Международные фармкомпании сохранили более 60% российского рынка лекарств

Международные фармкомпании за последние пять лет не только не сократили присутствие в России, но и сохранили устойчивую и конкурентную долю рынка, практически не изменившись по сравнению с 2021 годом. По данным исследования аналитической компании DSM Group и ассоциации «Инфарма», в 2021–2025 годах доля препаратов международных производителей (с учетом локализованного производства) стабильно превышала 60% в денежном выражении и более трети (36,9%) — в натуральном. Об этом Forbes сообщили в пресс-службе ассоциации.
Особенно заметно присутствие международных компаний в сегменте оригинальных препаратов: в стоимостном выражении их доля достигла 89,2%, а в упаковках — 83,6%, увеличившись за пять лет почти на 5 п.п. Аналитики отмечают, что такие данные опровергают прогнозы о массовом сокращении поставок и указывают на отсутствие резких изменений на рынке.
Отдельное место в структуре рынка занимают биологические препараты — один из самых технологически сложных сегментов фармотрасли. Здесь международные производители также сохраняют доминирующие позиции: их доля в деньгах за десять месяцев текущего года составила 62,7%, а в натуральном выражении выросла с 24,8% в 2021 году до 30% в 2025-м. Это, по оценке экспертов, свидетельствует о сохранении доступа российских пациентов к критически важным и высокотехнологичным лекарствам.
«Доля зарубежных производителей лекарственных средств (включая локализованные препараты) практически не меняется на протяжении последних пяти лет. В этом отношении фармацевтическая индустрия в отличие от других рынков демонстрирует удивительную стабильность. Доля отечественных производителей постепенно нарастает, однако это увеличение происходит главным образом за счет дженериковых препаратов, а не оригинальных лекарственных средств», — прокомментировал результаты исследования генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Он добавил, что для того, чтобы ситуация в корне изменилась, нужен «иной подход» к стратегии развития отечественной фармпромышленности, ориентированный в первую очередь на стимулирование разработчиков инновационных лекарственных средств.
Наиболее значимым остается вклад международной фармы в лечение социально значимых заболеваний. В онкологии доля таких препаратов в 2025 году достигла 74,2% в стоимостном выражении, в лечении сахарного диабета — 60,7%, в сегменте иммунодепрессантов — 60,8%. В упаковках показатели ниже, что отражает более высокую стоимость инновационных препаратов по сравнению с дженериками.
Схожая картина наблюдается и в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). На препараты международных компаний приходится 60,6% этого сегмента в денежном выражении и 36,3% — в упаковках. Доля локализованных препаратов в ЖНВЛП остается заметно ниже — около 10% в рублях.
Исполнительный директор ассоциации «Инфарма» Вадим Кукава, в свою очередь, указывает, что большинство зарубежных фармкомпаний не только не покинули российский рынок, но и продолжают выполнять обязательства по поставкам, параллельно углубляя локализацию производства.
«Ассортимент выпускаемых международными компаниями лекарств остается доступным и стабильным для пациентов. Вклад международных фармпроизводителей в формирование перечня ЖНВЛП и обеспечение пациентов с тяжелыми заболеваниями инновационными лекарственными средствами в настоящее время является значительным, но вместе с тем, надо отметить, что постепенно растет доля локализованных препаратов, что полностью соответствует стратегии развития здравоохранения 2030», — дополнил эксперт.
Напомним, с 2022 года в СМИ обсуждалась возможность ухода международных фармацевтических компаний с российского рынка под давлением санкций и бойкотов. Тогда ряд крупных игроков, включая Eli Lilly, Novartis и AbbVie, действительно сокращали операции, приостанавливали инвестиции и маркетинг в России, хотя официально продолжали поставки основных лекарств.
На этом фоне российские власти неоднократно заявляли о необходимости снижать зависимость от зарубежных фармацевтических компаний и наращивать собственное производство лекарств. Минпромторг начал последовательно вводить меры поддержки компаний для разработки и вывода на рынок отечественных препаратов, в том числе оригинальных, в рамках стратегии «Фарма-2030».
В 2022 году консалтинговая компания «Яков и Партнеры» оценивая рыночную долю собственных оригинальных разработок российских компаний на фармацевтическом рынке отмечала, что ее рост обеспечивался в основном дженериками и локализованным производством, а не собственными инновациями.
Причины устоявшейся структуры рынка аналитики связывали с особенностями развития отрасли: большинство российских фармкомпаний сосредоточено на воспроизводимых препаратах, тогда как разработка оригинальных лекарств требует длительных инвестиций, развитой научной базы и сложной клинической инфраструктуры. По оценке аналитиков, менее 3% российских разработок успешно проходили доклинический этап, а значительная часть клинических исследований велась в интересах дженериков и биоаналогов, а не новых молекул.
В октябре 2025 года министр здравоохранения России Михаил Мурашко заявил, что на российском рынке около 70% лекарств по количеству упаковок — отечественные, что должно свидетельствовать о росте производства внутри страны. При этом какова доля оригинальных разработок, а не дженериков, он не уточнял.
