — с одной стороны это сигнал зрелости рынка и веры в него даже среди людей с самым критическим мышлением, а с другой — признак поиска новых направлений для вложения денег, объясняет она.
