К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Никогда не поздно: как построить вторую карьеру с помощью франчайзинга

Фото Getty Images
Фото Getty Images
​​Если раньше бизнес по франчайзингу в России считался прежде всего делом для молодежи, то сейчас в него приходят все более взрослые инвесторы. Какие возможности он открывает, рассказывают «Forbes Франшизам» сами предприниматели

Средний возраст франчайзи растет и уже превышает 40 лет, рассказывает руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. Хотя большинство — предприниматели с опытом, появляется все больше новичков, решивших после успешной карьеры в найме начать свое дело с помощью франчайзинга.

Telegram-канал Forbes Франшизы
Канал о франшизах и успехе в бизнесе
Подписаться

«Это лучше и средней зарплаты, и средней пенсии»

Наталья Иванова из Нелидово Тверской области большую часть карьеры проработала экономистом в строительной отрасли, а в 51 год поняла, что, несмотря на руководящие должности и профессиональные заслуги, будет получать пенсию 17 000 рублей в месяц. И сразу решила инвестировать в бизнес с тем, чтобы к выходу на пенсию он приносил ей и ее семье стабильный доход. Она рассказывает, что начала с салона красоты, потом открыла два пункта выдачи заказов — Ozon и Wildberries. Эти проекты оказались достаточно успешными. Потом, планируя очередной отпуск, она выяснила, что в Нелидово практически невозможно купить путевку. Тут и пришло решение открыть турагентство по франшизе, и свой выбор Иванова остановила на сети «Слетать.ру».

Наталья Иванова, франчайзи сети «Слетать.ру» в Нелидово (Фото DR)

Она вспоминает, что представители франчайзера были удивлены желанием предпринимательницы открыть офис турагентства в небольшом городе с населением около 20 000 человек, полагая, что доходность бизнеса будет минимальной. Но Иванова считала, что прибыли даже в 50 000–100 000 рублей в месяц ей хватит — эта сумма все равно выше и средней зарплаты, и средней пенсии по региону.

 

По ее словам, стартовые вложения составили около 500 000 рублей и включали в себя покупку франшизы (80 000 рублей), оплату обучения (70 000 рублей) и небольшой ремонт помещения. Офис получился в одной из комнат ее салона красоты, где раньше располагался солярий, а менеджером стала увлеченная родственница, прошедшая обучение франчайзера. Нанять на стороне пришлось только smm-специалиста.

Турагентство запустилось 1 июля 2025 года, но, несмотря на недавнее открытие, у него уже есть хорошие клиенты. Например, недавно оно продало тур в Турцию на девять человек стоимостью около полутора миллионов рублей, на котором получило 6% прибыли до выплаты налогов, рассказывает Иванова. По договоренности с сотрудницами они делят чистую прибыль поровну на троих, и в июле каждая из них получила от агентства по 40 000 рублей, что очень неплохо для Нелидово.

 

Наталья находит в этом бизнесе позитивные эмоции: открывает и изучает новые направления в России и за рубежом, радуется, когда клиенты присылают отзывы и видео о своем отдыхе. Клиентам, убежденным, что самостоятельный поиск и бронирование выгоднее, она практически на спор находит предложения на 50 000–70 000 рублей дешевле, что вызывает у них восторг и запускает сарафанное радио: у нее в агентстве выгоднее и качественнее.

«Доход от этого бизнеса вряд ли будет большим, хотя я на это надеюсь. Но зато у меня под рукой все горящие предложения и вся информация об отелях. Возможно, на пенсии я сама этим воспользуюсь», — говорит Иванова.

Подобное предпринимательское мышление у сотрудников хотят видеть многие работодатели, но для самого сотрудника иногда стратегически выгоднее применить его для развития собственного бизнеса, уверена основатель международного рекрутингового агентства NEWHR Кира Кузьменко.

 

«Бизнес дает важное ощущение самореализации»

Хабаровчанин Андрей Варады посвятил жизнь клинической фармакологии. Он начал с должности ассистента кафедры, преподавал в медицинском вузе, а затем последовательно поднимался по карьерной лестнице, работая в российских и международных фармацевтических холдингах. А незадолго до 60-летия попал под сокращение, связанное с уходом из России международной фармкомпании, в штате которой он был. Найти достойную работу по найму не удавалось, Варады занимался консалтингом и проектным менеджментом в привычной отрасли, но друг и будущий соинвестор убедил его начать бизнес.

Андрей Варады, франчайзи сети Clean Clinic в Хабаровске (Фото DR)

На двоих они приобрели франшизу центра инфузионной терапии Clean Clinic и в начале 2025 года открыли клинику. Франчайзер оценивает стартовые инвестиции минимум в 4 млн рублей. Партнеры вложили больше. Паушальный взнос составил 1 млн рублей, еще 5 млн потребовалось вложить в ремонт арендуемого помещения и оборудование — средства они взяли из накоплений. Варады объясняет, что не стал ограничиваться «капельницами здоровья» и приобрел дополнительное оборудование: аппарат УЗИ, оборудование для нормобарической оксигенации (баротерапии), завел кабинет иглорефлексотерапии и превратил инфузионную клинику в многопрофильный центр здоровья. 

