К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рынок вендинговых аппаратов в Москве сократился впервые за четыре года

Фото Александра Авилова / Агентство «Москва»
Фото Александра Авилова / Агентство «Москва»
Во II квартале 2025 года в Москве количество вендинговых автоматов сократилось на 7% к I кварталу, рассказали «Forbes Франшизам» в Союзе операторов торговых автоматов (СОТА). В этом году торговый сбор в столице вырос вдвое, сделав нерентабельной работу многих точек. Спрос на франшизы в вендинге пока сохраняется благодаря растущему ассортименту предложений

В Москве сокращается вендинговый рынок, сообщил «Forbes Франшизам» президент СОТА Леонид Нестеренко. По его данным, если в последние три-четыре года количество вендинговых автоматов в столице росло на 10-12% в год, то во II квартале этого года оно упало на 7% по сравнению с I кварталом. Было демонтировано около 800 из 11 000 торговых автоматов, зарегистрированных в налоговой службе, тогда как, по прогнозам, к середине года их должно было стать больше на 500 штук. В СОТА связывают сокращение вендинга с повышением ставок торгового сбора.

Telegram-канал Forbes Франшизы
Канал о франшизах и успехе в бизнесе
Подписаться

Поправки в закон о торговом сборе вступили в силу с января 2025 года. В соответствии с ними размер торгового сбора для вендинговых операторов должен был индексироваться ежегодно с применением коэффициента-дефлятора. На 2025 год коэффициент был рассчитан с учетом накопившейся с 2015 года инфляции, в результате чего ставка торгового сбора для одного аппарата выросла с 5184 рубля за квартал до 10 244 рублей. Требования об уплате налога по новым ставкам операторы начали получать в марте-апреле.

Такие ставки приведут к убыточности многих вендинговых локаций, потому что они работают с выручкой до 15 000 рублей в месяц, предупреждал Нестеренко. Средняя же выручка в этом бизнесе, по его словам, около 35 000 рублей в месяц с автомата, а чистая прибыль — 6000-7000 рублей. Торговый сбор для владельцев составит 3400 рублей в месяц, то есть будет забирать до половины средней прибыли. Точно сохранят высокую рентабельность аппараты, расположенные в проходных местах, например в аэропортах, и приносящие по 80 000-90 000 выручки в месяц, однако таких на рынке не более 20%, отмечал Нестеренко.

 

Из-за повышения торгового сбора вендинговый бизнес попадает в условия неравной конкуренции с розничными сетями, считают в СОТА. Для розницы ставка составляет 1000 рублей за кв. м, а вендинговый аппарат занимает такое же пространство, но облагается сбором в 10 000 рублей. При этом уровень рентабельности у вендинга и розницы примерно одинаковый, считает Нестеренко. СОТА обращалась в Минэкономразвития и мэрию Москвы с просьбой пересмотреть повышение торгового налога, но реакции не последовало.

«Адаптация рынка к новым условиям работы продолжится. Часть предпринимателей уже оказались в тени: в реальности количество автоматов в Москве в три раза выше, чем официально значится на учете в Налоговой службе. Операторы просто не в состоянии платить повышенные ставки торгового сбора и либо закрываются, либо ищут нелегальные способы продолжить работу», — говорит Нестеренко. 

 

На рынке вендинга довольно велика доля франчайзинга: по оценке СОТА, она может достигать 20%. Особенно много франчайзинговых снековых и кофейных автоматов.

Повышение торгового сбора повлияет только на московских операторов вендинга, а в целом эта ниша франчайзинга вряд ли «просядет», считает Евгений Звягин, главный редактор Businissmens.ru.  По его данным, спрос на вендинговые франшизы в целом по стране растет: в этом году количество заявок на вендинговые франшизы выросло на 30,8% по сравнению с 2024-м, когда спрос на такой бизнес, наоборот, снизился на 16,7%. Интерес к бизнесу увеличивается благодаря появлению на рынке новых форматов, отмечает эксперт: «Если раньше этот сегмент рынка франшиз был представлен в основном кофейными автоматами и мини-маркетами (автоматами с едой), то сейчас мы видим гораздо большее разнообразие: автоматы с игрушками, с украшениями, с диффузорами и ароматами, с товарами для автовладельцев, автоматы, которые делают пиццу». Звягин подчеркивает, что вендинг всегда был одним из самых доступных видов франшиз: вложения минимальны, серьезный опыт в бизнесе не требуется, а на управление не уходит много времени.

Не сильно повлияет на франшизы и запрет на продажу энергетиков несовершеннолетним, вступивший в силу в этом году. В СОТА объясняли , что он ударит по индустрии вендинга, так как энергетики — один из самых высокомаржинальных продуктов для операторов. Во франчайзинге этот сегмент непопулярен, доля аппаратов с энергетиками, среди тех, что продают по франшизе — от силы 5%, а 55-65% продаж приходится на кофейный аппараты, объясняет Звягин.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+