Управляет клиникой он сам, потому что хорошо знает фармокологическую и медицинскую отрасли, принципы лицензирования, поэтому сложностей в понимании практической стороны бизнеса и объяснении ее клиентам для него нет.

«Капельницы для поддерживающей терапии не ограничиваются снятием похмельного синдрома или чисткой организма, — говорит Варады. — Инфузионная терапия полезна в восстановительном периоде после тяжелых заболеваний, например, COVID-19. Используется она даже после имплантации зубов, чтобы облегчить приживаемость и снизить стресс для организма».

Предприниматель подчеркивает, что ответственно относится к назначениям, зная правила и нюансы сочетания препаратов, и требует того же от сотрудников. По медицинским регламентам все назначения должен делать врач соответствующей квалификации, например невролог (после соответствующей диагностики), и в клинике Варады это правило соблюдается. Когда один из клиентов пришел в клинику за курсом капельниц для снятия усталости, то невролог клиники заподозрил инсульт и вызвал скорую. В больнице подтвердили диагноз. Варады гордится этим случаем и считает его подтверждением полезности своей деятельности. Бизнес дает ему важное ощущение самореализации.

 

Точка самоокупаемости для партнеров еще впереди. Предприниматель видит в своих решениях недочеты, мешавшие запуску клиники. Долго возились с лицензией — и не заложили бюджет на вынужденный простой, замахнулись на слишком много направлений — и не хватило средств для организации масштабной рекламы, то есть ресурсы следовало бы распределить рациональнее, объясняет он.

«Сейчас я бы многое сделал иначе, не допустил бы тех ошибок в бизнесе, что совершил. Но прошел бы этот путь еще раз», — говорит Варады. Предприниматель считает свой бизнес семейным и надеется однажды передать управление клиникой своим сыновьям.

«Кто, если не мы, начнем делать мир красивее»

Москвич Алексей Дубовской 20 лет посвятил карьере авиадиспетчера и вел активную жизнь: ездил на мотоцикле и пилотировал небольшой самолет. Шесть лет назад авария усадила его в инвалидное кресло, и о дальнейшей карьере в авиаотрасли пришлось забыть. Тогда Дубовской сначала освоил профессию тестировщика и получил работу по новой специальности, а затем задумался о своем деле, которое могло бы приносить доход ему и его семье. И приобрел в 2024 году, в год своего 46-летия, франшизу ландшафтной компании «ЛЮКССАД».

Франчайзи компании «ЛЮКССАД» в Москве Алексей Дубовской (Фото DR)

Паушальный взнос для Дубовского составил 700 000 рублей, помимо этого он отдает франчайзеру 5% с заказа и участвует в оплате софта и продвижения — это еще около 100 000 рублей ежемесячно.

 

В компании новым франчайзи очень довольны. С ним долго вели переговоры перед заключением договора, учитывая, что он должен был стать первым партнером компании в Москве, рассказала основательница «ЛЮКССАДА» Татьяна Мамеева. Но за год работы Дубовской продемонстрировал хорошие результаты и показал, что на него можно рассчитывать. «Это очень ценно для нас обоих», — отмечает Мамеева.

Во франшизе гораздо важнее бизнес-подход и навыки управления, считает она. Дубовской руководит командой и удаленно ведет переговоры с клиентами, лишь изредка выезжает на объекты лично: работами на участке занимаются его сотрудники — ландшафтный архитектор, менеджер, рабочие.

Предприниматель рассказывает, что работает сейчас по 12–14 часов в день, но не видит в этом ничего плохого: он называет себя трудоголиком и говорит, что всегда старался получить резервную специальность и подработку. Многолетняя работа авиадиспетчером, требующая максимальной сосредоточенности, собранности и готовности оперативно реагировать в любых стрессовых ситуациях, оказалась отличной подготовкой, считает Дубовской. Поэтому постоянное обучение для него не проблема, а возможность. Но он признает, что в новой профессии рост с нуля до высоких позиций занял бы лет 15, в то время как франчайзинг позволяет войти в бизнес и получить хороший доход гораздо быстрее. Дубовской выбрал его, потому что хотел не только обеспечить себя, но и помогать взрослым детям и внукам. Франшиза уже приносит ему в высокий сезон по 300 000 рублей в месяц.

Освоить новую профессию в 40+ и быстро начать хорошо зарабатывать не так уж просто, особенно в IT, соглашается Кузьменко. Работодатели в этой сфере предпочитают молодых, деятельных и недорогих сотрудников. «В условиях нынешней конкуренции карьерный рост для соискателей среднего и старшего возраста здесь практически недостижим», — отмечает она. 

 

Дубовскому его бизнес помог не только обрести новую профессию, но и удовлетворить стремление к изменению мира вокруг себя. «Я много путешествовал до аварии и видел много красивых мест в мире и всегда задавался вопросами: неужели у нас так нельзя сделать? Почему у нас так не делают? Понимаю, что это наивно и что на это должен быть запрос, но кто, если не мы сами, начнем делать мир чуточку красивее?»

«Решаю осязаемые задачи, получаю положительные эмоции»

Москвич Алексей Филин до 2022 года работал директором по развитию международной страховой компании Cardif, входящей в холдинг BNP Paribas, но после ухода компании из России решил применить навыки управленца в собственном бизнесе. С 2015 года он был соинвестором одного из франчайзи торговой сети «Пятерочка», а в 2023-м решил открыть свой магазин в подмосковном Долгопрудном.

Алексей Филин, франчайзи торговой сети «Пятерочка» в Долгопрудном (Фото DR)

«Пятерочка» работает по схеме обратного франчайзинга: партнер инвестирует в магазин 20–25 млн рублей, ретейлер поставляет торговый запас и берет на себя основные функции управления — формирование ассортимента, логистику, ценовую политику, маркетинг и т.д. Франчайзи получают вознаграждение в среднем 20–24% от месячного оборота, что, как рассказали «Forbes Франшизам» несколько из них, обеспечивает чистую прибыль около 6%. При таких условиях магазин окупается в среднем за три-три с половиной года.

Первые полгода после открытия Филин выстраивал системную деятельность магазина, регулируя ассортимент и регламенты работы, а сейчас открывает вторую торговую точку. По словам предпринимателя, предыдущий опыт помогал ему находить нестандартные решения. Например, когда Филин понял, что к нему регулярно приходит персонал соседнего госпиталя и закупает продукты по списку для пациентов, то запустил свою локальную доставку. Персонал госпиталя собирал заказы и присылал в магазин список продуктов, сотрудники магазина собирали и упаковывали товары — сотруднику госпиталя оставалось только прийти в магазин и заплатить на кассе. На обратную дорогу ему выделяли грузчика и тележку.

 

Увлечен Филин и обучением персонала: «Мало в какой «Пятерочке» погружают сотрудников в принципы международного менеджмента и маркетинга», — говорит он. Профессиональные навыки помогли ему выстроить эффективную схему работы магазина: ему всегда хватает персонала благодаря резерву, а оптимизация позволяет избегать лишних затрат. «В пекарню, например, нужен пекарь. Пока я его искал, сам там работал. И понял, что работает пекарня два часа в день, а эту работу может выполнять любой из сотрудников. А сегодня вот зашел в магазин, уже и на кассе постоял, и сантехником побыл немного».

Филина хорошо знают жители района: он ведет чат своей «Пятерочки», в котором состоят его покупатели. Сотрудники в выходной забегают в магазин спросить, не нужна ли коллегам помощь, а посетители дарят ему овощи со своего огорода. Предприниматель называет свой магазин семейным и говорит, что увидел в этом бизнесе результат своих действий: «В финансовой отрасли ты управляешь цифрами и показателями эффективности. Это абстрактная ответственность. А здесь я пришел, вот стоит мой магазин, в нем товар и мои покупатели и сотрудники, я говорю с ними, решаю осязаемые задачи, получаю позитивные эмоции».

Сейчас Филину удалось привлечь соинвестора для запуска второго магазина, и в его планах — создать небольшую сеть из десяти точек. Параллельно с маштабированием бизнеса он надеется вырастить из директора первого магазина управляющую будущей сетью и со временем сократить свое участие в ежедневной операционной деятельности, оставив себе функции контроля.

«Франчайзеры рады, когда к ним приходят люди с опытом»

Эйджизм на рынке труда существовал всегда и до сих пор проявляет себя особенно ярко, говорит Кира Кузьменко. Несмотря на демографический кризис и нехватку молодых сотрудников, никуда не делись убеждения нанимателей о том, что человек старшего возраста менее гибок, работоспособен и склонен к роли исполнителя, объясняет она. Сейчас к этим опасениям прибавилась автоматизация рутинных задач, которые позволили сократить и часть персонала, и поколенческий конфликт: не все кандидаты старшего поколения обладают навыками самопрезентации, к которым привыкли современные менеджеры по найму. Для многих эти факторы практически останавливают развитие карьеры уже в 40–50 лет, заключает Кузьменко.

 

И возрастной «потолок» может опуститься, предупреждает она. «Глобальный рынок труда переживает сильный кризис. С развитием технологий сломаны системы найма и оценки сотрудников. Думаю, существующие профессии подвергнутся видоизменению. Опытным сотрудникам стоит готовиться к дообучению либо искать резервные решения для заработка», — считает Кузьменко.

В этих условиях многие выбирают свое дело, а не соревнование с коллегами или переубеждение начальства. Большинство франчайзеров только рады, когда к ним приходят опытные люди с навыками системной деятельности и бизнес-знаниями, способные воспринимать обучение, следовать инструкциям, уверена Рождественская.